САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

«Первая любовь» И. С. Тургенева. 9 класс

В середине февраля девятиклассники читают и обсуждают повесть «Первая любовь». Вспоминаем сюжет произведения и разбираемся, относится ли главная героиня к типажу «тургеневских девушек»

Текст: Ольга Разумихина *

Коллаж: ГодЛитературы.РФ

И. С. Тургенев прославился не только как автор многих прекрасных повестей и романов, но и как человек, которому удалось вывести тонкий и достоверный психологический типаж. В его произведениях часто действуют так называемые тургеневские девушки — создания лёгкие и невинные, полные жизненной энергии, искренние и тонко чувствующие, но, может быть, чересчур импульсивные и малость странноватые. Увы, не всегда их судьба складывается счастливо. Однако в галерее убедительных тургеневских персонажей можно найти много других женских портретов: порой автора интересовали девушки смелые, азартные, бросающие вызов общественным нормам, любящие страстно и вопреки всем доводам рассудка. Такова и двадцатиоднолетняя Зинаида Александровна, ставшая первой любовью шестнадцатилетнего Володи (ныне — сорокалетнего осанистого дворянина Владимира Петровича).

Зинаида Александровна

Чтобы понять, кто такая Зинаида Александровна, какое у неё мировоззрение и характер, необходимо вспомнить, что действие повести происходит в начале XIX в. — а если конкретнее, летом 1833 года. Чтобы с высоты нашего XXI в. судить о человеке, жившем почти два столетия назад, нужно знать, к какому сословию он принадлежал, в каких условиях воспитывался, а также соответствует ли его поведение негласным общественным установкам.

Для начала разберёмся с сословием. Автор называет Зинаиду Александровну Засекину княжной, а её мать — княгиней, хотя очевидно, что их род давно обеднел. «Я — сиятельная, но что за честь, когда нечего есть», — говорит однажды мама Зинаиды, и уже на основании этой фразы читатель понимает: Засекины растратили состояние, и, очевидно, не на благие дела, а на балы, наряды и прочие развлечения (либо, что тоже возможно, из-за неумения грамотно распоряжаться финансами: беспечных дворян часто обманывали управляющие в их имениях, обирали родственники и знакомые). Такой вывод можно сделать из обстановки, царящей в домишке, который снимают княгиня и княжна. Даже от внимания беспечного Вольдемара, не привыкшего думать о финансах, не укрывается, что «нанятый ею флигелек был так ветх, и мал, и низок, что люди, хотя несколько зажиточные, не согласились бы поселиться в нем». Главный герой повести воспитан в семье, где принято думать о приличиях; у Засекиных же бросается в глаза «беспорядочность, сальные огарки, сломанные ножи и вилки, мрачный Вонифатий, обтёрханные горничные, манеры самой княгини». Уже эти «звоночки» намекают читателю на то, что главная героиня вряд ли предстанет благородной девицей и истинной «тургеневской девушкой».

В каких же условиях воспитывалась Зинаида? Прямо о её детстве автор не говорит, ведь Владимиру не суждено услышать об этом от первого лица: его разговоры с «роковой красавицей» никогда не становятся настолько доверительными. Однако, обратив внимание на одну из реплик Володиного отца, можно мысленно «достроить» обстановку, в которой подрастала Зина:

Матушка, однако же, прибавила, что она позвала её [княгиню Засекину] с дочерью на завтрашний день обедать <...>. На это отец объявил матушке, что он теперь припоминает, какая это госпожа; что он в молодости знал покойного князя Засекина, отлично воспитанного, но пустого и вздорного человека; что его в обществе звали «le Parisien» [«Парижанин» — фр.], по причине его долгого житья в Париже; что он был очень богат, но проиграл всё своё состояние — и неизвестно почему, чуть ли не из-за денег, — впрочем, он бы мог лучше выбрать, — прибавил отец и холодно улыбнулся, — женился на дочери какого-то приказного, а женившись, пустился в спекуляции и разорился окончательно.

Эта цитата подтверждает наше недавнее предположение о том, что деньги «сиятельной» были пущены на ветер. Дело ещё и в том, что на протяжении всего XVIII века жить не по средствам среди дворян считалось, можно сказать, хорошим тоном. Поэтому самые богатые и влиятельные люди чаще всего являлись самыми злостными должниками. И — вот уж диковинка! — рассказ одного дворянина другому о том, что намедни ему пришлось убегать от кредиторов через чёрный ход своего поместья, куда чаще вызывал смех или даже зависть, нежели осуждение. Государство притом защищало дворян — не отдельных лиц, а сословие в целом, ибо оно всегда было его опорой и поддержкой. В одной из лекций Е. Кормчиной — автора курса «Блеск и нищета Российской империи» — читаем:

Считали ли дворяне необходимым свои долги выплачивать? Если мы посмотрим на примеры крупных дворянских родов, то увидим, что государство очень часто прощало им долги, самостоятельно закрывая их. Но, безусловно, оно стремилось деньги вернуть — пыталось создать аппарат, который позволял бы преследовать недобросовестного плательщика. Что могло ожидать такого дворянина? Описание имения. Но до этого доходило далеко не сразу. Государство было в высшей степени лояльно. <...>

[Но] есть определенный рубеж между второй половиной XVIII века и первой половиной XIX века: между дворянами, которые набирали долги, и их детьми, которые были вынуждены их закрывать.

Нетрудно догадаться, что папаша Зинаиды «унаследовал» от своих знатных предков безответственную манеру обращения с деньгами (и с собственной жизнью в принципе) — и продолжал жить в своё удовольствие, не замечая, что времена меняются. Главная героиня «Первой любви» родилась в эпоху, когда одна идеология сменялась другой, когда молодёжи нужно было учиться жить по-другому, но дать полезный совет почти никто не мог — и приходилось совершать собственные ошибки, часто непоправимые. Так что проблема отцов и детей в этой повести волнует Тургенева ничуть не меньше, чем в одноимённом романе.

Итак, Зинаида подрастала примерно так же, как уже знакомый девятикласснику герой А. С. ПушкинаЕвгений Онегин, детство которого также приходилось на 1810-е гг. Оба персонажа родились и выросли в крупных городах (Онегин — в Петербурге, Зина — в Москве); у обоих были богатые отцы, которые с большим удовольствием развлекались, нежели занимались воспитанием своих детей; оба рано остались сиротами: Зина похоронила отца, а Евгений — маму (о которой в романе Пушкина вообще нет ни слова; учитывая, что Онегин был единственным ребёнком своего отца, можно сделать вывод, что его мама умерла от первых родов или вскоре после них — от какой-либо болезни). В неполных семьях дети были лишены столь важного для юных умов примера: они никогда не видели, что супруги — то есть их родители — могут испытывать друг к другу любовь, заботу, уважение. Поэтому неудивительно, что и Онегин, и Зина привыкли играть с чувствами других: кокетничать, дразнить, оказывать знаки внимания каждый день новым персонам и т. д.

Вот только здесь встаёт, как принято говорить в наши дни, гендерный вопрос. Если для светского молодого человека начала XIX в. подобное поведение было вполне позволительно, то девушка уничтожала таким образом свою репутацию. Поэтому неудивительно, что Зине после событий 1833 г. «не легко было составить себе партию». Главная героиня совершала ряд за рядом всё более и более грубые, с точки зрения общественного мнения, ошибки:

  • принимала ухаживания сразу нескольких мужчин (если за руку одной дамы боролось несколько претендентов, завидная невеста должна была как можно скорее определиться, кому она отдаёт предпочтение, и ответить на его предложение руки и сердца;
  • «встречаться», как сегодня, на глазах у других людей считалось недопустимым, даже если со временем влюблённые и вступали в брак);
  • позволяла мужчинам целовать её руки, вручать ей дорогие подарки, входить в имение без приглашения, допоздна находиться с ней в одной комнате;
  • «стравливать» нескольких ухажёров, вызывать в них ревность друг к другу;
  • назначать тайные свидания наедине, тем более — с человеком, находящимся в законном браке и имеющем взрослого ребёнка.

Но самая большая «ошибка» Зинаиды не указана в тексте прямо, и о ней читатель может только догадываться.

«Были последствия»

«...ей не легко было составить себе партию; были последствия... но с её умом всё возможно», — говорит бывший ухажёр Зинаиды Майданов, встретив Владимира спустя четыре года после того лета. Напомним читателю, что, когда Володя только-только поступил в университет, его отцу пришло таинственное письмо от Зинаиды. Это послание произвело на него сильнейшее впечатление — отец скончался от удара (то есть от инфаркта), а через некоторое время после похорон мама Володи прислала Зинаиде «крупную сумму денег». Что же это значит? Возможно, Володина мать таким образом решила задобрить бедных Засекиных, чтобы те не выносили сор из избы? Но с чего бы им рассказывать о случившемся, если репутация Зинаиды Александровны и так пошатнулась, а если бы она вздумала с кем-то откровенничать, то общественность окончательно поставила бы на ней крест? К тому же, предавая гласности историю с Володиным отцом, Зина лишний раз очернила бы и его самого. А ведь она любила его с таким подобострастием, что, когда он ударил её хлыстом, поцеловала рану...

Что же значит это странное противоречие? почему умирает отец? зачем Зинаиде понадобилось много денег — и что за «последствия» упоминает Майданов? Ответ на этот вопрос можно узнать из лекции Алексея Вдовина «Биографический и политический подтекст повести Тургенева 'Первая любовь'». Историк русской литературы рассуждает так:

На языке того времени это недвусмысленно <...> означает, что, скорее всего, <...> речь идёт о беременности Зинаиды, о которой в тексте прямо не сказано. Читатель должен сам догадываться по этим намекам, что произошло. Т.е. то ли отец Володи, узнав о беременности из этого письма, прослезился и его хватил удар, то ли Зинаида не сообщала ему о беременности, но что-то просила, может быть, просила развестись с женой наконец-то, сочетаться с ней браком — непонятно. Но так или иначе мать Володи посылает большую сумму денег в Москву, чтобы замять последствия этого дела.

Что означала большая сумма денег в то время? Эта сумма означала, что скорее всего незаконнорожденного ребенка должны были отправить в воспитательный дом, и это стоило больших денег.

Также исследователь утверждает, что с названием повести не всё однозначно: «первая любовь» — это чувство, которое испытывает не только Владимир, но и сама Зинаида, а также, вполне возможно, и Володин отец, женившийся в своё время по расчёту.

Не тургеневская девушка

Исходя из вышеописанного, Зинаиду нельзя причислить к типажу «тургеневских девушек». Увы, обстановка, в которой она воспитывалась, не способствовала становлению гармоничной личности. Поэтому ни на Асю из одноимённой повести, ни на Лизу Калитину из «Дворянского гнезда» она не похожа.

Зинаида — это, скорее, нечто среднее между условно положительной Анной Одинцовой и условно отрицательной Авдотьей Кукшиной — героинями романа «Отцы и дети». Первая так же, как и Зинаида, считает надуманными многие приличия и, будучи молодой вдовой, охотно приглашает к себе в имение Базарова и Кирсанова-младшего, что вызывает пересуды окружающих; вторая, желая казаться эмансипированной женщиной, устраивает у себя дома настоящий «вертеп». Впрочем, об этих героинях говорить ещё рано: «Отцов и детей» школьники проходят в 10 классе.


Использованные источники:

А. Вдовин. «Биографический и политический подтекст повести Тургенева 'Первая любовь'».

Е. Кормчина. «Блеск и нищета Российской империи».

*

Ольга-Лапенкова
Ольга Разумихина — выпускница Литературного института им. А. М. Горького, книжный обозреватель и корректор, а также репетитор по русскому языку и литературе. Каждую неделю она комментирует произведения, которые проходят учащиеся 9—11 классов.

Колонка «В помощь школьнику» будет полезна и тем, кто хочет просто освежить в памяти сюжет той или иной книги, и тем, кто смотрит глубже. В материалах О. Разумихиной найдутся исторические справки, отсылки к трудам литературоведов, а также указания на любопытные детали и «пасхалки» в текстах писателей XVIII—XX вв.