САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

По-прежнему выходят из «Шинели»?

За современными уральскими драматургами заметили тень Гоголя

Текст: Игорь Карнаухов/РГ, Пермь

Фото: пресс-службой ТЮЗа

Илья не богатырь

В Перми вышла в свет книга «Уральская драматургическая инфраструктура. Под знаком солнца» (под редакцией Ильи Губина) - первое для Прикамья описание и осмысление процессов в литературно-театральной жизни «Хребта России» и окрестностей. Также в книге опубликованы три новые пьесы молодых российских драматургов.

Понятие драматургической инфраструктуры, а не только что школы, еще в начале 2000-х применил видный московский театровед и критик Павел Руднев, подразумевая, что знаменитый российский драматург Николай Коляда создал в Екатеринбурге целую систему, или «пирамиду», от написания текстов до постановки пьес на сценах не только Уральского региона. Эта система сыграла свою роль в постепенном излечении российского театра от безвременья девяностых, когда было нечего играть, кроме отчаянных попыток обращения к классике. «Не человек, а литературное агентство», - так оценил тогда Руднев такую деятельность.

Опорные точки этой инфраструктуры как раз и приводит Губин в разделе «Места», большинство их связано с именем Николая Коляды. Это «Коляда-театр» и Центр современной драматургии в Екатеринбурге, фестиваль «Коляда-Plays» и конкурс пьес «Евразия», также Пермский театр юного зрителя как пример классического репертуарного театра, обращающегося к современной драме, и «Сцена-Молот», на ней и выросшем. Автор не упомянул еще о театре «У моста», также расширяющего афишу за счет этого источника, и о фестивале театра и кино о современности «Текстура», что проходил в Перми с 2010 по 2013 годы. Зато на десерт рассказывается еще о нытвенском Музее ложки, несколько экспонатов для которого в прошлом году расписали собственноручно Коляда и его соратники по перу, теперь эти изделия в его фондах.

сцена из ТЮЗа Большая Советская энциклопедия_06

В разделе «Лица» обозревается творчество собственно Коляды (в общих чертах), Олега Богаева, Ярославы Пулинович и Александра Югова. Последний в этом ряду единственный пермяк, и тот окончил Екатеринбургское театральное училище, остальные - жители Среднего Урала. Суть подхода автора-составителя в том, что он не анализирует уральской драматургии в рамках общероссийского контекста, а рассматривает ее как самобытное явление.

- Современной уральской драматургии свойственна неоисповедальность, - делится мнением Илья Губин. - Авторов больше интересует не ситуация, в которую попадает герой, а его внутренний мир.

В своем творчестве драматурги в большой степени опираются на традиции Н. В. Гоголя. Обращение к его наследию проявляется и на сюжетном уровне, и, что еще примечательнее, в очень схожем авторском отношении к героям.

- Неслучайно у Коляды есть несколько пьес по мотивам Гоголя, - указывает пермский филолог. - "Коробочка", "Старосветские помещики", "Мёртвые души" и другие. У Богаева есть «ремейк» гоголевского произведения под названием "Башмачкин", по сути, это полный перифраз повести "Шинель". Немало обращений и к Чехову, в первую очередь у того же Коляды, да и у Богаева имеется пьеса "Вишнёвый ад Станиславского".

сцена из ТЮЗа Большая Советская энциклопедия_04-2

Раздел «Тексты» книги Губина содержит собственно четыре пьесы: "Кошачий полдник" Рината Ташимова, "Цыганская игла" Марии Конторович (оба - Екатеринбург) и "Звонок по России бесплатный" Юлии Ионушайте (Киров) опубликованы впервые, творение Александра Югова "Маршрутка" ранее уже печаталось.

Книга выпущена на средства государственной стипендии для поддержки творческой молодежи, которую автор-составитель выиграл летом 2015 года, издана также при поддержке Союза театральных деятелей РФ, Пермского ТЮЗа, екатеринбургских «Коляда-театра» и Центра современной драматургии, Музея ложки (Нытва, Пермский край). Тираж - 350 экземпляров.

Илья Губин служит в Пермском ТЮЗе помощником художественного руководителя по литературной части. «Уральская драматургическая инфраструктура...» - вторая его книга; первая - «“Новая драма” сквозь призму творчества Олега Богаева» (2014). Также автор нескольких десятков статей о современной русской литературе и театре, опубликованных в журналах «Страстной бульвар, 10», «Театральный мир», «Современная драматургия», «Культура Урала», краевой газете «Звезда», сетевых изданиях и научных сборниках. Выпускник филологического факультета Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета.

Ссылки по теме:

В поисках персонажаГодЛитературы.РФ, 24.11.2015

Любовь на фоне «культурной революции» ГодЛитературы.РФ, 30.11.2015