САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Terra Incognita: как растить читателей и писателей

«Подросткам ничего нельзя впарить, но их можно увлечь». Причем до такой степени, что некоторые сами становятся писателями. Во всяком случае, в «РОСМЭНе» это работает

Статья о проекте Terra Incognita издательства РОСМЭН
Статья о проекте Terra Incognita издательства РОСМЭН

Текст и подбор иллюстраций: Ольга Pазумихина

Ольга-Лапенкова

В романтической модели литературы считается, что писатели растут сами, как грибы в лесу: главное, чтобы климат был подходящий, а дальше они всё сами. После чего критики бегут к издателям с воплями: «Новый Гоголь народился!» Современная профессиональная модель предполагает более трезвый взгляд: писателю, как и инженеру, мало одних природных наклонностей, нужно еще и последовательное образование (в широком смысле), и постоянная мотивация, причем главной является общение с читателями. Которых тоже нужно терпеливо взращивать с младых ногтей, показывая, что книжки - это так же круто и прикольно, как и социальные сети. Точнее, они сами по себе большая-пребольшая социальная сеть, в которой «топикстартерами» могут выступать Гомер и Данте, а может - твоя сверстница из такого же, как у тебя, провинциального городка, но с очень прикольными тараканами в голове.

ГодЛитературы.РФ решил узнать, как это практически работает в «РОСМЭНе».

Четыре года назад издательство «РОСМЭН» запустило проект Terra Incognita: виртуальный клуб по интересам, где подростки со всей страны знакомятся и делятся впечатлениями о новых книгах. В апреле 2014 года появилась группа Terra Incognita ВКонтакте, а уже в августе встречи поклонников фэнтези прошли в 25 городах. Сейчас на страничку клуба подписано более 75 000 человек, а некоторые из давних участников и сами становятся писателями.

Мы взяли интервью у руководителя группы продвижения издательства «РОСМЭН» Нины Пушкарёвой, благодаря которой и появилась Terra Incognita, а также пообщались с двумя молодыми писательницами, давними членами клуба, — Милой Нокс, автором популярной серии «Макабр», и Дианой Ибрагимовой, работающей над серией «Сетерра».

Нина Пушкарёва, основатель клуба

Как вам пришла идея создания клуба Terra Incognita? Какие задачи стояли перед вами как перед организатором четыре года назад — и что происходит в клубе сейчас?

Нина Пушкарёва: Желание создать клуб любителей фэнтези от «РОСМЭН» появилось в 2013 году, после успеха наших первых серий - «Часодеи» и «Зерцалия». Фандомы по этим мирам были и остаются потрясающе активными! И мы поняли, что подросткового книжного движения (но не с пресным лицом строгих библиотекарей из 90-х) действительно не хватает.

Мы задумали создать специальную площадку, чтобы рассказывать ребятам о наших новых книгах.


Подросткам ничего нельзя впарить, на них не действует прямая реклама. Но их можно увлечь, сыграв в мир книги.


Поэтому мы изготавливаем вещицы из мира книг (например, письма героев серии «Часодеи» или гадательные шары из «Зерцалии»). Всё это нельзя купить, можно только получить, будучи активным участником клуба.

Сейчас мы стараемся выводить клуб из онлайна в офлайн. Подростки должны знакомиться, находить друзей, разговаривать о книгах со сверстниками, чувствовать себя частью чего-то значимого. У нас есть филиалы клуба Terra Incognita в 40 городах России и бывшего СНГ. Несколько раз в год мы проводим Всероссийские Сходки, их организаторы — это сами читатели. Местные СМИ часто рассказывают о проведении Сходок в своем городе и об их молодых организаторах.


Шутка ли - когда 13-летняя девчонка договаривается с библиотекой о проведении мероприятия, приглашает на него авторов, устраивает онлайн-конференцию, детально продумывает сценарий с таймингом, проводит конкурсы — да еще и обеспечивает посещаемость в полсотни подростков!


Также мы уделяем большое внимание встречам с авторами. У нас проходят десятки презентаций в год. А весной 2017 года мы отправили Екатерину Соболь (автора серии «Дарители») в тур по семи городам России в поддержку финальной части саги - «Сердце бури». Здесь мы опробовали зарубежную модель продвижения: в США новую книгу в большинстве издательств поддерживают в первую очередь поездкой автора по штатам с презентацией новинки. Тогда как в России модель обратная: сначала книга должна стать супербестселлером — и только потом издательство может рассмотреть возможность отправки автора по регионам.

Каков примерный состав клуба? Кого больше — юношей или девушек, какого возраста? Кто проявляет наибольшую активность?

Нина Пушкарёва: В 75-тысячной «Терре» сегодня 82% девчонок и 18% парней. Это нормальный срез всего мирового читающего сообщества - женский пол больше читает книги. И больше пишет, кстати! С гендерным распределением авторов примерно то же самое — 80% к 20% в пользу прекрасного пола.

Однако по активности в клубе такой контраст почти неощутим. У нас много мальчишек пишут комментарии, их полно среди организаторов Сходок и на прочих наших офлайн-мероприятиях. И выходят из клуба они реже, чем девчонки.

Часто ли бывает так, что человек вступает в клуб, скажем, в 12—13 лет, а потом взрослеет и книги жанра young adult становятся ему уже неинтересны?

Нина Пушкарёва: Старые участники наших фандомов сменяются новыми примерно раз в три года. Те, кто участвовал в жизни клуба на протяжении этих трех лет, не отписываются от группы — они просто становятся менее активными. Это происходит потому, что в издательстве «РОСМЭН» выходят в основном книги для подростков. Но в последний год мы расширяем поле деятельности! Создав полку подросткового фэнтези русскоязычных авторов, мы принялись за зарубежные издания, затем за смежные жанры - триллеры и мистику. Уже сейчас читатели могут взрослеть вместе с нашими книгами. А это очень важно, ведь сам клуб Terra Incognita читатели покидают крайне неохотно. Потому что «Терра» — это не только про книги; это про общение, про встречи, про образ жизни.

Какие интересные, странные, трогательные истории происходили в клубе за эти четыре года?

Нина Пушкарёва: Я знаю десятки историй о том, как ребята приезжали на встречи с нашими авторами из других городов, а деньги на проезд и на книги откладывали с обедов в школе. Они везут с собой чемоданы книг, чтобы подписать их у автора, и в тот же день стартуют обратно домой — абсолютно счастливые!

А иногда кто-то приезжает издалека, чтобы побывать в издательстве. В прошлом году до нас добрался организатор Сходок в одном из городов с бабушкой. Мы прошлись по издательству, заглянули во все кабинеты, показали им, как что работает. И это не единичный случай.

А есть участники, которые подросли и устроились в «РОСМЭН»?

Сейчас в моём отделе работает девушка, которая знакома с нашим фэнтези с самой первой книги «Часовой ключ», вышедшей в 2011 году. Девушка всегда была активисткой нашего фандома — устраивала встречи по «Часодеям», рисовала арты по книгам... После окончания института она попросилась к нам, сначала на практику, а потом и на работу. Есть еще молодой человек из Екатеринбурга, преданный поклонник всех книг Евгения Гаглоева, — он пишет статьи для нашего портала «Полуночный экспресс» по мирам Евгения.

Но даже те ребята, которых мы не знаем лично, вносят существенный вклад в развитие нашего направления. У нас есть закрытая группа «Экспертный совет», где мы даем подписчикам почитать неизданные рукописи и просим оценить их. Ребята читают, пишут рецензии, а мы внимательно изучаем их отзывы. Частенько мнения из этой группы становятся решающими в судьбе какой-то истории: издать или не издать.

Мила Нокс и Диана Ибрагимова стали лауреатами премии издательства «РОСМЭН» — «Новая детская книга». Познакомимся ли мы в ближайшее время с новыми авторами, которые, как и эти девушки, активно участвуют в жизни «Терры»?

Нина Пушкарёва: Посмотрим, какие результаты принесет нынешний сезон. Мы каждый год находим ряд действительно выдающихся историй от русскоязычных авторов. Все победители в номинации «Мир фэнтези» последних лет — авторы «Дарителей», «Макабра», «Сетерры» — это талантливые девушки. И с каждым годом победители всё моложе и моложе. Представьте: Диане Ибрагимовой на момент победы «Сетерры» было всего 23 года! Хотя


когда мы читаем рукописи, пришедшие на конкурс, мы не знаем ни возраста автора, ни его имени, ни прочих данных, которые могли бы повлиять на объективность оценки. Перед нами только история — и победу одерживает только она.


Статья о проекте Terra Incognita в издательстве РОСМЭН
Мила Нокс, автор серии «Макабр»

«Макабр» — лучшая книга 2016 года в жанре фэнтези по мнению жюри конкурса «Новая детская книга» — это история о подростке Теодоро Ливиану, который живет в средневековой Румынии. Весь мир для него окутан тайнами: он не понимает, почему его родители поселились возле курганов и стараются не попадаться на глаза обычным людям, что за таинственные обряды проводит его отец — и почему он сам, Тео, каждый год в один и тот же день забывает всю свою жизнь. В поисках ответов на эти вопросы Ливиану придется столкнуться с жестокостью простых смертных, найти общий язык с мертвецами и выйти победителем из игры, которую задумала сама Смерть.

В апреле 2018 года серия «Макабр» была закончена, а уже летом Мила Нокс поделилась с читателями, что работает над спин-оффом серии — трилогией «Миднайт».

Вы стали первым автором из клуба Terra Incognita, который победил в конкурсе «Новая детская книга» и опубликовался в издательстве «РОСМЭН». Как вы пришли к тому, что хотите написать собственную историю? Как рождался «Макабр»?

Мила Нокс: Всё началось в далеком 2011 году, когда я только пробовала себя на писательском поприще. Мне захотелось услышать мнение заинтересованных людей по поводу того, что я пишу, и я решила отправить какой-нибудь рассказ на конкурс. Наткнулась на объявление о конкурсе «Новая детская книга» и отправила сказку буквально за пару минут до дедлайна. Сначала даже не была уверена, что пройду, хотя бы из-за времени, — но затем увидела в шорт-листе свое имя.

То, что моя работа появилась в числе десяти лучших, меня воодушевило. Ведь читали профессиональные судьи! Значит, я чего-то стою! И хотя этот рассказ публикации не дождался, я решила попробовать снова. В следующий раз мой рассказ про песика, которого лечили докторской колбасой, снова вошел в число лучших, и на этот раз мне предложили напечатать его в сборнике.

На площадке «Новой детской книги» мы начинали одновременно с Евгением Гаглоевым — он участвовал со мной в один год, но добился публикации раньше. Я активно общалась в группе НДК много лет, перезнакомилась с кучей людей, видела, как они один за другим выпускают книги... Немного огорчало, что у меня пока было не так, но я знала, что это моя вина. Я должна была написать роман, а не рассказик. В итоге я созрела — и в 2016 году села за черновик «Макабра». Работала без остановки, на одном дыхании. Закончила в день дедлайна и отправила книгу за 15 минут до окончания приема работ. О да, я рисковый человек!

Я была довольна своей работой и очень надеялась на шорт, а потом — на победу. Так и вышло. К тому моменту меня поддерживали друзья по НДК. С кем-то мы дружим аж с того самого 2011-го. Во время читательского голосования познакомилась еще с Аллой Вологжаниной, Мариной Дробковой. Теперь поддерживаем связь.

Чем участие в клубе Terra Incognita полезно для начинающего писателя?

Мила Нокс:


«Терра» дает возможность найти единомышленников, здесь не чувствуешь себя одним воином в поле.


Обычно начинающие писатели не получают поддержки от окружающих. Сколько авторов слышат: «Аа-а, пишешь книгу? Ясно... Ну да, хобби — это неплохо, но ты же знаешь, что издать ее сложно?» И начинаются разговоры людей, которые очень далеки от темы, но хотят поумничать: «Там всё проплачено», «Писатели — нищие», «Да никто сейчас не читает»... Так что быть окруженным теми, кто тебя понимает, — важно. Тем более на этапе участия в конкурсе.

А еще на площадке НДК можно обменяться рукописями и получить отзыв, что тоже очень полезно! И заодно оценить то, что пишут другие.

Мир, где происходит действие книжной серии «Макабр», особенно понравился любителям ужастиков. Еще бы — оборотни, мертвецы, темная магия... Вам самой в этом мире не бывает иногда страшновато?

Мила Нокс: Я пишу о вещах, которые в реальной жизни меня заставляют содрогаться. К примеру, в «Макабре» часто встречаются змеи, а в «Миднайте» (серии, над которой я сейчас работаю, и которая будет еще «темнее» предыдущей) — сплошь эстетика великанских жуков: все эти усики, хитиновые панцири... Бр-р!


Вообще-то я невероятно трусливый человек и с воплем убежала бы на другой конец улицы, едва заметив маленького ужика, но при работе над книгой всё наоборот — я пишу о чудовищах с удовольствием.


Наверное, причина в том, что, когда я пишу, я могу не только управлять своими страхами, но и сама превращаться в ужасного монстра или гигантское плотоядное насекомое. Я люблю становиться предметом своего страха — так я ощущаю над ним власть. Сплетая свои тень и свет в единое целое, я создаю мир, в котором мне находиться комфортно.

В Сети пишут, что ваши герои приходят к вам во сне и сами рассказывают о своей жизни. Это правда?

Неправда. Многие авторы утверждают, что герои к ним являются, в том числе во сне, и всё «надиктовывают», но ко мне персонажи не приходят. Каждый мой герой — от Теодора Ливиану, главного действующего лица «Макабра», до последней сороконожки — это я. И это я ими рулю, а не наоборот. Я очень деспотичный автор!

В ваших работах можно проследить влияние мифов и легенд различных народов, найти параллели к книгам современных авторов... В наше время писатель может создать что-то принципиально новое? Или его судьба — бесконечно пересобирать уже существующие элементы?

Мила Нокс: Этот вопрос вызывает много споров, и не только в литературных кругах. Я думаю, что об этом волноваться вообще не стоит — надо просто делать своё дело хорошо, показывая ту грань жизни, что открыта нам.

Я считаю, что каждый век добавляет новую страницу к фолианту под названием «жизнь», из которого мы черпаем материалы для историй. Вопрос, можно ли создать новое, если берешь из этого фолианта, можно было задать и Гомеру, и Данте Алигьери, теперь очередь Милы Нокс, потом будет отвечать кто-то еще.

Статья о проекте Terra Incognita в издательстве РОСМЭН
Диана Ибрагимова, автор серии «Сетерра»

В 2017 году первая часть серии — «Сетерра. Шепот пепла» — была признана лучшей рукописью VIII сезона конкурса «Новая детская книга». 13 сентября 2018 года вышел второй том — «Сетерра. Тайнопись видений». В данный момент Диана Ибрагимова работает над заключительным томом трилогии.

Действие серии романов «Сетерра» разворачивается во вселенной, где большинство людей утратило представление о морали и сочувствии. Иногда среди них рождаются дети с особой Целью: одни не могут поступать наперекор совести, другие боятся причинить боль ближним, третьи говорят только правду... Такие люди становятся изгоями, а не убивают их только потому, что боятся гнева черного солнца. Почти никто из сетеррийцев не задумывается, почему всё в мире сложилось именно так, и только немногочисленные примали — люди, наделенные магическими способностями — пытаются проникнуть в тайны планеты, а также помочь отверженным — и пробудить человечность во всех остальных.

На днях вышел второй том «Сетерры», сейчас вы работаете над заключительной книгой. Чего нам ждать от третьей части серии?

Диана Ибрагимова: Я готовлю очень большие сюрпризы для читателей. Мы лучше узнаем мир «Сетерры», увидим новые материки и острова, окунемся в культуру таинственных стран. Окончание этой истории станет настоящим катарсисом. Оно обернется раскрытием всех тайн, местами шокирующих, местами переворачивающих представление о тех моментах, которые подавались в начале истории под соусом догадок и мифов самих сетеррийцев.

Чем дальше уходишь в эту историю, тем более взрослой она становится — и тем чаще волшебство объясняется чем-то совсем простым, а то и вовсе оказывается выдумкой. И мы начинаем догадываться, что Сетерра гораздо ближе ко всем нам, чем можно подумать.

Как вы узнали о клубе Terra Incognita и чем он вас заинтересовал?

Диана Ибрагимова: Во время поиска возможностей для публикации я увидела «Новую детскую книгу». И прошла мимо: думала, это не мое. Но что-то дернуло меня вернуться, узнать об этом конкурсе подробнее. И я нашла группу «РОСМЭН» ВКонтакте, а оттуда вышла на тогда еще молодую «Терру». Ей было года полтора или даже меньше. И я поразилась наполнению этой группы.


Тому, что здесь есть ребята, которым действительно интересны книги.


Более того, им интересны авторы. Я не могла представить, что вообще бывает такое. Мне казалось, что, когда издают твою книгу, ничего больше не происходит. И в лучшем случае ее покупают, а про автора, кроме имени, никто и не знает.

Когда я увидела то, что происходит в «Терре», то заразилась ее энтузиазмом и стала постоянно там бывать. Правда, в первый год не вступала. Я-то уже не подросток. Но чем дольше я наблюдала за группой, тем крепче становилось мое желание стать ее частью — в качестве автора. Да и сама я скупила немало книг издательства «РОСМЭН», так что, думаю, являюсь полноценным участником группы.

Появились ли у вас благодаря клубу Terra Incognita единомышленники, приятели? Или даже те, кого вы теперь можете назвать настоящими друзьями? Делитесь ли вы с ними своими замыслами?

Диана Ибрагимова: Я была скорее теневым участником клуба. Всё читала, за всем наблюдала, но ни с кем не общалась. Вообще я девять лет писала с претензией на публикацию, и «Сетерра» — моя десятая крупная рукопись и первая, которая нашла читателей еще на этапе написания. Но это не были ребята из клуба: пробиться в «Терру» я надеялась уже в качестве официального писателя издательства «РОСМЭН».

А вот сейчас, когда вышла моя первая книга, я постоянно общаюсь с ребятами из «Терры». Но замыслами я делюсь только с коллегами-писателями по цеху и самыми близкими людьми.

Что вы обсуждаете с ребятам из «Терры» сейчас, когда стали признанным автором?

Если не считать отзывов на книгу, в основном я получаю сообщения от ребят, которые начинают писать. Они просят советов, спрашивают о конкурсе. Говорят, что их вдохновляет мой путь и что им тоже очень хочется стать авторами «Терры». Я замечаю прогресс в их работах и часто сама организую конкурсы для читателей своей серии, обязательно выделяя несколько номинаций для писателей и поэтов. Я думаю, участие в таких конкурсах помогает ребятам раскрыться и понять, действительно ли писательство — их призвание.