Сайт ГодЛитературы.РФ функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
Герои этих детских и подростковых историй были бы не против посидеть дома с чашечкой чая и интересной книжкой — но вместо этого им приходится спасать мир

Супергерои поневоле

Герои этих детских и подростковых историй были бы не против посидеть дома с чашечкой чая и интересной книжкой — но вместо этого им приходится спасать мир

Ольга-Лапенкова
Текст: Ольга Разумихина
Коллаж: ГодЛитературы.РФ
Обложки с сайтов издательств

Грег Джеймс, Крис Смит. «Обычный ребёнок»

Пер. с англ. Марии Кармановой. — М.: АСТ, 2020

Герои этих детских и подростковых историй были бы не против посидеть дома с чашечкой чая и интересной книжкой — но вместо этого им приходится спасать мир

Ничто не предвещало того, что одиннадцатилетний Мёрф когда-нибудь станет героем, да и сам он не мечтал о лаврах Супермена и Бэтмена. Жил себе как обычный (пожалуй, даже слишком послушный и спокойный для своего возраста) мальчик, который не то что не ходит на каратэ или дзюдо — лишний раз носа на улицу не высунет. А какой смысл блуждать по городу, если у тебя нет ни одного приятеля? Мёрф и рад бы с кем-нибудь подружиться, только вот его мама из-за работы постоянно переезжает, и каждый год бедолаге приходится идти в новую школу. Так что после четвёртого переселения мальчишка отчаивается найти единомышленников: если те и появятся, то ненадолго. Другие факторы тоже не добавляют оптимизма: старший брат Энди вечно отпускает в адрес Мёрфа дурацкие шутки, а коттедж, арендованный мамой, выглядит как самый унылый дом на свете.

Однако в один прекрасный день всё меняется — главного героя отдают в новую школу, и тот быстро понимает, что это не обычное учебное заведение. Все ученики и педагоги имеют какую-нибудь суперспособность: летать, управлять громом и молниями, бегать со скоростью света, выводить из строя технику и далее по списку; есть даже старшеклассник, который может заставить свои зубы кричать (да-да, именно так). И всё бы хорошо, но Мёрф понимает, что попал в эту школу по ошибке: у него-то никаких паранормальных талантов нет и в помине. А может, быть верным другом, не отчаиваться в сложных ситуациях и смело смотреть в лицо опасности — тоже талант?
Сюжет «Обычного ребёнка» местами слишком уж похож на ещё одну недавнюю публикацию о детях-супергероях — трилогию Майи Г. Леонард «Фабр» (2016—2018 гг.). По крайней мере, и там и там горстка детей борется с получеловеком-насекомым, стоящим во главе корпорации, разрабатывающей летающих боевых роботов. Однако упрекать автора в плагиате не стоит. Работая над «Обычным ребёнком», Грег Джеймс осознавал, что ничего кардинально нового о спасении мира уже не напишешь, — и сделал «неоригинальность» своей фишкой, напичкав книгу отсылками к культовым фильмам и остроумно обыграв всевозможные штампы. Так что вместо очередной проходной саги получилась оригинальная, да ещё и богато иллюстрированная история, полная заигрываний с читателем, а также небанальных и непошлых шуток, которая будет интересна и детям, и взрослым (некоторые главы даже особым образом «адаптированы» для чтения вслух: Джеймс указал, каким тоном стоит читать ту или иную фразу).

Гийом Прево. «Книга времени. Том 1. Последний дар жреца»

Пер. с франц. Иры Филипповой. — М.: КомпасГид, 2019

Герои этих детских и подростковых историй были бы не против посидеть дома с чашечкой чая и интересной книжкой — но вместо этого им приходится спасать мир

Как и бедолага Мёрф, герой Гийома Прево — заурядный школьник Сэм Фолкнер — не ожидал столкновения с чем-либо сверхъестественным. И это несмотря на то, что его отец всегда был чудаком, каких поискать: в детстве заваливал знаменитостей письмами, в которых умолял прислать ему обстриженные ногти для своей коллекции, потом поступил на историка и долгое время пропадал в таинственных экспедициях, а через несколько лет выкупил никому не нужный ветхий домишко и открыл там магазин антикварных книг. Как ни странно, начинание оказалось прибыльным: отец и правда доставал откуда-то раритетные тома и продавал их чуть ли не пачками. До поры до времени Сэм не задумывался, как у него это получалось. Но вот отец уехал в очередную командировку — и пропал, не объявился даже на четырнадцатый день рождения единственного сына! Тут-то юный Фолкнер и почуял неладное — он отправился в отцовский магазин в поисках какой-нибудь подсказки, а обнаружил там самую настоящую машину времени.

«Книга времени», как самый известный роман Льва Толстого — на войну и на мир, — делится на две равновеликие части: современность и история. Увы, те главы, в которых Сэм попадает в другие эпохи, вызывают больше вопросов, чем «злободневные». Когда Фолкнер-младший с трудом дожидается звонка с урока, или трясётся от страха перед соревнованиями, или спорит с отчимом-самодуром — это оказывается достовернее и, как ни странно, интереснее путешествий по Франции времён Первой мировой, Румынии XV века или Древнему Египту. В «современной» части читатель хотя и догадывается, но доподлинно не знает, чем обернётся для главного героя семейный скандал или встреча с роковой красавицей. А вот исторические похождения Сэма проходят по одному и тому же сценарию: мальчик оказывается в другой эпохе, тут же отыскивается герой, который берёт его под опеку и даёт важное поручение, наш попаданец не без труда выполняет квест и получает ключ, который позволяет ему отправиться в другую эпоху или вернуться домой.

Выходит, чтобы всерьёз заинтересоваться судьбой Сэма Фолкнера, читатель должен быть неискушённым. Впрочем, книга Гийома Прево рассчитана как раз на ребят младшего и среднего школьного возраста, — а много ли среди них пламенных книголюбов, ненавидящих штампы? К тому же, если сюжет романа может показаться родителям слишком уж незамысловатым, то в полезности «Книге времени» не откажешь. Путешествуя по эпохам, Сэм — недаром он сын историка! — скрупулёзно подмечает приметы времени. Так что, проштудировав творение Прево, юный читатель без проблем расскажет, по какой технологии в Египте расписывали стены усыпальниц и к каким кулинарным изыскам прибегали средневековые монахи.

Джефф Уилер. «Изгнанница Муирвуда. Книга первая. Клятва Муирвуда»

Пер. с англ. И. Ющенко. — М.: Карьера Пресс, 2020

Герои этих детских и подростковых историй были бы не против посидеть дома с чашечкой чая и интересной книжкой — но вместо этого им приходится спасать мир

В отличие от вышеперечисленных книг, творение Джеффа Уиллера рассчитано на читателей постарше, да и главная героиня уже не ребёнок. Майе восемнадцать, и когда-то она была балованной принцессой: король государства под названием Коморос души не чаял в единственной дочери и даже позволял ей учиться чтению и письму, а также колдовству, хотя для местных женщин всё это — едва ли не преступление. До тринадцати лет умница и красавица Майя знай себе ходила на занятия к многомудрому канцлеру Валравену, играла со сверстниками и втайне вздыхала, понимая, что скоро её ждет брак по расчёту. Вот только все эти годы король надеялся, что супруга произведёт на свет ещё и наследника, — но, увы, дети один за другим рождались мёртвыми. Откуда было Майе знать, что её любимый отец ожесточится и решит любой ценой развестись, хотя их с королевой и связывает нерушимый обет?

Так нежданно-негаданно главная героиня из папиной дочки превратилась в изгнанницу. В результате политических интриг король велел казнить канцлера Валравена, а Майе запретил когда-либо выходить замуж — и сначала сослал в другой город, а затем и вовсе приставил к девушке нескольких солдат и отправил на поиски полулегендарного аббатства. Якобы там находится некое магическое средство, которое поможет королю решить все проблемы, в первую очередь — одолеть воинственного короля Дагомеи, который некогда считался женихом Майи. Сможет ли девушка добраться до аббатства и помочь отцу, а главное — захочет ли, особенно после того, как в её голове поселится таинственный голос?

Джефф Уилер — полная противоположность Кристофера Паолини, который взялся за перо в пятнадцать лет — и сразу написал прославленного «Эрагона». Уилер же, прежде чем посвятить жизнь литературе, 22 года проработал в компании Intel, вырастил пятерых детей и лишь иногда давал волю своему увлечению фантастикой (выпускал вместе с друзьями фанатский журнал, куда мог прислать рукописи любой желающий). Сейчас автор саги о блудной принцессе Майе в США довольно-таки известен, а некоторые фанаты даже сравнивают его книги с произведениями Толкина и Дж. Мартина. Похвалы эти сильно преувеличены: «Изгнанница Муирвуда» — роман с элементами young adult и почти всеми типичными атрибутами фэнтези «под Средневековье». Здесь есть проклятые земли, смертельные ловушки и вещие сны, мрачные религиозные культы и злобные духи, политические интриги и тайные свидания. Чего в книге нет, так это уникальных авторских находок — но и существенных изъянов в произведении тоже не найти. «Изгнанница Муирвуда» — крепко сбитый роман с проработанным миром и скучноватыми, но всё-таки вызывающими сочувствие героями. Так что если вам кажется, что вы перечитали все фэнтези-саги на свете, — вот вам ещё одна в коллекцию.

21.01.2020

Просмотры: 0

Другие материалы проекта ‹Рецензии на книги›:

Подписка на новости в Все города Подписаться

OK

Вход для официальных участников
Логин
Пароль
 
ВОЙТИ