САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Глаго´ль сло´во тве´рдо

Вернется ли в школы церковнославянский язык?

преподавание церковнославянского в школе
преподавание церковнославянского в школе

Текст: Любовь Репина

Фото: media.ru

Учить школьников читать на церковнославянском языке предложила президент Российской академии образования Людмила Вербицкая. Свою идею она озвучила на презентации первого тома «Большого словаря церковнославянского языка Нового времени» в храме Христа Спасителя. Людмила Алексеевна уверена, что «у нас совершенно другие дети — умные, разумные, с компьютером. Они смогут это освоить».

Предложение ввести в школах язык богослужения вызывает смешанные чувства. Некоторый религиозный патриотизм, рисующий прилежных детей, которые читают по слогам Псалтырь и, высунув от усердия язык, выводят в тетрадях ижицы и омеги, сменяется беспокойством — а с чего, собственно, вдруг такое предложение? Неужели нам мало экспериментов в школе?

Оставим в стороне споры о целесообразности и полезности такой дисциплины в школьной программе и посмотрим на проблему с чисто практической точки зрения.


Много ли сейчас найдется преподавателей, готовых преподавать церковнославянский язык в школе?


— «Церковнославянский язык — это очень сложный язык, имеющий очень мало общего с современным русским языком. Поэтому вопрос, а кто будет его преподавать, совсем не праздный, — говорит доцент кафедры всемирной литературы МПГУ, кандидат филологических наук Арсений Дежуров. — Обратите внимание, что старославянский язык, который раньше преподавали всем филологам, сегодня большей частью изъят из программы. Даже в нашем вузе, считающемся одним из главных педвузов страны, старославянский перестали преподавать будущим учителям три года назад. Закрыта кафедра общей лингвистики. Такие историко-языковые дисциплины, как


старославянский язык, историческая грамматика русского языка, древнерусская литература, устное народное творчество, оказались вне программы обучения в высшей школе.


А это значит, что педагоги, выпускники современной школы, не будут знать ничего ни о методике преподавания, ни о самом языке. А самостоятельно такой сложный предмет, как церковнославянский или старославянский язык, освоить невозможно. Так что это предложение абсурдно не потому, что церковнославянский язык плох или неинтересен, а потому, что его просто некому преподавать. Учителя не смогут, потому что не знают предмета, а представители церкви, владеющие этим языком, не смогут этого делать, потому что у них нет педагогического образования и они не владеют методикой преподавания церковнославянского языка как иностранного.

Очевидно, что любое нововведение, как бы красиво оно ни звучало, всегда упирается в ресурсы — человеческие, образовательные, временные. Изучение церковнославянского в дореволюционной России и его изучение сегодня требуют разных культурных, социальных и экономических условий. Но и сразу отказываться от этой идеи тоже не стоит. Просто, возможно, время еще не пришло.

КОММЕНТАРИЙ

Иван Алексеевич Панкеев, доктор филологических наук, профессор факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова:

— Сама по себе идея интересная, потому она и обсуждается. Но, подчеркиваю, как именно идея. На будущее. Как филолог я ее понимаю и поддерживаю. Но не уверен, что для современной школы сейчас это самая актуальная проблема. Многие выпускники плохо ориентируются в истории, географии, литературе, посредственно знают русский язык. Далеко не все могут рассказать о войне 1812 года, показать на карте Енисей, вспомнить сюжет «Капитанской дочки» и пояснить, кто такой Юрий Гагарин. Говорят, что мало времени на изучение, что ученики перегружены. А новая дисциплина — это не просто дополнительная нагрузка, но и уменьшение часов на изучение других предметов. К тому же возникает целый ряд вопросов. Например,


как и с какой мотивацией церковнославянский язык будут изучать представители тех национальностей и конфессий, которые с ним не связаны?


Ведь речь идет не о старославянском, а о языке богослужения. Нет сомнений в том, что церковнославянский язык — это сокровищница, хранящая духовность, культуру, традиции, высокий стиль. Об этом писали многие выдающиеся филологи. Двадцать лет назад Д. С. Лихачев утверждал, что церковнославянский язык «имеет значение не только для понимания русской духовной культуры, но и большое образовательное и воспитательное значение». Он был, есть и навсегда останется великим богослужебным языком. Его следует знать представителям ряда гуманитарных специальностей — филологам, историкам, философам, культурологам, как врачам и юристам надо знать латынь. Что касается средней школы, то сначала надо проделать большую предварительную работу: провести социологические опросы, выяснить мнение учителей, учеников, родителей. Только потом можно начинать разрабатывать программу и готовить преподавателей. А еще же надо определить место дисциплины в системе уроков. Поэтому я бы предложил начать изучать церковнославянский язык факультативно. Но в условиях, когда многим школьникам не хватает времени на глубокое изучение истории, географии, литературы и языка и еще десятка дисциплин, включая возвращаемую в школы астрономию, говорить о еще большем усложнении программы не совсем логично.


А я не вижу в школьной программе дисциплины, от которой можно было бы отказаться ради церковнославянского языка без ущерба для общего качества образования.


Ссылки по теме:

Патриарх Кирилл — о труде Кирилла и Мефодия, 24.05.2017

Викторина. День словаря, 22.11.2016