Сайт ГодЛитературы.РФ функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

«Ведьмак» как классика фэнтезийной литературы и нечто большее

Как поближе познакомиться с миром Анджея Сапковского перед просмотром сериала Netflix

Дмитрий-СосновскийТекст: Дмитрий Сосновский
Фото: кадр из фильма/www.kino-teatr.ru
Обложки взяты с сайтов издательств

Считанные дни осталось до премьеры «Ведьмака» производства Netflix, который — сулят нам авторы, включая Анджея Сапковского — затмит «Игру престолов». И хотя уже опубликованные кадры и трейлеры в правомочности такого ошеломительного оптимизма заставляют усомниться, проект всё еще остается одним из самых ожидаемых в уходящем году, это — несомненно. Поэтому нелишним будет кое-что рассказать о том, что вообще собой представляет обширная медиафраншиза, основанная на цикле романов польского писателя и имеющая тьму-тьмущую поклонников, привлеченных к фэнтезийной вселенной различными способами.

Анджей Сапковский «Ведьмак». АСТ, 2011

Книги

Первый том — сборник «Последнее желание» — вышел в 1993 году, но первый рассказ — «Ведьмак» — написан еще в 1986-м. Как и следующая книга — «Меч Предназначения» — «Последнее желание» содержало короткие и в целом не связанные между собой рассказы о приключениях Геральта из Ривии, сурового охотника на чудовищ, представителя искусственно выведенной для этих целей расы мутантов — собственно ведьмаков.
С этих зарисовок, где Геральт сталкивается со всякой нечистью и ведет дела со всевозможными необычными формами жизни, населяющими окружающий его мир, начинается постепенное знакомство с причудливым и сложноустроенным миром Сапковского, который будет с разных — и порой довольно неожиданных — сторон раскрываться вплоть до романа «Сезон гроз», вышедшего шесть лет назад.

С третьей книги серия обращается к крупным формам — начиная с «Крови эльфов» история ведьмака излагается в романах. Одновременно появляется и единый сквозной сюжет: кое-какие сведения, предоставляемые рассказами, систематизируются и складываются в основу саги о Геральте и особенной девочке Цири, впервые появившейся в конце второго сборника и тем самым заложившей фундамент для всей фабулы.

Анджей Сапковский «Ведьмак», АСТ, 2011

Анджей Сапковский «Меч Предназначения». АСТ, 2011

Цири, с которой тесно связана судьба (а судьба в общей композиции цикла имеет ключевое значение) Геральта, — фигура почти настолько же значимая. Порой — особенно ближе к финалу — даже не вполне очевидно, кто из этих двоих является главным героем, что, кстати, радует далеко не всех фанатов грозного убийцы монстров.

Хронологически сага о Геральте и Цири завершается эклектичным романом «Владычица озера» (1998), где постмодернистское безумие достигает своего апогея. Но через 15 лет Сапковский всё же внял мольбам поклонников и вернулся к ведьмаку — традиционным для таких случаев способом (вспомним ту же «Тёмную башню»), поместив события нового романа во времена, когда развязкой еще не пахло, и устроив читателям ностальгический аттракцион.

Игры

Несмотря на то, что Сапковский заслуженно считается безусловным классиком фэнтези, многие знают о созданном им мире совсем из другого источника — серии компьютерных игр, разработанной на родине писателя. Ее успех выходит далеко за рамки читающей аудитории, и огромное количество ждущих сериала Netflix имеют представление о Геральте только по своим похождениям в популярных РПГ.

Сапковский-Владычица-озера

Анджей Сапковский «Владычица озера».  АСТ, Neoclassic, 2017

Ирония в том, что сам мэтр понятия не имел о создании первых двух виртуальных «Ведьмаков», а к самому явлению компьютерных игр относится с нескрываемым скепсисом. Создатели, между тем, сделали всё, чтобы сохранить ту самую ироничную интонацию и атмосферу, сплетенную из восточноевропейской мифологии, постмодернистских приколов, прозрачных отсылок на реальные исторические события и поп-культуру и ядреного юмора — и в целом справились.
Первая игра компании CD Projekt RED вышла в 2007 году. Сейчас она, конечно, смотрится довольно убогой, с безнадежно устаревшими графикой, управлением и геймплеем. Но тогда профильная пресса оценила первого «Ведьмака» высоко. Было за что: он мог похвастаться определенным шармом и «духом Сапковского», а фанаты получили возможность прогуляться по некоторым знаковым для саги локациям, что само по себе было ценно. Плюс — неплохо продуманные персонажи и вменяемый сюжет, пусть он и стал возможен исключительно благодаря прямому игнорированию концовки книги (изначально вообще планировалось в центр истории поместить нового героя, однако затем всё же решили вернуться к Геральту). Но до реального триумфа было еще далеко.

«Ведьмак 2: Убийцы королей» — уже совсем другой технический уровень, даже сегодня некоторыми картинками можно залюбоваться. Прогресс был не только в графике: сюжет усложняется, политические интриги — важнейший элемент мира Сапковского — становятся всё сложнее, а культурные отсылки — изощреннее. Сиквел определенно удался: президент США Барак Обама даже назвал его в числе главных достижений Речи Посполитой, за что получил от Дональда Туска подарочное издание.

Но только третья часть, увидевшая свет в 2015-м, застолбила за серией статус абсолютного культа, принеся Сапковскому легион новых читателей. К этому времени он успел-таки узнать о деятельности CD Projekt и даже помог авторам консультациями. При этом сохранив пренебрежительное отношение к такому виду досуга и подчеркнув, что всё это — баловство и фанатское творчество по мотивам, не более.

Что ж, писатель может себе позволить такую позицию, но факт остается фактом: «Ведьмак 3: Дикая охота» — один из шедевров игроиндустрии, настоящее искусство, сразу и GTA, и Mafia, и Red Dead Redemption от фэнтези. Изумительной красоты и проработанности игра с кинематографичным сюжетом, открытым миром, целой кучей дополнительных заданий, почти каждое из которых — маленький привет или литературной базе, или какому-нибудь другому явлению мировой культуры, включая «Крестного отца» и «Бойцовский клуб», Скорсезе и Тарантино, Толкина и Мартина, группы Kiss и Status Quo, Шекспира и Ницше — и даже «Бриллиантовую руку». Изучать это великолепие можно годами — если вы, конечно, располагаете таким временем. То, как всё реализовано, превращает процесс в сплошное удовольствие.

 Отдельно стоит отметить блестящий саундтрек (группа Percival в следующем году исполнит его вживую в Москве — несомненно, при аншлаге) — впрочем, великолепной музыкой серия отличалась всегда, даже меняя композиторов (кроме того, под впечатлением от первой игры известные польские музыканты, в том числе культовые дэт-металлисты Vader, записали мощный сборник).

В итоге именно «Ведьмак 3» в глазах тысяч стал «каноном», затмившим самого Сапковского, которого немалая часть из них, в общем-то, так и не удосужилась прочесть. Целый комплекс представлений о том, каким должен быть Геральт из Ривии и то, что его окружает, сформирован игрой. К примеру, привычка ведьмака носить два меча за спиной (в книгах их тоже два, конечно, но оба сразу герой на себе не таскает).

Неудивительно, что при таком феноменальном успехе франшиза обросла и другим развлекательным сервисом: настольные, онлайн- и мобильные игры про ведьмака ни одному гику заскучать не дадут.

Кино и телевидение

Началось всё в 2002-м — и тоже в Польше. На местном телевидении затеяли сериал по книгам своего знаменитого соотечественника. Но для начала выпустили двухчасовой фильм, представлявший собой сильно сжатую версию того, что через год показали в тринадцати эпизодах. Многого от этого «Ведьмака» ждать бессмысленно: у польского ТВ явно не хватало средств на более-менее качественный продукт. На спецэффекты смотреть просто физически больно (взглянув на здешнего дракона, вы рискуете психическим здоровьем), и не меньшее недоумение вызывают отсебятина и неоправданные сюжетные искажения.

Между тем кое-что в актив «Ведьмака»-2002 записать можно. В первую очередь — точечные попадания при выборе актеров. Михал Жебровский стал тем Геральтом, на которого равнялись впоследствии — и на внешность героя компьютерной серии его внешность оказала более чем заметное влияние (Netflix решил эту традицию сломать смазливым личиком Генри Кавилла). А звездный Збигнев Замаховский, сыгравший Лютика, приукрасил не только это телешоу, но и недавнюю симпатичную фанатскую поделку «Спустя полвека поэзии».

Слухи о новой экранной адаптации ходят уже не первый год — сначала заговорили о полнометражке, ориентирующейся на игры. Но вскоре глаз на проект положил вездесущий Netflix, чьи боссы как раз искали возможность противопоставить что-нибудь HBO с его «Игрой престолов». Выбор логичный, только, судя по промо-материалам, от курса на игры, отдававшие должное восточноевропейскому происхождению ведьмака, американцы отказались. Что, конечно, настораживает. Справедливы ли сомнения — узнаем 20 декабря.

15.12.2019

Просмотры: 0

Другие материалы проекта ‹Кино и литература›:

Подписка на новости в Все города Подписаться

OK

Вход для официальных участников
Логин
Пароль
 
ВОЙТИ