САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Количество школьных учебников сократят на треть

Выиграют ли школьники от того, что они будут учиться по общей программе и единому учебнику?

Школьные учебники сократят на треть
Школьные учебники сократят на треть

Текст: Наталья Лебедева

Фото: Коммерсант

Наталья-Лебедева

Уже к концу 2018 года Министерство просвещения пообещало сократить Федеральный перечень учебников на 30 процентов. Но это не все новшества — продолжается работа над новыми образовательными стандартами и единой школьной программой. О том, как все это будет реализовываться на практике, рассказывает «Российская газета».

"Предполагается единое видение, базовое содержание, - рассказывает министр просвещения Ольга Васильева. - Уже принят единый историко-культурный стандарт, принята предметная концепция по русскому языку и литературе. В октябре принимаем еще семь концепций. В том числе по географии, обществознанию. Дальше - естественно-научные предметы, а также технология, которая в национальном проекте "Образование" приобретает абсолютно новое значение".

Также стало известно, что уже разработаны единые концепции по физкультуре и ОБЖ. На практике это означает, что педагогам предстоит договориться, как именно они будут учить детей. Следующим шагом станет обновление образовательных программ и учебных пособий.


Этот сценарий уже отработали на примере истории - на всю страну осталось лишь три линейки учебников.


Учитель истории питерской гимназии № 116 Илья Демаков так прокомментировал «РГ» эти изменения: «Сначала научное сообщество несколько лет вырабатывало историко-культурный стандарт, потом был период его приспособления к задачам школы, и только после этого писались новые учебники. В итоге после экспертизы остались линейки, которые вполне дают нам пространство для маневра».

По его словам, можно положить перед собой эти три учебника и выбрать самый подходящий для учителя и учеников. А то, что они все есть в электронном виде, дает приятные бонусы: можно распечатать задания из одного учебника, а тексты, например, из другого.

«Педагог в учебном процессе - главный. Но варьировать содержание курса он может только в рамках федеральных государственных стандартов (ФГОС), предметной концепции. А они в учебниках хорошо отражены - это основной помощник и ориентир», - заключил Демаков.

В последние годы велась активная работа и по разработке обновленных ФГОСов. Для начальных классов они уже одобрены, а вот для средней школы пока нет. Принять их, по словам Ольги Васильевой, обещают уже к концу этого года. Разработчики обещают, что впервые там будет прописано конкретное содержание предметов: сколько произведений и в каком классе прочитать, когда изучать десятичные дроби, а когда - обыкновенные...


Таким образом, выстраивается четкая связь: единые предметные концепции - стандарты - учебники.


Кстати, к учебникам сегодня особенно много претензий. По существующим правилам вся ответственность ложится на издательства, которые сами заказывают и, что важнее, оплачивают экспертизы учебников в РАН, РАО и других организациях. Но скоро ситуация кардинально изменится. Впервые по инициативе министерства была проведена дополнительная экспертиза, которую не прошли 30 процентов учебников. В итоге было рекомендовано включить в перечень только 826 учебников, а 666 получили «красную метку».


Среди главных недостатков - плохой язык изложения материала, перегруженность деталями, методические неточности.


Были и грубые ошибки: так, в учебнике по химии для девятого класса перепутали натрий и калий. В пособии по географии до сих пор есть экономические районы, тогда как у нас уже давно федеральные округа. А в Сети до сих пор гуляет фото учебника по русскому языку, где черным по белому написано: «Город Астрахань расположен на месте впадения Волги в Черное море»...

"В идеале учебник должен соответствовать концептуальному содержанию, иначе зачем он нужен? Другое дело, что количество учебников должно сокращаться по итогам экспертной оценки. Этот подход сохранится, - рассказала Ольга Васильева, отвечая на один из вопросов корреспондента «РГ» в эфире одного из федеральных телеканалов. - Мы продолжаем работу по формированию нового перечня. Сегодня в нем 1376 учебников, причем 486 - для начальной школы. Я считаю, что это перебор во всех отношениях. Мы закончим формирование федерального перечня окончательно к концу этого календарного года". 

Но это не значит, что все школы должны в панике броситься закупать новые учебники. В Министерстве просвещения заверили, что процесс перехода будет плавный и растянется на пять лет -


именно столько лет по закону живет школьный учебник.


Директор центра образования № 109 Евгений Ямбург, комментируя инициативы Министерства просвещения, признает, что учебник - основа работы любого педагога, но напоминает, что сегодня он перестал быть единственным источником знаний.

«Сегодня есть интернет и есть возможности проводить «перевернутые» уроки, когда, скажем, старшеклассникам дается задание - найти документы и различные точки зрения, связанные с конкретным историческим фактом. После чего начинается дискуссия, на которой учитель выступает в роли модератора.


Важно, чтобы дети научились отличать факты от мнений, перепроверять их хотя бы по трем-четырем источникам. Чтобы научились вырабатывать определенный "щит" против попыток манипуляции.


Это новые задачи, которые стоят перед учителем, и к учебнику они не сводятся», - рассказывает он.

К сокращению федерального перечня учебников у Ямбурга двойственное отношение. Вроде бы никто не отменял принцип: лучше меньше, да лучше. Но нельзя допустить, чтобы сокращение привело к монополии. «У нас очень разные школы, разные дети и разные задачи в образовании. Нельзя, чтобы в классах, где есть инклюзия, где много ребят с особенностями здоровья, детей учили по тем же учебникам, что и в элитных гимназиях, где тройной конкурсный отбор для самых умных», - объясняет Евгений Ямбург.

Главный редактор «Учительской газеты» Петр Положевец в свою очередь обращает внимание на то, что любой педагог обязан сделать все, чтобы школьники усвоили учебную программу, прописанную в образовательном стандарте. А вот как он будет это делать, какими методиками и учебниками пользоваться ­- это учитель должен решать сам. А для этого у него должен быть большой выбор. «Нужно большое количество учебников в федеральном перечне. Пока же, к сожалению, выбор за него делает директор школы. Или же региональные органы управления образованием, которые закупают крупные партии учебной литературы», - заключил он.

Оригинал статьи: "Российская газета"