Сайт ГодЛитературы.РФ функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
Статья о том, что читают учителя-словесники

«Феномен» Водолазкина и объединяющая сила русской литературы

Какие книги читают учителя-словесники?

Текст: Наталья Лебедева
Фото: kino-teatr. ru 

Наталья-ЛебедеваМы часто спорим о книгах, которые читают или должны были бы прочитать школьники. Составляем списки и пытаемся договориться о том, что такое «золотой канон». Но почему никто не спрашивает, что читают сами учителя-словесники? Успевают ли они читать современную литературу или перечитывают книги, необходимые к урокам? Хватает ли им времени изучить специальную и методическую литературу? Восполнить этот пробел попыталась кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник ФГНУ «Психологический институт РАО» Наталья Борисенко. Она опросила словесников в популярной профессиональной группе в социальных сетях и выяснила, что читают учителя.

«Давно слежу за проблемой чтения учителей, написала две статьи на эту тему и изучила почти всю литературу, — объясняет идею опроса Наталья Борисенко. — И пришла к выводу, что учителя читают то же, что и все, будь то инженеры, домохозяйки или кто-то еще. Чтение словесников в этом смысле не отличается от чтения всех остальных, хотя должно быть… сами знаете каким».

Про ее словам, чтение учителей исследовали и раньше, но обычно опрашивали всех педагогов вообще, не выделяя отдельно словесников. Именно поэтому она и решила провести опрос в одном из самых популярных профессиональных сообществ учителей-словесников и


выяснить, что прочитали наиболее активные и небезразличные к своему делу учителя и вузовские преподаватели почти со всей страны в новогодние каникулы (с 1 до 9 января).


Выяснилось, что в эти дни словесники прочитали много книг, большинство из которых — качественная серьезная литература. 13 процентов читали еще и профессиональную литературу.

Большая часть прочитанных книг (64 процента) — это русская классическая и современная литература. Остальные 36 процентов — зарубежная классика.

Наталья Борисенко обратила внимание на то, что многие исследователи говорят об атомарности чтения, то есть все читают разное и каждый сам по себе. Но данный опрос показал обратное — учителей-словесников объединила русская литература.

«Чего стоит один только «феномен Водолазкина» — его книги читал 1—9 января каждый восьмой (12 процентов опрошенных)», — замечает исследователь.

Еще одна любопытная тенденция — чтение большинства опрошенных синтетично. «Один и тот же читатель читает и Иванова, и Мамардашвили, и Марию Парр, и Дэна Брауна, и «Братьев К.» (том 1)», — рассказывает Наталья Борисенко.

А с другой стороны, кто сказал, что учителя даже в отпуске и на каникулах должны читать только «серьезную» литературу? Всем, и даже словесникам, нужно иногда отвлекаться и читать то, что называют «массовой» или «легкой» литературой.

Топ-13 русских авторов, книги которых читают учителя-словесники:

  1. Евгений Водолазкин «Брисбен», «Лавр», «Авиатор».
  2. Гузель Яхина «Дети мои», «Зулейха открывает глаза».
  3. Мария Степанова «Памяти памяти».
  4. Алексей Иванов «Пищеблок», «Ненастье», «Проглавцы», «Общага на крови», «Золото бунта».
  5. Дина Рубина «Наполеонов обоз», «Русская канарейка».
  6. Дмитрий Быков «Июнь», литературоведение и публицистика.
  7. Виктор Пелевин «Тайные виды на гору Фудзи», «Священная книга оборотня», «iPhuck 10».
  8. Алексей Сальников «Петровы в гриппе».
  9. Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак, разные книги.
  10. Ольга Славникова «Прыжок в длину».
  11. Григорий Служитель «Дни Савелия».
  12. Наринэ Абгарян «С неба упали три яблока», «Люди, которые всегда со мной», «Дальше жить».
  13. Ксения Букша «Открывается внутрь».

НОН-ФИКШН. Выбор словесников

— Жан де Кар «Вена. Роман с городом».

— Дэвид Рок. «Мозг. Инструкция по применению. Как использовать свои возможности по максимуму и без перегрузок».

— Вадим Крейд «Георгий Иванов» (ЖЗЛ).

— Ирина Лукьянова «Корней Чуковский» (ЖЗЛ).

Анна Сниткина «Мой муж — Федор Достоевский».

— Чулпан Хаматова, Катерина Гордеева «Время колоть лёд».

— Ляля Кандаурова «Полчаса музыки».

— Михаил Эпштейн, Сергей Юрьенен «Энциклопедия юности».

— «Серебряный век. Мемуары».

— Дин Бенетт «Этот идиотский бесценный мозг».

— Владимир Новиков «Пятьдесят свиданий с русской речью».

— «Подстрочник. Жизнь Лилианны Лунгиной…».

Михаил Яснов «Путешествие в Чудетство».

— Фаина Сонкина «Юрий Лотман в моей жизни».

Максим Кронгауз «Русский язык на грани нервного срыва».

— Ален Корбен, Жан-Жак Куртин, Жорж Вигарелло «История тела».

— Зиновий Паперный «Записные книжки Чехова».

— Митио Каку «Будущее человечества».

— Владимир Левшин «Диссертация рассеянного магистра».

— Леонид Аверьянов «Социология: искусство задавать вопросы».

Самый-самый литературный учитель

Что читать дошкольнику? Умная Соня, страшный жук и вкусный Юра

«Классику я не читаю»

17.01.2019

OK

Вход для официальных участников
Логин
Пароль
 
ВОЙТИ