Текст: Наталья Лебедева/РГ
Фото: virtualacademy
О важных изменениях в ЕГЭ по литературе, которые стоит обязательно учесть при подготовке, и типичных ошибках, которые мешают набрать максимальный балл, рассказали разработчики экзамена и учителя литературы.
Все изменения, которые произошли в ЕГЭ в 2018 году, исключительно со знаком плюс и во благо выпускников, успокаивает одиннадцатиклассников руководитель Федеральной комиссии по разработке КИМ ЕГЭ по литературе доктор педагогических наук Сергей Зинин.
— В этом году в кодификаторе появилась отсылка к литературе XXI века. Мы специально не называем конкретные имена, но если тема позволяет, то вы можете использовать авторов 90-х годов XX века и 2000-х годов, — рассказывает он об основном содержательном изменении.
В остальном список авторов и произведений остался неизменным.
Также, по словам Зимина, будут внесены некоторые изменения в критерии оценки.
— Я настоятельно рекомендую прочитывать инструкции к выполнению заданий, потому что с ними напрямую связаны и критерии оценки, — говорит Сергей Зинин. — Важно не только знать, как выполнять задания, но и как они будут оцениваться.
Еще одно важное изменение коснулось задания № 17 — в сочинения будет добавлена еще одна, четвертая тема.
— Последнее благое изменение — увеличение общего балла за выполнение работы с 42 до 58 баллов, — рассказывает Зинин. — Что при общем накоплении баллов дает значительное преимущество.
Также он уточнил, что в заданиях № 9 и № 16 теперь не нужно будет обосновывать выбор предмета для сопоставления.
— Вы сами выбираете литературной материал и сопоставляете, сама корректность этого сопоставления укажет проверяющему, что основание выбрано верно, — пояснил он.
Директор ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» доктор философских наук, кандидат педагогических наук Светлана Иванова обращает внимание на то, что
на экзамене будут спрашивать только то, что школьники изучили на уроках литературы в школе.
Никаких особых знаний никто требовать не будет. А чтобы не было сюрпризов, она советует внимательно изучить кодификатор и спецификацию — в этих двух документах собрана вся необходимая информация, начиная от списка произведений и перечня литературоведческих понятий и заканчивая инструкциями по заполнению экзаменационных бланков.
— Научитесь правильно читать задания и вопросы, — советует она. — Если нужно сравнить два произведения, то именно это и нужно делать, а не тратить все время на разбор одного произведения. Если просят проанализировать какой-то определенный текст, то не надо заниматься пересказом или писать изложение.
Учитель русского языка и литературы ГБОУ «Гимназия № 201 ордена Трудового Красного Знамени имени Героев Советского Союза Зои и Александра Космодемьянских» города Москвы кандидат педагогических наук Лариса Новикова разбирает типичные ошибки, которые чаще всего мешают выпускникам набрать высокий балл.
— Одна из самых распространенных ошибок на ЕГЭ связана с непониманием вопроса, — рассказывает она. — Очень важно раскрыть тему сочинения, ответив на заданный вопрос. Для этого внимательно прочитайте тему и найдите в ней опорные, ключевые слова. Затем постарайтесь разобраться, что в теме утверждается, а что является вопросом.
Например, если тема звучит так: «В чем смысл безымянности главного героя рассказа И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»?», то в ней утверждается, что герой безымянен, а вопрос — в чем причина этой безымянности.
Другая типичная ошибка, по словам Новиковой, — это неумение правильно использовать текст для подтверждения своих суждений. Часто ученики слишком подробно пересказывают текст, забывая, что они должны использовать его точечно, только чтобы подтвердить свою мысль. Или, наоборот, выдают слишком общие суждения о тексте, по которым неясно, читал ли ученик текст вообще и насколько глубоко его осмыслил.
— Нельзя полагаться на краткие пересказы. Читайте внимательно сами и вдумывайтесь в содержание, — советует она. — Тогда сможете избежать искажения цитат, имен, дат, событий…
И еще один важный нюанс — грамотное использование теоретико-литературных понятий. Бывает, что ученик знает о том или ином термине, но толкует его на бытовом уровне.
Нередко школьники путают такие понятия, как психологизм и психология, сравнение и противопоставление.
Проректор ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» кандидат филологических наук Людмила Дудова объяснила, в чем главное отличие итогового сочинения, которое одиннадцатиклассники написали в декабре, и сочинения в ЕГЭ по литературе.
— Основное отличие итогового сочинения — это ваше умение излагать связно и убедительно свои мысли на заданную тему. А особенность сочинения по литературе — это умение убедительно и связно показать свои знания в области истории и теории литературы с опорой на конкретное произведение, которое входит в школьную программу по литературе, — пояснила она.
Хотите узнать больше, смотрите видеоконсультацию, которую Рособрнадзор подготовил совместно с ФИПИ: