Сайт ГодЛитературы.РФ функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

АСТ-Эксмо отчитался об успехах и обозначил проблемы

Руководство крупнейшего книгоиздательского холдинга страны пообщалось с журналистами напрямую

Текст: Михаил Визель
Фото предоставлено ИД «АСТ-Эксмо»
На фото с микрофоном Олег Новиков

Открыл встречу, которая проходила в формате пресс-ланча, как ему и положено, президент АСТ-Эксмо Олег Новиков. И начал он, естественно, с достижений. В 2017 году холдинг издал 11 тысяч наименований книг общим тиражом 56 миллионов экземпляров (то есть усредненным тиражом 5 тыс.), рост продаж по сравнению с 2016 годом составил 15%. При этом активнее всего рос сегмент электронных продаж — 41%. На втором месте — 23% — рост бюджетных продаж (т. е. учебной литературы). Почти на столько же — 20% — выросли продажи через интернет-магазины и через федеральные книжные сети — 19%. Слабее всего при этом росли продажи через отдельные магазины — всего на 2%. «Книжным магазинам трудно конкурировать с интернетом», — признал Олег Новиков.

Соответствует этой структуре продаж по местам и структура продаж по видам книжной продукции: на 23% увеличились продажи учебников, на 12% — детской литературы, по 3% — прикладная и художественная литература.

Отдельно подчеркивалось, что в 2017 году АСТ-Эксмо опубликовал свыше 500 новых русских авторов, потому что поддержка «отечественного производителя» — одна из приоритетных декларируемых задач. Впрочем, рейтинг десяти самых продаваемых авторов 2017 года выглядит не столь однородно: 

  1. Д. Донцова 
  2. Х. Вебб
  3. Н. Жукова
  4. Т. Устинова
  5. Т. Полякова
  6. Р. Брэдбери
  7. А. Маринина
  8. О. Рой
  9. А. Литвинова, С. Литвинов
  10. И. Прокопенко

Как мы видим, в первой десятке авторов — двое англоязычных, при этом только один из них — относительно недавно умерший классик. При этом, как заявил генеральный директор АСТ Павел Гришков, «основной драйвер роста» — это как раз произведения мировой классики. Недаром произведений серии «Эксклюзивная классика» продано более 4 млн экземпляров.

Павел Гришков рассказал также, что в 2018—2019 годах АСТ-Эксмо рассчитывает привезти на встречу с русскими читателями ряд популярных зарубежных авторов. Невероятный успех визита в прошлом году Джорджа Мартина показывает, что дело стоит того, чтобы вести с их агентами долгие переговоры, потому что их планы расписаны не на месяцы, а на годы. В 2018 году Россию посетят Чайна Мьевиль и Джонатан Сафран Фоер. В 2019 году планируются визиты Стивена Кинга и Дэна Брауна.

Директор департамента «Эксмо Non-Fiction» Евгений Капьев объявил еще две амбициозные задачи: к 2020 году довести объем продаж до 192 млрд рублей, для чего книжный рынок должен почти удвоиться, и тогда можно будет решить вторую задачу:


в течение пяти лет сделать профессию писателя одной из самых высокооплачиваемых (хотя, конечно, доходов Кинга и Брауна русским писателям придется ждать еще долго).


Каким же образом этого можно добиться? Помимо маркетинговых ухищрений, подстегивающих продажи, было предложено еще несколько ответов.

Главный из них — более широкое внедрение технологий big data, «больших данных»: выпуск книг будет сориентирован на цифровые данные читательских предпочтений, которые можно будет спрогнозировать с учетом тех следов, которые каждый пользователь интернета оставляет в Сети. И с учетом этих же следов, а не только предыдущих покупок, читателям будут предлагаться новинки в книжных магазинах. В принципе, это уже не перспектива, а реальность: любой активный пользователь Сети замечает, что стоит ему в одном из мессенджеров спросить у приятеля, какую машину он недавно купил, как контекстная реклама в почте начинает предлагать ему автосалоны…


Будет внедряться и система индивидуального электронного авторского контроля.


То есть у каждого автора будет личный кабинет на сайте АСТ, как на сайте госуслуг, в котором он сможет оформить авторский договор с электронно-цифровой подписью, отследить продажи своих тиражей, увидеть роялти — и речь идет не только об электронных, но и о бумажных книгах. 

«Челленджем для издателей» Олег Новиков назвал self-publishing, системы самоиздания, позволяющие любому желающему издавать книги, практически неотличимые по уровню подготовки от изданных в профессиональных издательствах. «Мы приветствуем такие сервисы, потому что из них можно рекрутировать авторов», — заявил президент АСТ-Эксмо. 

Александр Брычкин, генеральный директор корпорации «Российский учебник», рассказал о внедрении технологии общественного контроля над учебниками, которую запускает «Российский учебник». Учителя могут в режиме онлайн предлагать изменения в учебные издания, исправлять там ошибки или советовать дополнения, которые им нужны в учебных программах. Он также объявил о достигнутых договоренностях о партнерстве с Российской академией наук и с Русским географическим обществом. 

Об интересном комплексе сервисов группы компаний «ЛитРес» (оборот которого в 2017 году вырос вдвое и добрался до 2 млрд руб.) рассказал его генеральный директор Сергей Анурьев. Помимо упомянутого «Самиздата цифровой книги» для любого автора (заметим, что топовый автор «самиздата» в прошлом году заработал порядка 700 000 руб. — не 90 млн долларов Джоан Роулинг, но сумма ощутимая), «Литрес» предлагает всем желающим читателям озвучивать любимые книги — и с теми, чьи записи понравятся читателям-слушателям, будет заключен контракт на запись в профессиональной студии.

Вообще популярность аудиокниг подталкивает издателей к мультимедийному решению: покупая в магазине печатное издание, читатель тут же получит цифровую и аудиоверсию купленной книги — причем связанные между собой. То есть можно читать дома на читалке, а потом, садясь в машину, включать запись с того места, на котором вы остановились. Это, вероятно, решение не завтрашнего дня — но оно неизбежно.

В завершение пресс-ланча, отвечая на вопрос о возможной отмене или уменьшении НДС на книги, Олег Новиков заявил: «Я рассчитываю сохранить хотя бы то, что есть». И подытожил: «Быть профессиональным издателем — это значит уметь издавать разные книги и делать так, чтобы они находили своего читателя». 

Встреча с АСТ-Эксмо

Читать по теме:

Книгоиздание в России: проблемы и перспективы

Социологи подтвердили: большинство россиян любят читать

Электронные книги съедают долю «бумаги»

Просмотры: 1497
02.02.2018

Другие материалы проекта ‹Издательство›:

Подписка на новости в Все города Подписаться

OK

Вход для официальных участников
Логин
Пароль
 
ВОЙТИ