САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Сочинение-2017: обратный отсчет

9 практичных советов, которые помогут получить «зачет» за итоговое сочинение

как написать итоговое сочинение
как написать итоговое сочинение

Текст: Наталья Лебедева/РГ

Фото: Педагогика

7 декабря одиннадцатиклассники по всей стране будут писать итоговое сочинение. В этом году эта ответственная творческая работа будет еще оцениваться по принципу «зачет — незачет». Полученный «зачет» гарантирует допуск к ЕГЭ. Мы попросили известного филолога, автора многочисленных пособий по русской литературе, кандидата филологических наук Елену Полтавец рассказать, как правильно подготовиться к итоговому сочинению. Какие секреты помогут лучше раскрыть предложенные в этом году тематические направления: разум и чувство,  честь и бесчестие, победа и поражение, опыт и ошибки, дружба и вражда?

1. Как выбрать тему?

Правило универсальное: ориентироваться на привлечение «литературного материала», как называются литературные произведения в методических рекомендациях для школьников. Это значит, что раскрыть тему полно и убедительно мы сможем в том случае, если будем свободно ориентироваться в смысле литературных произведений, вспомним сюжет, персонажную систему, детали, вставные элементы (письма, рассказы персонажей, вставные притчи и т.д.), рамочные элементы (так называются заголовок произведения, оглавление, эпиграфы, посвящения, дата написания, которую автор может поставить под последней строкой и т.д.). Поэтому надо сразу обдумать, какие произведения будете рассматривать в связи с той или иной темой, в каком случае литературных примеров окажется больше, какие произведения лучше помните.

Выбирайте ту тему, литературная «оснастка» которой в вашем представлении оказывается богаче. Тогда в процессе написания и мыслей придет больше.

2. Какая тема предпочтительнее: сформулированная в виде вопроса, суждения или цитаты?

Это зависит от п.1. Но все же напомню: вообще-то цитата отсылает к контексту. Цитатная тема содержит и указание на автора, чьи слова приводятся. Творчество этого автора, а тем более контекст высказывания не всегда известны не то что школьнику, но и экзаменатору (и даже - страшно сказать - разработчикам тем). Таким образом, цитатная тема провоцирует на некоторую профанацию, и лучше этого избежать. Ведь учителя внушали школьникам, что эпиграфы, скажем, к «Евгению Онегину» и «Капитанской дочке» очень важны, учителя раскрывали на уроках значение евангельских цитат в произведениях Ф. М. Достоевского и т.д. Поэтому хорошему ученику и экзаменатору как-то трудно встать на точку зрения, предлагаемую цитатной темой, а эта точка зрения такова: ни автор высказывания, ни контекст не играет роли.


Легче писать сочинение на тему, которая содержит проблему или, по крайней мере, сформулирована в виде вопроса.


Определить проблему в цитатной теме всегда довольно сложно, т.к. по большей части это не вопрос, не предложение что-то исследовать, а готовый вывод, нравоучительный афоризм, максима.

3. На какие произведения (русскую классику, зарубежную классику, мемуаристику, публицистику, фольклор, современную литературу) лучше опираться?

Вы бы еще спросили, как одеваться на экзамен. Русская классика – самый приличный «дресс-код» в данном случае.

Продолжим наше сравнение. Возможно, кому-то хочется появиться на экзамене в костюме, бережно сохраненном после хэллоуина, или в пляжном наряде. Недоуменные взгляды экзаменаторов такому любителю эпатажа гарантированы. Поэтому лучше застраховать и свой наряд, и свое сочинение от недоуменных взглядов. Если уж очень жаль расстаться с каким-нибудь необычным аксессуаром, то надо постараться сделать его отвечающим вашему индивидуальному стилю и объяснить его необходимость.


Примеры из классических произведений, как и классический стиль в одежде, всегда уместны и не нуждаются в трудоемких обоснованиях.


Критерии оценки включают требование «опоры» на литературные произведения, но лукаво ничем не ограничивают это требование. Формально экзаменующийся может привлечь, например, и «Федорино горе» К.Чуковского для того, чтобы показать, что чайник и утюги получили опыт странствий, а Федора учла свои ошибки. Или развить мысль о победе и поражении на примере похода Винни-Пуха и Пятачка за медом.

Но все же помните: ваша цель не высмеять экзамен, а получить высокий балл. Поэтому мысленно корректируем невнятные формулировки. Только литературная классика, прежде всего - русская.

4. Как сделать свое сочинение нешаблонным, как обратить благосклонное внимание экзаменатора?

Да, если в голове лишь стереотипные понятия и примеры, почерпнутые из методических пособий, просмотренных накануне экзамена, изобразить себя оригинальным мыслителем уже не получится.

Еще и поэтому не тратьте оставшееся до экзамена время на чтение «образцовых» сочинений. Читайте и перечитывайте классику!

А в сочинении можете сколько угодно опираться (и покрепче, классика выдержит!) на самые хрестоматийные, всем известные произведения. Но особым образом, а именно: вспоминайте не общие рассуждения и избитые примеры из учебников и пособий, а такие детали, которые не в ходу в учебниках и образцах.

Что для этого нужно? Знать текст произведения, только и всего. Ну, и немного умения поставить себя на место другого человека. В данном случае – экзаменатора, проверяющего сочинения. Предположим, экзаменатор проверяет сочинения на тему про честь и бесчестье. И двадцатый раз читает в этих сочинениях, бедняга, что Гринев - человек чести, а Швабрин - наоборот. Помогите своему экзаменатору хоть немного разнообразить эту скуку. Кроме похвал Гриневу и осуждений Швабрина, напишите, что отец Гринева не только наставлял сына с помощью известной пословицы о чести, но и вспоминал хранивших свою честь предков: «пращур мой умер на лобном месте…, отец мой пострадал вместе с Волынским и Хрущевым». Не помните дословно - перефразируйте.


Главное в вашем сочинении - это не показать абсолютно правильное понимание чести и бесчестья, опыта и ошибок, дружбы и вражды, а показать знание литературы.


В сочинении о чести и бесчестье можно еще поставить вопрос о том, как семейные предания помогают отстаивать свою честь и достоинство. Самозванец Пугачев предлагал и Гриневу сделаться самозванцем, обещал его «пожаловать» в фельдмаршалы и князья. Но ни фамилию, ни отчество, ни свой род Гринев предавать не намерен. А самозванец, меняющий имя, данное при крещении, предает и своего ангела-хранителя.

5. Как быть тем, кто не успел прочитать нужное произведение?

Один совет для тех, кто читал не только художественные произведения. Можно привести примеры различных точек зрения на литературное произведение в современной ему критике (вот, скажем, Евгения Базарова по-разному оценили Д. И. Писарев и М. А. Антонович: каждый критик исходил из своего жизненного опыта и из своих представлений о пользе для страны; время рассудило, кто допустил больше ошибок).

Очень хорошее впечатление на экзаменатора произведет упоминание каких-нибудь имен ученых-филологов. Не стесняйтесь упомянуть авторов словарей, статей, критических работ.

6. Какую опасность таит в себе свободная формулировка темы и как убедить экзаменатора, что сочинение написано на заданную тему?

Свободные формулировки экзаменационных тем ставят перед учеником (и проверяющим) очень трудную задачу: определить, соответствует ли сочинение теме. В сочинениях на литературную (литературоведческую) тему это соответствие ученику обеспечить, а экзаменатору выявить было гораздо проще. «Смысл названия комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», «Антитеза Аустерлицкого и Бородинского сражений в «Войне и мире» Л. Н. Толстого», «Тема природы в лирике М. Ю. Лермонтова»  -  раскрытие этих тем предполагало конкретное знание текста и умение ориентироваться в терминологии.

Объяснить, что такое «победа и поражение», «дружба и вражда», чем они отличаются и отличаются ли, - намного сложнее. К тому же это не научные термины. А как разграничить разум и чувство, что считать честью, что бесчестьем? Если раньше ученик и его экзаменатор имели дело с одним и тем же произведением, понимать которое можно, конечно, по-разному, но текст его был для всех одинаков, то теперь предмет для размышлений уже не фиксированный текст, а понятие.


Во всяком случае, постарайтесь найти в формулировке темы главное слово (не забывайте и о том, в какое тематическое направление входит ваша тема). Эти главные слова должны повторяться в каждом абзаце сочинения.


Тогда экзаменатору легче будет увериться, что сочинение написано на тему. А вот как понимать победу и поражение, дружбу и вражду, разум и чувство… это вопрос. Экзаменатор может оказаться таким человеком, который имеет весьма отличные от ваших понятия и представления.

Пример сорокалетней давности, но не утративший, к сожалению, злободневности. В сочинении на тему «В жизни всегда есть место подвигу» абитуриентка привела в пример жизнь своей любимой школьной учительницы, которая всю душу отдавала ученикам, воспитала достойных, высокообразованных граждан. Экзаменатор счел, что в сочинении не раскрыта тема, так как совершить подвиг - это не значит добросовестно выполнять свои ежедневные профессиональные обязанности. Подвиг - это самоотверженный порыв ради преодоления внезапной опасности, ради защиты жизни других людей. Абитуриентка подала апелляцию, вся история стала достоянием СМИ. А на чью сторону встали бы вы?

Придется повторить еще раз: проверить «зрелость суждений» невозможно ни на каком экзамене. Жизнь заново и заново ставит и перед семнадцатилетним, и перед семидесятилетним человеком вопросы о том, что такое дружба, вражда, честь, бесчестье, о том, как соотносятся разум и чувства, предотвращает ли опыт ошибки, и т.д.


Экзамен на «зрелость суждений» человек сдает всю жизнь.


Что же делать на школьном экзамене? На письменном экзамене-сочинении путь один: постараться убедить экзаменатора своим красноречием и логикой. Тогда можем надеяться, что наши аргументы будут приняты.

Неплохо сослаться на словарь (В. И. Даля, например) во вступлении к сочинению, приступая к рассуждению о том, как по-разному могут определять дружбу, вражду, честь, бесчестье,  разум, чувства, победу, поражение, опыт, ошибки… В. И. Даль приводит и пословицы, поговорки, фразеологизмы.

7. Несколько советов, как избежать фактических ошибок:

 - Называть героев литературных произведений надо так, как они называются в авторской речи. В «Войне и мире» нет Андрея, есть князь Андрей. В «Грозе» нет ни Екатерины, ни Кати, есть Катерина.

- Не надо называть писателей и других исторических лиц по имени и отчеству. Пушкин нам не Александр Сергеевич, а А. С. Пушкин.

 - Ни в коем случае не называйте факты, даты, персонажей и т.д., в которых не уверены.  Фактическая ошибка - очень серьезный упрек сочинению. Если сомневаетесь - не пишите. Если не знаете, надо ли сомневаться,  -  сомневайтесь.

- Не пишите эпиграф. В нем можно сделать ошибку, перепутать слова или знаки препинания, автора и т.д. К тому же экзаменатору ваш эпиграф может показаться (в 90% случаев) не соответствующим теме сочинения. Поэтому какое-нибудь понравившееся вам высказывание поместите во вступление или в заключение сочинения, лучше всего - в виде пересказа, но не в виде цитаты, заключенной в кавычки.

 - В кавычки заключайте только абсолютно точно процитированный текст.

8. Как от волнения не потерять нить повествования и сохранить логическую структуру сочинения?

Наверное, самое трудное - это логические переходы от одной мысли к другой. Сочинение - это здание с переходами, а не груда беспорядочно наваленных (пусть и самых интересных) стройматериалов. Напишите на черновике покрупнее главное слово, чтобы оно все время было перед глазами. Нарисуйте дерево с ветками и листьями. И на каждый листик можно помещать самое важное слово или несколько слов для выражения какой-нибудь мысли. Или имя героя произведения, которого собираетесь упомянуть. Или фамилию писателя, название произведения, начало какого-нибудь интересного высказывания. Пусть пока листочки возникают в беспорядке.

По мере выстраивания всего этого разнообразия в связный текст сочинения листики с дерева опадают (нашел для этой мысли место в сочинении, записал - листик можно зачеркнуть). Придумал, что за чем следует, - листики соединил стрелочками или пронумеровал.

Например:

рекомендации к итоговому сочинению

Вступление и заключение не должны быть несоразмерными. Пусть каждое будет не больше 1/6 всего объема сочинения. Если вступление никак не получается, а время экзамена неумолимо проходит, начинайте с середины. Вступление можно написать позже, оставив для него место в начале страницы.


Не сдавайте работу, пока ее не начнут активно отбирать.


9. Не забывайте, что сочинение - это тоже творчество

И последнее. Готовясь к экзамену и подбирая «литературный материал», не думайте, что художественная литература - это только такое снадобье для утешения, для иллюстрации жизненных проблем или для примеров разруливания житейских ситуаций.

Не хотелось бы, чтобы у заканчивающих школу людей сложилось мнение, что художественное произведение служит целям воспитательным, познавательным или каким-то еще. Художественное произведение - это прежде всего эстетическое явление, которое можно и должно изучать в научных терминах, а не просто «привлекать для аргументации», как фантик для завертывания любой конфетки.

На вопрос, какая цель у поэмы «Цыганы», А. С. Пушкин отвечал: «Цель поэзии - поэзия». Прочитав утверждение П. А. Вяземского «Обязанность… всякого писателя есть согревать любовию к добродетели и воспалять ненавистью к пороку», Пушкин возражает: «Ничуть. Поэзия выше нравственности - или по крайней мере совсем иное дело».

Зачем же тогда пишут писатели? На это ответа нет, потому что вопрос «зачем?» предполагает какую-то цель поэзии, кроме самой поэзии. А вот на вопрос, почему творцы творят, можно ответить. Потому что в человеке есть божественная искра, творческое начало, вложенное в него Богом-творцом.

Сочинение, даже экзаменационное,  -  это творчество. Всем успехов.

Ссылки по теме:

Как получить «зачет» за итоговое сочинение: 10 советов

5 тем выпускных сочинений 2017 года

Как получить «отлично» за сочинение?

Как получить «отлично» за сочинение? Часть 2