Текст: Анастасия Скорондаева/РГ
Фото: Аркадий Колыбалов/РГ
На Московском фестивале «Книги России» прошла дискуссия «Современная российская литература: традиции и авангард - единство и борьба противоположностей». Ее участниками стали Андрей Аствацатуров, Юрий Арабов, Игорь Волгин, Александр Кабаков, Анна Матвеева и Владимир Шаров. Провел беседу критик Константин Мильчин.
Мильчин сразу заметил, что будет вести беседу в стиле русского лубка «Как мыши кота хоронили», подразумевая, что современную русскую литературу часто хоронят, но она жива и прекрасно себя чувствует. А как, по мнению собравшихся, чувствует себя литература и какие формы будут в будущем преобладать: роман или рассказ? И какие книги стали для них «революционными»?
Андрей Аствацатуров: «Сейчас, в условиях, когда умирают большие нарративы, герои с биографиями, будущее за рассказом, вылупившимся из анекдота. Сегодня много книг коротких рассказов выходит. Блогосфера на это нас провоцирует: писать коротко и емко».
Юрий Арабов: «Большие русские романы в основном связаны с семейными взаимоотношениями, ценностями, достаточно вспомнить „Войну и мир“, „Братьев Карамазовых“. Сейчас эти ценности меняются. У меня нет гениальности и финансовой возможности писать, как Толстой. Я пишу о том, что мне важно. Это романы страниц на 400. Сейчас не приходится говорить о романной форме как наследнице. Для меня лучший роман, написанный за последнее время, - это „Роза мира“ Даниила Андреева».
Александр Кабаков: «Сегодня все заметные авторы пишут традиционно и хорошо. Им есть что сказать, а не только показать стиль. И большие романы действительно связаны с семейными ценностями».
Владимир Шаров: «Роман не гибнет и никуда не уходит, он меняется, так как меняется жизнь, - становится фрагментарным. Для меня „революционные“, „перевернувшие“ меня книги - все произведения Андрея Платонова».
Анна Матвеева: «Я не согласна, что роман - это в первую очередь семейная история. Задача литературы описывать чувства. Для меня революционными являются книги Владимира Набокова».