САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Русский, английский, литература. Будни репетитора

Почему надо подумать дважды, прежде чем заняться репетиторством?

Репетитор
Репетитор

Текст: Татьяна Шипилова

Фото: www.schollegiate.com

Татьяна Шипилова

Татьяна Шипилова занимается репетиторством уже 6 лет. Сначала подтягивала знание английского языка у школьников, теперь готовит к экзаменам по русскому языку и литературе выпускников и студентов вузов. Татьяна признается, что в работе с детьми ей очень помогает любовь к фэнтези и фольклору, потому что это безграничный источник интересных и увлекательных примеров, с помощью которых легко усваивается даже самый сложный материал. О своих непростых буднях репетитора она рассказала ГодуЛитературы.РФ.

Если вы вдруг задумали заняться репетиторством, подумайте дважды. А потом четко определите, что именно хотите преподавать и кому? Если цель - заработать денег, не особо переживая за результат, то вам прямая дорога к ученикам, чей возраст может превышать ваш в два, а то и в три раза. Такие ученики готовы платить деньги и получать знания, учить и пытаться запомнить, не претендуя на пятерки.

Если желаете делиться знаниями, жаждете результата и не опасаетесь получить слишком эрудированного ребенка, ищите отличников и хорошистов. Вы можете обсуждать с ними литературу и историю, формулы и аксиомы, практику и теорию, даже можете продвинуться чуть дальше школьной программы и поведать обо всех прелестях художественного перевода, доказательства теоремы и применения теории на практике. Если же чувствуете в себе задатки великого учителя, разделите свои представления на три, чтобы получить свои реальные способности преподавания. Если в результате получаете существо не менее гениальное, то вам прямая дорога к детям со слабыми способностями. Лучшая награда для репетитора - наблюдать, как тройки (а то и двойки) медленно (хотя, конечно, приятней, когда быстро), но верно превращаются в четверки, а то и в пятерки! Удивительным образом поднимается самооценка, и успехи ученика воспринимаются как личные достижения, чувствуешь себя как минимум всемогущим гуру, а то и законодателем новой техники преподавания.


Репетитор - человек, который стеной стоит между родителем и ребенком, выслушивает каждого по отдельности и всех вместе, примиряет, объясняет и направляет.


Каждый репетитор, даже если он младше родителя, являет собой олицетворение мудрости и такта, к нему будут неизменно обращаться с вопросами: «Что делать?», «Как быть?».

Репетитор - существо универсальное. Он должен уметь не только объяснять и помогать делать уроки, но и быть старшим другом, участником шалостей и тайных заговоров. С ребенком нужно ходить в разведку, летать в космос и жить на необитаемом острове.


Репетитор знает, «Зачем нужен этот ваш английский?» и умеет загадочно ответить на вопрос «А вы когда-нибудь любили?».


Опытный репетитор учитывает способности учеников и помнит, что дети - это цветы жизни. И не забывает об этом. Потому что иначе уже минут через пятнадцать эти «цветы жизни» хочется убивать. Именно поэтому любому репетитору, как и учителю, требуется отпуск как минимум месяца два.

Репетитор всегда следит за тем, что говорит. Если ребенок вдруг узнает слабость своего учителя, он будет пользоваться этим все время. Знакомые строчки «По небу носились дымчатые тучи и роняли на поля потоки дождя» могут вызвать непроизвольную реакцию вроде: «О! Рудин!» Ребенок сразу же полюбопытствует, кто такой Рудин и откуда он взялся. И вообще как можно определить книгу по первому предложению? «Цветы жизни» не только украшают мир, но и задают кучу вопросов, вместо того чтобы вставлять нужные буквы и подбирать проверочные слова!


Самая главная беда всех репетиторов — детская несобранность.


Ученик хочет рассказать, как прошла физкультура и что сказали на математике. Грамотный наставник терпеливо выслушает и напомнит, что нужно составлять предложения на английском, вспоминать падежи и учить наизусть стихотворение.

Труднее всего с учениками начальной школы. На вопрос «Почему?» детей не устраивает ответ «Потому что». Нужно в красках расписать, что буквы «ng» не произносятся как «нг», что «провод» и «завод» однокоренные слова и что читать - штука полезная.

Но больше всего проблем доставляет школа. В разных проявлениях. Самое ужасное - учебники. Если ребенок в школе что-то недопонял, не сообразил, не успел, рассчитывать он может либо на репетитора, либо на родителей, либо на интернет. Родители, конечно, могут помочь, особенно если они сами учителя, хотя преподаватель робототехники и механики вряд ли поможет понять, чем отличается суффикс от соединительной буквы. Интернет - это такая «свалка», на которой можно найти много чего, но не все из этого будет полезно. В идеале ребенок должен заглядывать в учебник и брать информацию оттуда. Но в наше время учебник превратился то ли в хрестоматию, то ли в еще одну рабочую тетрадь, где просто больше заданий для выполнения. Остается репетитор, который вынужден объяснять на пальцах и искать альтернативы, которых нет.


Но намного больше проблем возникает из-за школьных учителей. Сейчас пошла удивительная мода: давать как можно меньше, а требовать как можно больше.


Такое ощущение, что каждый учитель начальных классов (особенно по английскому) уверен: у ребенка есть репетитор, а если нет, значит, английский знают родители. Но нет, уважаемые учителя, репетиторы есть не у всех. И не все родители знают английский.

Отдельная головная боль - нелюбовь или неспособность ребенка к языкам и гуманитарным предметам. Нужно изощряться и убеждать, что чем больше слов выучишь, тем легче будет читать, а чем больше будешь читать, тем больше слов выучишь.

— Зачем мне нужен русский, я же его и так знаю! — говорит ребенок.

— Как же ты его знаешь, если пишешь с ошибками?

— А зачем мне нужен английский, если я живу в России? — возмущается он.

— А вот подойдет к тебе дяденька-англичанин на улице и спросит, как ему пройти на Красную площадь, а ты объяснить ему не сможешь.

— Но ведь это так сложно! — сокрушается дитя.

— Но и очень интересно!

А интерес нужно пробуждать. Русский легкий и его учить не нужно? Дайте ребенку разобрать слово «преисподняя» по составу! Английский не нужен и его учить сложно? Расскажите о дальних странах и интересных людях! Читать скучно и долго? Но ведь книги могут рассказать намного больше, чем все учителя вместе взятые!


Репетитор должен уметь не уговаривать, но убеждать. Ребенок должен верить и не бояться.


Формировать личность - значит раскрывать нравственное богатство литературы и мировой культуры. И репетитор, которому родители доверяют свое чадо, больше всех остальных учителей в жизни ребенка несет ответственность за созидание моральных и духовных ценностей юного гражданина. Именно он может повлиять на выбор будущего, на формирование «вкуса», направление мыслей. И именно учитель-словесник - тот сеятель «разумного, доброго, вечного», которого в позапрошлом веке воспевал Некрасов.

Ссылки по теме:

Разумное, доброе, вечное перо, 01.09.2015

Евгений Бунимович: ГДЗ и УУД современной школы, 06.06.2016

Отчего вздыхает учитель?, 04.10.2016

Чего боится учитель?, 21.07.2016