САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Петербургский скиталец

«Дни Леонида Андреева» в Петербурге

Дни Леонида Андреева в Петербурге
Дни Леонида Андреева в Петербурге

Текст: Светлана Мазурова/РГ, Санкт-Петербург

Фото: Театр Нового Зрителя «Синтез»

22 марта в городе на Неве стартует культурный проект «Дни Леонида Андреева», посвященный знаковой фигуре начала XX века, писателю, драматургу, родоначальнику русского экспрессионизма (1871—1919).

Задача организаторов — просветить петербуржцев. Даже от журналистов, которых приглашали на пресс-конференцию, можно было услышать: «Леонид Андреев? А кто это?» Такое сегодня время, увы… Писатель, литературный критик Дмитрий Быков написал в эссе, посвященном Андрееву: «Если где-нибудь - хоть в родном Орле - поставят когда-нибудь памятник Леониду Андрееву, на постаменте должно быть выбито: «От неблагодарной России». И прижизненная, и посмертная судьба этого писателя - идеальная иллюстрация к тезису о том, что Россия сказочно, невообразимо богата и совершенно этого богатства не ценит, пользуясь им с оскорбительной нерачительностью».

ТЕАТР

Андрей Лунин, режиссер, художественный руководитель Театра Нового Зрителя «Синтез»:

Как возник проект? Мне, по счастью, довелось поставить два спектакля по пьесам Леонида Андреева. Мы не часто видим эти пьесы на афишах в России и за рубежом — «Жизнь человека» и «Царь Голод», провозвестники нового театра, который открыл Андреев. Появилось название фестиваля — «Леонид Андреев. Смерти не существует». Одна из последних тем, которая его волновала, - именно эта. О смерти он размышлял в пьесах, беседовал со своим братом, собирался написать произведение на эту тему. К этому же нас подтолкнула и судьба его смерти, незахороненность, невозможность уйти в мир иной по-человечески. 

Спектакли сыграем в Доме молодежи на Васильевском острове: «Жизнь человека» - 22 марта, «Царь Голод» - 4 апреля.

Ольга Маркарян, театровед:

Мы решили сделать два проекта… на улице, не похожие на классическую форму спектаклей на сцене. Один — на улице Декабристов, «Офицерская: спектакль по дороге» совместно с музеем-квартирой Александра Блока. Декабристов — это бывшая Офицерская улица, связана с именами Всеволода Мейерхольда (там — в Драматическом театре Веры Федоровны Комиссаржевской — молодой режиссер начинал свою карьеру), Леонида Андреева, по пьесе которого Мейерхольд поставил один из манифестов нового условного режиссерского театра («Жизнь Человека», 1907 год). Этот спектакль очень любил Александр Блок, ходил на него постоянно, смотрел из-за кулис. Его обижали негативные отзывы, он переживал, писал матери, как все мало поняли в этом выдающемся спектакле. Я написала пьесу о том, как Блок ведет зрителей посмотреть спектакль. Блоку было тогда 27, это и мой возраст. Это пьеса о молодых, о моем поколении. 

По словам режиссера Андрея Лунина, это маленький хеппенинг. «Роль в «Офицерской» получит каждый. Придется вам сыграть!» - предупреждают зрителей создатели. 27 марта и 1 апреля встречаемся на Декабристов.

Едем к Андрееву

Второй спектакль - перформанс «Леонид Андреев — жизнь после смерти» пройдет 31 марта на Марьиной Горе, под Зеленогорском, где была дача Андреева, в тех местах его похоронили. Сегодня нет того маленького кладбища, нет могилы писателя и его дома. 

Автобус со зрителями отправится на Финский залив, в поселок Молодежное, где средствами театра оживет исчезнувшее: дом Андреева, разрушенный в годы Гражданской войны, и пропавшее кладбище, где уже не похоронен Андреев — его прах был перенесен оттуда в 1956 году на Литераторские мостки. Прозвучат воспоминания писателя, его родных. 


— Сегодня Андреев мог бы стать героем популярных телепередач,


- продолжает Ольга Маркарян. - Он любил показать, как шикарно живет, прекрасно выглядит, какая у него семья, как построил дом-модерн с большой башней, собирает грибы, катается на яхте, стреляет из дорогой винтовки… Несмотря на эпатажность, писатель очень остро переживал за Россию, не принимал революцию, отказался от предложения Горького выпустить собрание сочинений — считал неприемлемой новую орфографию. Фактически он и умер в 48 лет от боли за то, что произошло: не выдержало сердце. 

В рамках фестиваля Театр имени Андрея Миронова представит 30 марта спектакль «Дни нашей жизни» по одноименной пьесе Андреева (лауреат Российской театральной премии им. Евгения Лебедева). Интересно, что какое-то время писатель был жителем дома, где сейчас находится театр.

Идем в кино!

Проза Андреева, считают киноведы, музыкальна, красочна, кинематографична, так и просится на экран. К его сюжетам обращаются режиссеры на протяжении столетия.

В кинотеатре Art Lair на Дивенской улице (в доме по соседству в 1907—1908 годах жил Леонид Андреев) можно посмотреть фильмы-экранизации «Тот, кто получает пощечины» шведского режиссера Виктора Шёстрёма (1924 год), «Белый орел» (по рассказу «Губернатор», режиссер Яков Протазанов, 1928 год), «Губернатор» (1991 год), «В одной знакомой улице» (по мотивам рассказа «Иван Иванович»), «Очищение» (по мотивам повести «Жизнь Василия Фивейского»), «Зверь ликующий» (по рассказу «Бездна»). Будут вступительные слова киноведов и обсуждения кинолент.

24 марта в Молодежном центре «Среда» покажут мультфильмы «Ангелочек», «Как стать человеком?» по произведениям Андреева.

Андреевские встречи

Запланирован цикл лекций ведущих исследователей творчества писателя «Андреевские встречи». «Как распознаются культурные коды Серебряного века в наследии Леонида Андреева» - об этом расскажет 23 марта Елена Селиненкова, театровед, кандидат философских наук, доцент кафедры этнокультурологии РГПУ им. А. И. Герцена. На пресс-конференции прозвучало:

— Две глыбы были в России — Лев Толстой и следующий за ним Леонид Андреев. Мне стало интересно, что нового нашел в театре Андреев. По сути, он — один из создателей нового театра ХХ века. Где он нашел серьезный философский термин «панпсихе»? Его употребляли крупнейшие философы начала века — а Андреев ввел его в литературу. Человек невероятный, бесконечно талантливый, очень добрый. Ни в какие рамки не укладывается. На мой взгляд, это еще не разгаданная загадка. В нем столько, с одной стороны, щедрой свободы творчества, а, с другой, подавленности бытовой жизнью. Он и пил, и болел тяжело, и стрелялся. Везде есть душа, она болит, неблагополучна - вот стержень его творчества.

В Центре независимых искусств «Пространство Человека» пройдут лекции: 

24 марта — «Кинематографический код экспрессионистской прозы Леонида Андреева» Лидии Шишкиной, кандидата филологических наук, автора монографии «Творчество Л. Андреева в контексте культуры ХХ века», составителя и комментатора Полного собрания сочинений Л. Андреева. Кстати, издательство «Наука» при Академии наук сейчас выпускает собрание сочинений Леонида Андреева в 23 томах.

26 марта — лекция Галины Боевой, доктора филологических наук, профессора СПб ГУП, «Что такое леонидандреевщина», 28 марта — лекция Елены Булышевой, кандидата искусствоведения, преподавателя кафедры литературы и искусства РГИСИ, «К звездам и к терниям»: драматургия Леонида Андреева 1900-х годов».

3 апреля - «Стен нет: «Жизнь Человека» — 1907 в трактовках Станиславского и Мейерхольда». Театровед Ольга Маркарян рассказывает: «Постановки появились в Санкт-Петербурге и Москве в один год, их сравнивали. Мейерхольд поставил 

в Петербурге в Театре Комиссаржевской по-мейерхольдовски, Станиславский — в московском Художественном театре не по Станиславскому…»

По Петроградке

24 и 25 марта пройдут пешеходные экскурсии по Петроградской стороне «Петербургский скиталец». С помощью экскурсовода представим, как выглядели 100 лет назад места, где проживал Андреев. Узнаем о непростых отношениях двух крупнейших писателей начала века - Леонида Андреева и Максима Горького, о великом Кинемо Андреева, о большой семье писателя. 27 лет с Петербургом: от неприятия до любви Великого города и Великого драматурга.

К слову

Андрей Лунин: «Финансирования у проекта нет никакого. Многое мы делаем за свой счет, за счет своего энтузиазма. Поддержала администрация Петроградского района: помогает транспортными средствами, полиграфией. Здесь много доброй воли. И уже есть мысли на будущее».

Спектакль по Андрееву