Сайт ГодЛитературы.РФ функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
Война и мир_итоговое сочинение

Итоговое сочинение. Направление «Война и мир»

В каких произведениях стоит искать аргументы для направления «Война и мир»

Ольга-ЛапенковаТекст: Ольга Разумихина
Фото: wikipedia.org

Направление «Война и мир» — одновременно и самое простое, и самое сложное. Простое — потому, что темы, которые могут попасться на итоговом сочинении, здесь наиболее предсказуемы, а для того, чтобы привести аргумент, не требуется знание каких-либо других художественных произведений. А сложное — потому что «Война и мир» как-никак роман-эпопея, и героев со своими проблемами, душевными терзаниями и непростыми судьбами в нем очень-очень много. Литературоведы, решившие их всех пересчитать, назвали 559 уникальных имён, причём порядка 200 из них — реальные исторические фигуры.

Для того чтобы подготовиться к написанию итогового сочинения по «Войне и миру», нужно, впрочем, не только прочитать все четыре тома романа, но и знать историю создания. Л. Н. Толстой первоначально замышлял совершенно другое произведение — роман «Декабрист», и речь в нём должна была идти о, собственно, декабристе, вернувшемся домой после ссылки в Сибири (этот декабрист, кстати, оказался чем-то похож на Пьера Безухова). Затем классик понял, что в такой работе можно осветить только следствия, но никак не причины того, что произошло на Сенатской площади в 1825 году, и «сдвинул» начало романа в начало 1820-х. Однако и это показалось ему недостаточным, так как восстания, может быть, и не случилось бы, если бы не Отечественная война 1812 года. Но как писать о решающих сражениях с Наполеоном Бонапартом, если не рассмотреть, что незадолго до этого творилось в российском обществе? Ведь это самое общество считало французов кумирами — недаром в салоне Анны Павловны Шерер высокопоставленные гости общаются преимущественно на французском. Поэтому Лев Николаевич снова переработал задумку — и для начала поместил своих героев в декорации 1800-х гг.


Сам Толстой так сформулировал причину своих упорных исканий: «Я старался писать историю народа» (кстати, неплохая фраза для эпиграфа).


Знание истории создания романа поможет написать хорошее сочинение, если вам попадётся одна из нижеперечисленных тем (хотя точных формулировок, как и в прошлом году, не знает никто):

  • Что даёт основание назвать «Войну и мир» романом-эпопеей?
  • Единство формы и содержания романа «Война и мир».
  • Фигура автора в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».

Помимо истории создания романа, выпускнику следует знать систему образов в романе — иными словами, сюжетные линии основных персонажей и второстепенных героев, которые в той или иной степени повлияли на их мировоззрение. Среди всех персонажей «Войны и мира» можно выделить пять героев, развитию которых автор уделил больше всего внимания:

  • Николай Ростов — старший сын супругов Ростовых, человек, ценящий семейный уют и в начале романа почти влюблённый в императора Александра, готовый сделать всё, что велит государь;
  • Наташа Ростова — его младшая сестра, добрая, щедрая, обаятельная девушка, украшение своего семейства и завидная невеста, которая мечтает о настоящей, искренней любви;
  • Пьер Безухов — внебрачный сын графа Кирилла Безухова, мягкий, добрый, философски настроенный молодой человек, однако слишком наивный и не понимающий механизмов, благодаря которым можно изменить мир к лучшему, даже имея достаточно средств;
  • Андрей Болконский — честолюбивый офицер, в начале романа восхищающийся Наполеоном и мечтающий прославиться на поле боя; впоследствии даёт самому себе обещание больше никогда не брать в руки оружие, но нарушает его (с Андреем связаны две самые, пожалуй, знаменитые сцены романа — «небо Аустерлица» и «дуб в Богучарово»);
  • Марья Болконская — младшая сестра Андрея, умная, терпеливая, всегда готовая пожертвовать собой ради счастья близких девушка, не смеющая надеяться на то, что когда-либо станет любящей женой и матерью.

Чтобы написать хорошее сочинение, мало прочитать о судьбах этих героев в кратком содержании — нужно найти в книге их портреты.


(Например, в начале романа Толстой подчёркивает, что у Андрея Болконского маленькие руки и светлые, чистые глаза, как и у статного Наполеона, однако впоследствии Бонапарт представляется читателю обрюзгшим, утратившим былую красоту: деталь немаловажная.) Наташа Ростова поначалу — «черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка», но при этом она «тонкая и подвижная»; Марья Болконская же лишена даже лёгкости и грации, зато глаза её «так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты».

Также учащемуся нужно законспектировать самые важные эпизоды, которые повлияли на мировоззрение того или иного персонажа. Первый бал Наташи Ростовой и знакомство Пьера Безухова с Платоном Каратаевым помнят многие. А кто кидался бисквитами с балкона Кремлёвского дворца (кстати, это один из самых неоднозначных эпизодов романа «Война и мир»)? Почему даже лошади начинали беспокоиться, если рядом появлялся Тихон Щербатый? Как знаменитый Тушин прозвал свою пушку? Кто украл кошелёк у Денисова (и чем закончилась история)? И почему всё-таки загорелась Москва, которая, по словам Лермонтова, была «французу отдана»: это месть Бонапарта, умысел самих москвичей или трагическая случайность?


Если ответы на эти вопросы вызывают у вас затруднение, значит, материал нужно повторить. Вряд ли у вас есть время, чтобы перечитывать роман полностью, — но ничто не мешает обратиться к статьям критиков.


Кстати, из их работ можно почерпнуть немало цитат, которые будет не лишним заучить перед сочинением и добавить в текст в качестве эпиграфа или комментария:

  • Ничего лучшего у нас никогда не было написано никем (И. А. Тургенев, историк, — не путать с И. С. Тургеневым, автором «Отцов и детей»).
  • Чрезвычайная наблюдательность, тонкий анализ душевных движений, отчетливость и поэзия в картинах природы, изящная простота — отличительные черты таланта графа Толстого (Н. Г. Чернышевский).
  • Роман не о войне или истории, а о том, как надо жить и действовать в России. Не надо ничего бояться, ничего рассчитывать, любоваться собой (Д. Л. Быков).

Что касается современного писателя, критика, литературоведа Дмитрия Быкова, то у него есть замечательная лекция «Четыре стихии ”Войны и мира„», которую он прочитал в рамках передачи «Открытый урок», и она есть на YouTub в открытом доступе. Исследователь утверждает, что действие романа разворачивается сразу на нескольких уровнях — от бытового до метафизического, — и герои каждого уровня принадлежат к одной из стихий (вода, воздух, огонь, земля). Этот взгляд на наследие Л. Н. Толстого, конечно, нельзя не назвать спорным, однако перечислить тезисы Быкова в итоговом сочинении — мысль неплохая: эксперты сразу поймут, что выпускник основательно подготовился.

Наконец, вспомнив сюжетные линии всех основных и нескольких второстепенных героев, стоит выделить основные проблемы, затронутые в произведении. Л. Н. Толстой в «Войне и мире» рассуждает, кажется, обо всём на свете, но больше всего его интересуют вопросы семейной жизни (одна из самых ожидаемых тем итогового сочинения — «”Мысль семейная„ в романе ”Война и мир„»), любви, исторической справедливости, религии, нравственности, верности Отечеству, воинского подвига, смелости и трусости, эгоизма и великодушия. Кстати, со многими из этих тем хорошо знакомы нынешние студенты: в прошлые годы выпускники писали сочинения, в частности, по направлениям «Отцы и дети», «Доброта и жестокость», «Верность и измена». Так что в процессе подготовки будет не лишним загуглить образцы сочинений 2017—2018 гг.

25.11.2019

Просмотры: 0

OK

Вход для официальных участников
Логин
Пароль
 
ВОЙТИ