Текст: Наталья Лебедева/РГ
Фото: Михаил Синицын/РГ
— Родители открывают учебники своих детей, много чего не понимают и задаются вполне логичным вопросом: почему нельзя оставить так, как было у нас? — обратился заслуженный учитель России, уполномоченный по правам ребенка в Москве Евгений Бунимович к многочисленной аудитории, которая несмотря на утро понедельника и сильный ветер собралась в лектории издательства «Просвещение», чтобы обсудить проблемы современного школьного образования.
И сам же ответил, что школа — один из самых традиционных институтов, который очень трудно поддается каким-либо изменениям.
Главная проблема, по мнению Бунимовича, вовсе не в ЕГЭ, о котором все так много пишут и говорят, а в барьере, который возник сегодня между школой и дальнейшей жизнью.
— Все крупные корпорации устраивают свои корпоративные университеты, куда сразу же отправляют после вуза новых сотрудников — говорит он. — Оказывается, что наше современное образование не соответствует тому реальному миру, в который попадает выпускник вуза.
Реформирование системы образования идет по всему миру. Российская школа не исключение. Но по мнению Бунимовича, реформы — это не то, что придумали в высоких кабинетах, а то, как школа меняется, подстраиваясь под требования детей, родителей, общества.
Например, старшая школа стала профильной. Это стало ответом на то, что в старших классах многие школьники стали уходить в экстернаты и заниматься с репетиторами.
— Правильно ли это или нет — другой вопрос, — говорит эксперт. — Не всегда ребенок в 7–8 классе может выбрать будущую профессию.
Отдельно заслуженный учитель России остановился на многообразных и не всегда понятных аббревиатурах от образования.
Что значит ЕГЭ, ОГЭ или ГИА, многие уже выучили, а вот с расшифровкой УУД или ГДЗ возникают проблемы даже у высоких чиновников от образования.
Для тех, кто не знает, поясним, что УУД — это универсальные учебные действия, а ГДЗ — готовое домашнее задание.
Особое отношение у учителей и к попыткам ввести в школе новые предметы.
— Нам все время предлагают ввести час чего-то, — говорит Евгений Бунимович. — Налоговики пришли и просят: «Давайте введем один час налоговой грамотности». А я у них спрашиваю: « Разве в нашей стране налоги не платят только из-за того, что люди чего-то не знают?» Или хотят ввести урок духовно-нравственного воспитания. Нужно? Конечно. Но когда школьник приходит на 7–8 урок и ему говорят: «Сейчас будем вас нравственно воспитывать». Это вызовет скорее обратную реакцию.
Также не одобряет Евгений Бунимович разработку единых учебников. По его мнению,
гораздо важнее сегодня создать единое информационное пространство. Нам уже никуда не уйти от информационных технологий, и они неизбежно изменят всю систему образования.
Уже сейчас утрачиваются многие навыки, например чистописание или устный счет. В некоторых странах детей сразу учат печатать на клавиатуре, а не писать ручкой. Устный счет тоже не актуален, все ходят с телефонами и планшетами, на которых все можно быстро и просто посчитать.
— Сейчас главное осознать, какие навыки при этих изменениях потеряют наши дети, и понять, чем и как их компенсировать, — подвел итог Евгений Бунимович.
Ссылки по теме: