Сайт ГодЛитературы.РФ функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
как увлечь чтением

Роман с литературой

6 cоветов, как увлечь детей чтением

Текст: Наталья Соколова/РГ
Фото: Православие и мир
Инфографика: «РГ»/Александр Смирнов/Наталья Соколова

Евгения АбелюкЛитература не клип: художественным произведениям сегодня трудно конкурировать с экранными гаджетами. Доцент Института образования НИУ ВШЭ, преподаватель литературы Евгения Абелюк знает, как увлечь чтением со школьной скамьи. Ее советы в обзоре «РГ».

1. Скажите ребенку, что книга — это квест, а читатель — сыщик, который должен разгадать этот квест. По своей натуре ребенок был и остается во все времена исследователем. Чем не квест необычные современному слуху реалии — «страсбургский пирог» из «Евгения Онегина» или почему Чичиков в «Мертвых душах» Гоголя «выпил бутылку кислых щей»? Почему действие романа «Преступление и наказание» происходит в летнюю жару, в душном Петербурге? Почему у Толстого не «запрягают», а «сопрягают»? В каждой книге таких «почему» сотни.

ребенок читает2. Когда вы читаете дошкольникам или младшим школьникам вслух, то прервитесь на самом интересном моменте,


пусть интрига останется до следующего раза, тогда ребенок сам потянется за книгой на следующий вечер.


3. Ребенку нужно рассказать, что в книге он легко может встретиться с самим с собой, найти в себе черты какого-то известного героя: «Я лучше Наташи Ростовой — она же «не удостаивает быть умной», «Мне бы такую смелость, как у булгаковской Маргариты». Спросите у ребенка, какие черты героя или героини он хотел бы «присвоить» себе.

4. Как правило, комментарии, которые даются в конце большинства изданий, не настолько интересны, многие читатели устают постоянно в них заглядывать. Лучше всего, когда у произведения есть целая энциклопедия, в которой доступно объясняется то, что сегодня непонятно. И снова ребенок будет разгадывать квест. Пояснения Юрия Лотмана к пушкинскому знаменитому роману в стихах («Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий») — это погружение во время, когда было написано произведение.


Балы, дуэли, женские увлечения, день светского человека — прочитав об этом, десятикласснику точно будет интереснее читать Пушкина.


Если «Легенды и мифы Древней Греции» — это фильм, снятый в формате 2D, то «Занимательная Греция» Михаила Гаспарова — это фильм в 3D. Он понятнее, увлекательнее, подробнее: подвиги Александра Македонского, рекорды Олимпийских игр, театр и архитектура. Так что мифы лучше отложить, а начать с Гаспарова.

ребенок и книжки5. К литературе может приучить живопись — через визуальный комментарий к произведению. В современной школе, когда программа сильно «раздута» и часов на ее изучение не хватает, об этом забывают. В стихотворении «Воспоминания в Царском Селе» Пушкин назвал Екатерину II «Минервой росской». Почему? Многие августейшие дамы XVII—XVIII веков представлялись художниками и поэтами в обличье богини мудрости Минервы. Где это можно увидеть? На портретах Марии Медичи, Анны Австрийской, Елизаветы Петровны и Екатерины II.

6. Показывайте пример: читайте книги и покупайте их, не боясь, что они займут слишком много места в доме.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Евгения Абелюк:
…Российское образование школьников не щадит. Порой тексты, через которые ученик должен «продираться», как через «кошмарный сон», сложны и для самого искушенного, тренированного читателя. Согласитесь, проза Ф. Достоевского и А. Платонова, стихи О. Мандельштама и И. Бродского — все это непростое чтение. Часто чтение не по возрасту. Или тяжелое эмоционально… Вот почему всегда остается вопросом, захочется ли российскому гражданину вернуться к «школьной» классике.
А ведь во многих странах школьники не читают сложную литературу. Мне это наглядно показал один случай. В течение 10 месяцев гостила в нашей семье школьница из США, ученица одной из лучших школ штата Орегон. Моя американская дочка усердно учила русский язык (вернее, она продолжала это делать: начало было положено еще в Штатах), а я с не меньшей ревностью подсовывала ей книжки русских писателей. Но в один прекрасный день Эрин взбунтовалась…Что же возмутило американку? Наша сложная, а часто еще и трагическая, литература…
По давно сложившейся традиции у нас принято думать, что читать для развлечения можно и дома, вне стен школы. В школе же, под руководством учителя, следует читать и изучать (анализировать, толковать) сложную классическую литературу.
Заметьте: безличные формы «принято думать» и «следует» фиксируют практику, существующую столетиями… Однако сомнения в ее правильности все же возникают и то и дело высказываются. Чтобы попытаться эти сомнения преодолеть, стоит разобраться, чем такая традиция вызвана. Я ответила бы на этот вопрос так: стремлением привить молодому человеку читательскую культуру, научить его внимательному чтению. А это возможно только при обращении к сложной литературе.

что читают люди_инфографика

Ссылки по теме:
Оригинал статьи на сайте «РГ»
Отрезанные от книг — 22.03.2017
Реанимировать классику — 21.03.2017
Как привить ребенку любовь к чтению — 13.10.2016
Кто сказал, что дети не читают?! — 06.06.2016

24.03.2017

Просмотры: 0

OK

Вход для официальных участников
Логин
Пароль
 
ВОЙТИ