Текст: Татьяна Шипилова
Фото: «АСТ»
Редактор и двое авторов, рассказы которых вошли в сборник «В Питере жить» поделились своими впечатлениями о работе над книгой.
Задумка сборника состояла в том, чтобы показать разные поколенческие взгляды на Петербург, чувственный, личный, интимный контакт с городом. Как в предыдущей книге о Москве, так и здесь, было важно, чтобы это был разговор не только ностальгический, но и разговор о современном городе, хоть и с элементами ностальгии.
Частый вопрос о названии сборника. Родилось оно из парафразы на знаменитую шутовскую песню Сергея Шнурова «В Питере пить», а сама идея возникла после терактов и должна была отразить силу петербуржцев, которые пережили все: и Революцию, и блокаду, и теракты.
У книги два эпиграфа — стихотворение Иннокентия Анненского и строчка Сергея Шнурова «В Питере пить не судьба». Нужны были разные взгляды, разные стороны Петербурга. В сборник вошли тексты таких писателей, как Татьяна Толстая, Борис Гребенщиков, Елена Колина, Евгений Водолазкин, Михаил Шемякин, Татьяна Москвина, Александр Городницкий, Андрей Битов, Даниил Гранин, который успел написать один из своих последних текстов, Эдуард Кочергин, Елизавета Боярская, представляющая знаменитую семью Боярских, Павел Крусанов, Ксения Букша, Валерий Попов.
Книга эта существует в связке с книгой о Москве «Москва — место встречи», которая презентовалась год назад.
«Я вообще не пишу рассказы, — делится Елена Колина. — Я романист, для меня задача была очень сложной. Наверное, здесь рассказ получился, как маленький роман, как рисунок жизни. Я вдруг подумала, что я жила по периметру. Если кто-то знает Петербург, представляете себе: Садовая — Невский — Рубинштейна через Аничков мост. И по этой букве „П“ проходила моя жизнь от школы до сегодняшнего дня. Здесь я целовалась, здесь я гуляла с детьми, здесь я дружила с Алисой Фрейндлих. Вот об этом обо всем рассказ. Такая маленькая жизнь».
«Мой текст „На Ждановской набережной“, — рассказывает Евгений Водолазкин. — Набережная реки Ждановки, замечательной небольшой речки, которая завершает собой остров, называемый Петроградская сторона. Это любимое мной место, потому что оно петербургское и не петербургское. Петроградская сторона — это торжество северного модерна. Она застраивалась тогда, когда Петербург был одной из столиц мира, а не только столицей России. Модерн как стиль разрабатывался во многом и в Петербурге. Париж, Брюссель, Берлин и Петербург. Мне кажется, Петербург потерял со своей столичностью почти всю энергию. Столица — это место, в котором собирается вся страна, оно обогащает свои недра. Питер сейчас никто не обогащает, он живет за счет собственных ресурсов, и ресурсы эти настолько мощны, что он сам не потерялся. А столичная энергия ушла в Москву — в супер-город. А Петербург все больше уходит в сферу метафизики, и эта метафизика в Петербурге очень сильна. Человек, которого влечет метафизика, должен бросать Москву и ехать в Петербург».
Была затронута важная тема: метафизика Петербурга, по мнению авторов, во многом именно литературная. Тут Обломов жил на Гороховой, рядышком старуха-процентщица, Родион Романович с топором там проходил. Куда ни глянь, это интимные отношения с литературой. «Петербург — очень литературный город, литература начинает жить, она клубится, и кто обладает хорошей литературной памятью, тот понимает, что прогулки по Петербургу могут далеко завести», — считает Водолазкин.
А Елена Шубина добавляет: «Это город-цитата. Почти во всех наших историях, которые вошли в эту книгу, литературный контекст присутствует явно или не явно».
Ссылки по теме:
«От Дворцовой до Садовой» — 07.09.2017
В Питере — жить?! Васильевский остров — 13.05.2017