Сайт ГодЛитературы.РФ функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
сочинение

5 зачетных тем

Названы направления итоговых сочинений 2017—2018 учебного года

Текст: ГодЛитературы.РФ
Фото: СаратовИнформ

Министерство образование и науки РФ обнародовало направления выпускных сочинений 2017—2018 учебного года, которые по традиции определяет Совет по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Натальи Солженицыной.

Ими стали: «Верность и измена», «Равнодушие и отзывчивость», «Цели и средства», «Смелость и трусость», «Человек и общество». В рамках этих открытых направлений Рособрнадзор разработает конкретные темы итогового сочинения. Для каждого часового пояса нашей большой страны они  будут свои. Конкретные темы итогового сочинения доставят в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения.

Напомним, что итоговое сочинение является допуском выпускников к ЕГЭ. Как и в предыдущие годы, выпускное сочинение будет оцениваться по принципу «зачет» — «незачет».

Член Гильдии словесников, учитель литературы Оксана Смирнова на сайте Гильдии уже посочувствовала своим коллегам из высших учебных заведений, которым придется сотни раз читать про «Тараса Бульбу», «Уроки французского», «Сотникова», «Обелиск» и в лучшем случае — про «Капитанскую дочку» и «Войну и мир», в которых есть ответы на все возможные вопросы.

Она предлагает другой подход: обсудить на уроках несколько текстов, которые не изучались, но вполне вписываются в программу и могут пригодиться на сочинении. А главное, их будет интересно обсудить с ребятами.

Начать Оксана Смирнова предлагает с пяти произведений, в которых можно найти аргументы для всех направлений.

№ 1 Е. Шварц «Дракон»

Очевидный плюс: можно читать кусками по ролям. Кот Машенька, «я чайник — заварите меня», Дракон в трех лицах — это ярко и (на первый взгляд) смешно. Понадобится, вероятно, два урока: первый — чтение и обсуждение начала пьесы (хорошо бы до смерти Дракона). Дома предложим дочитать и отметить в каждом действии по 2—3 самые яркие реплики. Второй урок пойдет уже на обсуждение проблематики.

1) Пьеса написана в 1942—44 гг. О чем она? О фашистской Германии или о нашей стране, где предательство, и страх, и власть Дракона настолько узнаваемы, что теперь только удивляешься, как Шварц рискнул такое написать — да еще добиваться постановки?

2) Ради чего (или кого) сражается с Драконом Ланцелот? Откуда у него такая смелость?

3) Как жители города относятся к жертвам Дракона? Что ими движет? Как бы вы назвали этих людей: добрыми? отзывчивыми? равнодушными? Откуда берется равнодушие и к чему оно приводит?

4) Кто из героев совершает рекордное число предательств? Почему Бургомистр и Генрих всегда остаются у власти? Как им это удается? Кто в этом виноват?

5) Чем эти герои оправдывают свои поступки? Какой цели на самом деле служат выбранные ими средства?

6) Объясните поступки Эльзы. Верна ли она своей любви? Почему Ланцелот прощает ей предательство?

7) И последнее. Взгляните на направления, по которым будут сформулированы темы сочинений. К каким из них имеет отношение проблематика «Дракона»?

№ 2  Д. Лондон «Ошибка Господа Бога» (из цикла «Смок и Малыш»)

У этого рассказа много плюсов. Во-первых, он довольно короткий, ровно на один урок; во-вторых, страшный и вообще остросюжетный (для слабочитающих ребят просто находка), в-третьих, его герои — обаятельные авантюристы, очередное воплощение вечных типов: благородного рыцаря и его простодушного спутника, своего рода Дон Кихот и Санчо Панса по-американски. К тому же это шанс кое-что узнать о золотой лихорадке на Юконе и о жизни за Полярным кругом. И, может быть, заинтересоваться, прочитать оба цикла рассказов о Смоке и Малыше («Смок Беллью», «Смок и Малыш»), а там, глядишь, и еще что-то почитать…

Напомню, в чем там дело. Некая «пророчица» приводит свою секту вегетарианцев на Юкон, пообещав сказочное обогащение. Они везут с собой горы консервов, становятся лагерем в темном ущелье, куда солнце и не заглядывает, бездельничают, ноют, ссорятся — и все поголовно заболевают цингой. Кроме одного человека, «завхоза» секты. От цинги спасает сырая картошка. Секта очень выгодно продала свой запас по дороге, но у завхоза явно что-то осталось, потому он и здоров. И хладнокровно смотрит, как в страшных мучениях умирают его товарищи. Этого человека интересует только золото. Смок и Малыш тоже авантюристы-золотоискатели. Но они не могут пройти мимо чужой беды. Цели и средства, равнодушие и отзывчивость, личность и общество — тут все как на ладони. Работу можно строить на сопоставлении всех со всеми: вегетарианцев и вольных искателей приключений, пророчицы и «завхоза», Смока и Малыша. Каждая антитеза высветит что-нибудь важное.

№ 3 М. Ю. Лермонтов «Беглец»

Существенный плюс — это стихотворение. Учитель может сам прочитать его в классе, да и текст достать нетрудно. Одного урока на него хватит, и еще время останется.  После знакомства с текстом я бы предложила всем письменно ответить на вопросы:

1) Почему все отвергли беглеца?

2) На чем основано такое единодушие всех ближних бедного Гаруна?

3) Правильно ли они, на ваш взгляд, поступили? (Причем ответы могут быть самые разные, к этому надо быть готовым).

После того, как класс отрефлексирует свое отношение к изображенной Лермонтовым ситуации, можно обсудить саму проблему:

1) Какие требования предъявляет личности горское общество?

2) Почему человека, уцелевшего в битве, считают трусом? (А кстати, как ему удалось уцелеть?)

3) Ради каких целей здесь принято применять такие средства?

Потом мы можем обсудить, как относится к этой проблеме автор. И тут, конечно, выяснится, что, с одной стороны, Лермонтов ставит горскую доблесть в укор своему кругу и поколению. А с другой, Гарун все-таки романтический герой, гонимый, одинокий, всеми преданный… Но это уже не для сочинения.

№ 4 В. П. Астафьев «Гуси в полынье» (из цикла «Последний поклон»)

Этот рассказ с небольшими сокращениями тоже можно прочитать в классе и обсудить за один урок, что, как мы понимаем, может выручить нас в ситуации цейтнота. Напомню: в нем рассказано, как мальчишки с риском для жизни спасали гусей из полыньи на Енисее во время ледостава. Герой-рассказчик рисковал при этом больше всех. И есть двое взрослых, у которых диаметрально противоположный взгляд на эту авантюру. Бабушка Катерина, считающая ее, мягко говоря, безумием, и Мишка Коршуков, который и руководил всей операцией спасения.

Нам стоит обсудить, ради чего мальчишки пошли на такой риск и был ли он оправдан. Можно устроить прения: выступить от лица бабушки Катерины и Мишки Коршукова, обосновать их позиции. Или просто обсудить вопросы:

1) Можно ли воспитать смелость без риска?

2) Почему наше общество раньше (действие рассказа происходит за несколько лет до Великой Отечественной войны) не ограждало детей от таких авантюр хотя бы с помощью законов? Об этом просто никто не задумывался или таким образом принято было воспитывать в личности какие-то важные свойства?

3) Что дало герою спасение гусей (которые все равно прожили недолго)? Как насчет равнодушия и отзывчивости? 

№ 5  У. Шекспир «Гамлет»

Эта трагедия у нас всегда как бы присутствует в программе, но в несколько призрачном виде. Может быть, сочинение этого года — как раз наш шанс наконец прочитать ее и изучить? Или хотя бы фильм посмотреть, тот, Г. Козинцева, с Гамлетом — Смоктуновским? Ведь «Гамлет» — это пьеса и об измене, и о заговоре равнодушных, и о предательстве, которое исподволь отравляет все общество Датского королевства, и о множестве людей, которые считают, что целями (государственными, а еще больше — личными интересами) вполне можно оправдать средства, с помощью которых Клавдий захватил трон. А с другой стороны, она о человеке (личности), который вовсе не считал себя героем, скорее трусом, но решился поднять оружие на море бед and by opposing end them (и, противостоя, покончить с ними). Но почему не сразу? И еще много разных почему, которые можно задать этой трагедии, забыв на время про наше сочинение…

Можно предложить классу прочитать (если мы раньше этого не делали) роман У. Голдинга «Повелитель мух» или «451 по Фаренгейту» Р. Брэдбери… А вообще-то мы с ребятами будем говорить о «Белой гвардии» Булгакова. В ней вся предложенная для сочинений  проблематика лежит в открытом доступе, прямо по списку тем. И обязательно прочитаем рассказ В. Набокова «Облако, озеро, башня» — о человеке и обществе. Тоталитарном.

Источник: lit.1september.ru

Ссылки по теме:
Домашнее задание министра Васильевой
От Шекспира до Гагарина
ЕГЭ-2018: К чему готовиться? — 30.01.2017
ЕГЭ станет творческим — 22.11.2016
Как будет проходить ЕГЭ по русскому и литературе? — 26.10.2016

Просмотры: 442
03.09.2017

OK

Вход для официальных участников
Логин
Пароль
 
ВОЙТИ