Текст: Наталья Лебедева
Фото: кадр из мультфильма «Каникулы в Простоквашино»/«Cоюзмультфильм»
Дети разучились писать грамотно, жалуются родители и учителя. И даже виновника сразу нашли — компьютер. Для общения в мессенджерах и чатах не нужны умные развернутые фразы (их никто даже до конца не дочитает), гораздо важнее суметь уместить мысль в отведенное количество символов. А если вдруг понадобится написать длинный текст, то для этого есть Word, который подчеркнет все ошибки и подскажет правильный вариант. Зачем же тогда учить все эти правила и мучить себя упражнениями? Можно ли подготовиться к ЕГЭ по русскому языку за несколько месяцев? И разве в будущем кто-то еще будет писать ручкой на бумаге?
Об этом наш разговор с Юлией Фишман, создателем портала «Могу писать», который в этом году вошел в сотню лучших организаций дополнительного образования России.
Юлия Петровна, вы тоже думаете, что уровень грамотности катастрофически падает?
Юлия Фишман: Падает. И речь не только об орфографии и пунктуации, а об умении излагать свои мысли устно и письменно.
Учеников заставляют писать сочинение, но им абсолютно не о чем сказать, потому что они мало читают. А если читают, то не все и не всегда понимают прочитанное, так как не знают историю. Как понять «Бородино», если ты ничего не знаешь о Наполеоне?
Иногда анализ текста приходится начинать с выделения реплик разноцветными маркерами. Чтобы ученик 11-го класса мог по цветам посчитать количество героев. И только потом выясняем, что именно герои говорят. А дети неглупые.
Все, конечно, зависит, от конкретной школы, конкретного учителя, но у меня складывается впечатление, что многих в школах даже и не пробовали учить. Не могут ребята записывать мысли на бумаге, тем более соблюдая орфографические и стилистические нормы. С трудом вникают в смысл текста, если это не подпись к картинке в презентации.
Если мы говорим о грамотности как о совокупности всех этих элементов, то ситуация близка к катастрофической. А если только об орфографии, то все не так плохо. Вот родители ругают Word, а я обычно говорю: «И, слава богу, что подчеркивает». Если ребенка в школе не учат, то он хотя бы на экране компьютера увидит правильно написанное слово. Возможно, даже запомнит.
Одно время детей в школе действительно учили отвечать только на вопросы тестов. Но недавно вернули обязательное сочинение, и тестовых заданий на экзаменах становится все меньше.
Юлия Фишман: А вы критерии оценивания сочинений видели? Пять ошибок на 100 слов — значит, в среднестатистическом сочинении (300 слов) можно допустить 15 ошибок и получить зачет. Раньше за 3—4 ошибки в сочинении на 600 слов тройки ставили.
А в ЕГЭ по русскому критерии еще хуже. К экзамену можно спокойно подготовиться за год. А если очень надо, то за два-три месяца. И совершенно безграмотный ученик получит балл выше среднего. Просто поймет, как правильно заполнять тест. И как в этой ситуации кому-то объяснить, что нужно формировать навык грамотного письма? Зачем? Это нигде не спросят: ни на экзамене, ни в вузе, ни на работе. Лет через 10 современные школьники сами станут родителями. И они уже не будут отправлять детей к репетиторам и заставлять делать упражнения. Скажут: «Я этого не знаю, и всё хорошо». Уже сейчас в школах начинает работать поколение «жертв ЕГЭ», как я его называю. Те, кто сдавал ЕГЭ, окончили педвузы и стали учителями. Некоторые из них искренне считают, что тест — лучшая проверка знаний, что писать грамотно научить невозможно, а к ЕГЭ они и так подготовят.
К сожалению, грамотность как ценность исчезает.
А нужна ли она? Word все поправит, интернет подскажет, даже в поисковой строке ничего не нужно вбивать, достаточно просто сказать…
Юлия Фишман: Я обратила внимание, что, когда говорят о человеке будущего, его компетенциях, о грамотности вообще молчат. Гораздо больше ценится умение эффективно работать в команде. Действительно, короткие новостные тексты теперь пишут роботы, лекторы-преподаватели вообще уходят в прошлое, для понимания внутри команды грамотное письмо не нужно и так далее. За что ни возьмись — сама по себе грамотность в будущем вроде бы не нужна. Но если мы от нее откажемся — достанем нижний кубик из пирамидки.
При формировании грамотного письма включается масса механизмов организма, возникают важные нейронные связи.
Уберешь этот кубик — и сразу все остальное начнет рушиться: замедлятся мышление, понимание прочитанного, скорость коммуникации. В итоге люди будущего не смогут работать над проектами в эффективных командах.
Американцы провели эксперимент. Они попробовали учить детей не писать ручкой, а сразу печатать на клавиатуре. В итоге экспериментальный класс показал по всем предметам низкие результаты. Оказалось, когда дети только набирают текст, мозг работает по-другому и значительная часть информации даже на устных предметах просто не усваивается. Эксперимент прекратили.
А я хочу, чтобы люди, для которых грамотность имеет хоть какую-то ценность, могли где-то учиться сами и обучать своих детей, если их школа такую задачу решать не стала. Именно поэтому я создала свой сайт «Могу писать». Чтобы ученики могли учиться, а учителя — обмениваться опытом.
Удалось реализовать задуманное?
Юлия Фишман: Да. Но по-настоящему учиться и учить хотят далеко не все. Школьники, например, приходят на портал в основном за халявой. Зачем вы нас мучаете всякими сложностями? Зачем нам учить эти правила? Дайте нам набор лайфхаков, которые помогут сдать экзамены. Дайте готовые решения, а мы просто спишем. Иногда доходит до смешного. На форуме мы бесплатно проверяем сочинения пользователей. Половина сочинений — копипаст. Зачем присылать на проверку чужие сочинения — совершенно непонятно. Некоторые даже умудряются прислать под своими именами сочинения, взятые с нашего же форума. Кого они обманывают?
Некоторые учителя действуют так же. В чате консультанта всё время спрашивают, где скачать конспекты уроков. У нас описаны разные методики работы, даны комплекты материалов. Но выбрать из этого нужное, осмысленно встроить в урок, я считаю, должен сам учитель. Однако пользователи сайта зачастую настаивают на том, чтобы им дали всё готовое.
Предлагаешь ссылки на материалы, они ещё и обижаются: «Так там выбирать надо. Выделите мне нужный абзац».
В школе имитируется деятельность: одни по готовым конспектам якобы учат, а другие по ГДЗ и шаблонам сочинений якобы выполняют задания. Потом проводятся экзамены, на которых якобы проверяется грамотность.
Я очень радуюсь, когда на сайте появляются коллеги, которые вопреки этой ситуации честно работают, когда появляются ученики, которые действительно учатся, а не просят списать. Ради них имеет смысл что-то делать.
Скажите, а врожденная грамотность существует или этот навык можно развить у любого?
Юлия Фишман: Врожденную грамотность объясняют тем, что ребенок в возрасте до 8 лет много читает по слогам, проговаривает слова, так у него формируется навык орфографического чтения. Если этот навык развивать, человек будет писать грамотно. Но мне кажется, что все не так просто. Мой сын стал сразу писать грамотно, хотя специально его никто не тренировал. А я вот со своей безграмотностью борюсь до сих пор (смеется). Посмотрев уже в сознательном возрасте свои школьные тетрадки, поняла, что я была дисграфиком. Но в те годы диагноза такого в школах не знали, коррекцией никто не занимался, просто ругали за невнимательность.
Говорят, что сегодня дисграфик чуть ли не каждый десятый.
Юлия Фишман: Если не каждый пятый. Сужу по разговорам с родителями и с учителями. Может, что-то изменилось в экологии или учить стали по-другому, но что-то точно пошло не так. По-хорошему учителей начальных классов надо переучивать, чтобы они давали детям больше корректирующих или хотя бы предупреждающих дисграфию упражнений.
А можете и с нами поделиться парочкой лайфхаков, дать несколько полезных советов родителям?
Юлия Фишман: Не надо заставлять детей бесконечно переписывать упражнения или каждый день писать диктанты. Если ребенок изо дня в день делает одни и те же ошибки — это не обучение. Делайте больше упражнений, которые действительно учат, а не проверяют. Все эти «спиши и вставь букву», «напиши под диктовку» — контроль. Сначала несколько раз в играх покажите ребенку правильно написанное слово. Только после этого попросите написать под диктовку сначала слова отдельно, потом эти же слова в тексте.
У меня на сайте много обучающих упражнений. Например, нужно разделить слова на две группы: в одной с буквой А, а в другой - с О. Причем ребенок видит эти буквы. Да, это игра в поддавки, да, не надо думать, но это работает, потому что ребенок запоминает слова зрительно. В разделе «Полезное» можно сформировать карточки для игр «Морской бой», «Парочки», «Лото».
Вот упражнение для взрослых. В правом нижнем углу почти на всех страницах «Могу писать» висит кругляш «выучить 15 слов». Из орфографического словаря для средней школы случайно выбирается 15 слов, которые поочередно появляются на экране. На них нужно смотреть 5—7 минут. Если это упражнение делать регулярно, уверяю вас, писать вы станете грамотнее.