Текст: Михаил Визель
Фото предоставлено ИД «АСТ-Эксмо»
На фото с микрофоном Олег Новиков
Открыл встречу, которая проходила в формате пресс-ланча, как ему и положено, президент АСТ-Эксмо Олег Новиков. И начал он, естественно, с достижений. В 2017 году холдинг издал 11 тысяч наименований книг общим тиражом 56 миллионов экземпляров (то есть усредненным тиражом 5 тыс.), рост продаж по сравнению с 2016 годом составил 15%. При этом активнее всего рос сегмент электронных продаж — 41%. На втором месте — 23% — рост бюджетных продаж (т. е. учебной литературы). Почти на столько же — 20% — выросли продажи через интернет-магазины и через федеральные книжные сети — 19%. Слабее всего при этом росли продажи через отдельные магазины — всего на 2%. «Книжным магазинам трудно конкурировать с интернетом», — признал Олег Новиков.
Соответствует этой структуре продаж по местам и структура продаж по видам книжной продукции: на 23% увеличились продажи учебников, на 12% — детской литературы, по 3% — прикладная и художественная литература.
Отдельно подчеркивалось, что в 2017 году АСТ-Эксмо опубликовал свыше 500 новых русских авторов, потому что поддержка «отечественного производителя» — одна из приоритетных декларируемых задач. Впрочем, рейтинг десяти самых продаваемых авторов 2017 года выглядит не столь однородно:
- Д. Донцова
- Х. Вебб
- Н. Жукова
- Т. Устинова
- Т. Полякова
- Р. Брэдбери
- А. Маринина
- О. Рой
- А. Литвинова, С. Литвинов
- И. Прокопенко
Как мы видим, в первой десятке авторов - двое англоязычных, при этом только один из них — относительно недавно умерший классик. При этом, как заявил генеральный директор АСТ Павел Гришков, «основной драйвер роста» — это как раз произведения мировой классики. Недаром произведений серии «Эксклюзивная классика» продано более 4 млн экземпляров.
Павел Гришков рассказал также, что в 2018—2019 годах АСТ-Эксмо рассчитывает привезти на встречу с русскими читателями ряд популярных зарубежных авторов. Невероятный успех визита в прошлом году Джорджа Мартина показывает, что дело стоит того, чтобы вести с их агентами долгие переговоры, потому что их планы расписаны не на месяцы, а на годы. В 2018 году Россию посетят Чайна Мьевиль и Джонатан Сафран Фоер. В 2019 году планируются визиты Стивена Кинга и Дэна Брауна.
Директор департамента «Эксмо Non-Fiction» Евгений Капьев объявил еще две амбициозные задачи: к 2020 году довести объем продаж до 192 млрд рублей, для чего книжный рынок должен почти удвоиться, и тогда можно будет решить вторую задачу:
в течение пяти лет сделать профессию писателя одной из самых высокооплачиваемых (хотя, конечно, доходов Кинга и Брауна русским писателям придется ждать еще долго).
Каким же образом этого можно добиться? Помимо маркетинговых ухищрений, подстегивающих продажи, было предложено еще несколько ответов.
Главный из них — более широкое внедрение технологий big data, «больших данных»: выпуск книг будет сориентирован на цифровые данные читательских предпочтений, которые можно будет спрогнозировать с учетом тех следов, которые каждый пользователь интернета оставляет в Сети. И с учетом этих же следов, а не только предыдущих покупок, читателям будут предлагаться новинки в книжных магазинах. В принципе, это уже не перспектива, а реальность: любой активный пользователь Сети замечает, что стоит ему в одном из мессенджеров спросить у приятеля, какую машину он недавно купил, как контекстная реклама в почте начинает предлагать ему автосалоны…
Будет внедряться и система индивидуального электронного авторского контроля.
То есть у каждого автора будет личный кабинет на сайте АСТ, как на сайте госуслуг, в котором он сможет оформить авторский договор с электронно-цифровой подписью, отследить продажи своих тиражей, увидеть роялти — и речь идет не только об электронных, но и о бумажных книгах.
«Челленджем для издателей» Олег Новиков назвал self-publishing, системы самоиздания, позволяющие любому желающему издавать книги, практически неотличимые по уровню подготовки от изданных в профессиональных издательствах. «Мы приветствуем такие сервисы, потому что из них можно рекрутировать авторов», — заявил президент АСТ-Эксмо.
Александр Брычкин, генеральный директор корпорации «Российский учебник», рассказал о внедрении технологии общественного контроля над учебниками, которую запускает «Российский учебник». Учителя могут в режиме онлайн предлагать изменения в учебные издания, исправлять там ошибки или советовать дополнения, которые им нужны в учебных программах. Он также объявил о достигнутых договоренностях о партнерстве с Российской академией наук и с Русским географическим обществом.
Об интересном комплексе сервисов группы компаний «ЛитРес» (оборот которого в 2017 году вырос вдвое и добрался до 2 млрд руб.) рассказал его генеральный директор Сергей Анурьев. Помимо упомянутого «Самиздата цифровой книги» для любого автора (заметим, что топовый автор «самиздата» в прошлом году заработал порядка 700 000 руб. — не 90 млн долларов Джоан Роулинг, но сумма ощутимая), «Литрес» предлагает всем желающим читателям озвучивать любимые книги — и с теми, чьи записи понравятся читателям-слушателям, будет заключен контракт на запись в профессиональной студии.
Вообще популярность аудиокниг подталкивает издателей к мультимедийному решению: покупая в магазине печатное издание, читатель тут же получит цифровую и аудиоверсию купленной книги — причем связанные между собой. То есть можно читать дома на читалке, а потом, садясь в машину, включать запись с того места, на котором вы остановились. Это, вероятно, решение не завтрашнего дня — но оно неизбежно.
В завершение пресс-ланча, отвечая на вопрос о возможной отмене или уменьшении НДС на книги, Олег Новиков заявил: «Я рассчитываю сохранить хотя бы то, что есть». И подытожил: «Быть профессиональным издателем — это значит уметь издавать разные книги и делать так, чтобы они находили своего читателя».
Читать по теме: