ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Смертоносная магия шитья и бесконечное шоу с убийствами

Два британских триллера о сверхъестественных свойствах искусства

Средневековый театр. Гравюра лионского мастера конца XV века Térence de Jean Trechsel / www.meisterdrucke.us
Средневековый театр. Гравюра лионского мастера конца XV века Térence de Jean Trechsel / www.meisterdrucke.us

Текст: Ирина Шлионская

Мы склонны восхищаться прекрасными вещами, созданными умелыми человеческими руками, и талантливой игрой актеров в театре. Но неужели искусство способно нести в мир зло? Перед вами два триллера в жанре магического реализма, которые заставляют об этом задуматься.

Лора Перселл. Корсет. – Пер. с англ. А. Нефедовой. – М.: Иностранка, 2025

Автор увлекается историей. И в новой книге, как и в предыдущем романе «Безмолвные компаньоны», впервые изданном на русском языке в 2018 году, рассматриваются причины трагедии, которая привела к человеческим жертвам. И повествование погружено в викторианскую эпоху.

В романе две главные героини, от лица которых рассказ ведется попеременно. Это Доротея Трулав, девушка из богатой семьи, и юная горничная Рут Баттэрхэм, осужденная на казнь за убийство своей хозяйки. Их судьбы сплетаются, когда Доротея в благотворительных целях начинает навещать Рут в тюрьме. Мисс Трулав испытывает к своей подопечной особый интерес: она увлечена френологией и хочет удостовериться в том, что по строению черепа можно выявить склонность человека к преступлениям.

Однако шестнадцатилетняя девочка не выглядит убийцей. Тем не менее, она убеждена, что стала причиной смерти нескольких человек. Рут уверена, что убила их… при помощи нитки и иголки. Одних случайно, других, причинявших ей зло, – намеренно. Искусная швея, она считает, что ее изделия обладают магическими свойствами.

На первый взгляд это полная ерунда. Ведь известно, что Наоми, младшая сестренка Рут, в смерти которой та тоже себя винит, скончалась от дифтерита. Розалинда Ордакл, травившая девочку в школе и впоследствии заказывавшая себе платья в ателье миссис Метьярд, где служила Рут, умерла оттого, что красители ткани содержали ядовитые вещества. А Кейт Рукер, у которой Рут работала горничной, регулярно подмешивали в пищу и питье мышьяк… Сделанный для нее Рут изящный корсет тут явно ни при чем…

Фото: www.laurapurcell.com

Постепенно выясняется, что Рут Баттэрхэм не имеет никакого отношения ко всем этим смертям, ее лишь использовали истинные злоумышленники, чтобы отвести от себя подозрения… «В их смерти нет моей вины! Я никого не убивала!» – осознает несчастная девушка. Но уже поздно. Ее судьба предрешена.

Как ни странно, Доротея Трулав приходит к выводу, что у нее с Рут гораздо больше общего, чем можно предположить. В ее жизни присутствует тайна, связанная с ранней кончиной матери. И она начинает подозревать, что кто-то пытается приблизить и ее собственную кончину…

В конце книги Доротее неожиданно удается поверить в магические способности Рут Баттэрхэм. И она использует эту магию, чтобы уничтожить того, кто вредит ей самой…

У этого романа Перселл, как и у «Безмолвных компаньонов», открытый финал. Читатель может додумывать его как угодно. Мы так и не узнаем, казнили ли Рут Баттэрхэм, удалось ли вывести на чистую воду тех, кто подстроил преступление… Но в этом и заключается суть магического реализма. Мы никогда не можем быть уверены, происходили ли те или иные события на самом деле… Так зачем же ставить точку?

Энн Корлетт. Театр стекла и теней. – Пер. с англ. И. Залогиной. – М.: Азбука, 2025

«Весь мир театр, а люди в нем актеры». Эта шекспировская цитата воплощается в сюжете романа Корлетт почти буквально.

После смерти отца девятнадцатилетняя Джульетта Грейс узнает, что ее раннее детство было связано с лондонским Театральным округом. Это некая альтернативная реальность, о которой ходят многочисленные мифы и легенды.

Покойный отец девушки, Стивен, никогда не рассказывал дочери всей правды о ее происхождении. Пытаясь выяснить историю своего рождения, Джульетта приезжает в Театральный округ. Там правит один закон: шоу, идущее веками, должно продолжаться любой ценой, несмотря ни на что!

Чтобы взглянуть на представления хоть одним глазком, надо платить большие деньги либо получить приглашение от таинственного Странника. Шанс стать участником шоу еще меньше. Но Джульетте удается попасть на сцену, ведь ее мать Мадлен когда-то была одной из здешних актрис.

Сначала кажется, что девушка вытянула счастливый билет, хотя ее предупреждают, что лучше отсюда уйти, пребывание в Театральном округе может оказаться опасным… Не сразу Джульетта понимает, что в этом блестящем мире скрыто множество темных загадок. Например, у всех ведущих актеров есть заменяющие их дублеры – «ночные двойники». А из реки периодически вылавливают тела девушек, которые, как подозревает полиция, имели отношение к Театральному округу.

Большинство персонажей носят звучные «театральные» имена – помимо Джульетты это Конрад, Элеанора, Оливия, Эсме, Юджин, Итан, Арлен… Но что скрывается за их личностями? Может, это только маски, которым нельзя доверять? И они представляют смертельную угрозу для той, которая пытается занять чужое место?

Роман Корлетт безусловно восходит к карнавальной традиции, берущей начало от древних мистерий, которую так подробно описывает в своих работах Михаил Бахтин. Карнавал по Бахтину — это «не художественная театрально-зрелищная форма, а как бы реальная (но временная) форма самой жизни… В этом специфическая природа карнавала, особый род его бытия». Однако у него есть и темная сторона. Вспомним Мрачный Карнавал в романе Рэя Брэдбери «Надвигается беда» (1962). Люди Осени предлагают своим потенциальным жертвам недостижимые в реальности блага, но все они оказываются лишь имитацией, подталкивающей к тому, чтобы продать душу зловещим силам. И тут тоже не обошлось без создающих иллюзию зеркальных лабиринтов и отражающихся в них двойников. Но иллюзия иллюзией, а человеческие жертвы – самые настоящие.

Недаром в «Театре стекла и теней» Итан говорит главной героине: «Округ – Шоу – создан из крови, костей и памяти всех, кто здесь жил… Это наша история, наше предназначение – нам это нужно, чтобы выжить».

Фото: http://annecorlett.co.uk/

Книга Корлетт – одновременно и история поисков себя, своей истинной сути и предназначения, и предостережение о том, что это предназначение может оказаться ложным, а за участие в «шоу» предстоит заплатить непомерную цену. Но выбор есть всегда.