Текст и фото: Игорь Карнаухов/РГ, Пермь
Всеобщее внимание на выставке «Пушкин. Линия жизни», открытой в Пермской государственной художественной галерее, привлекают прижизненные для поэта издания, рукописные протоколы петербургских салонов начала XIX века, авторский экземпляр восьмой главы «Евгения Онегина».
Ужель та самая Татьяна
— Когда мы приступали к подготовке вернисажа, в авторитетных кругах звучали сомнения, а достаточно ли у нас экспонатов для выставки такого масштаба: ведь сам поэт в наших краях не бывал, — комментирует куратор проекта, ведущий научный сотрудник Пермской галереи Ирина Андренко. — Однако и наши фонды на эту тему оказались богаты, и наши коллеги в других институциях, оказалось, располагают потрясающими раритетами. Ряд которых публика видит впервые.
Среди таких раритетов экземпляры первых изданий шестой и восьмой глав «Евгения Онегина». Причем печатный оригинал восьмой главы, завершающей основной сюжет романа, — это так называемый цензорский сигнальный экземпляр. В форзац книжки вклеено "Свидетельство Типографии Департамента Народного Просвещения".
«Сим свидетельствую, что книжка под заглавием: Евгений Онегин. Глава осьмая по силе пар. 37 Устава о Цензуре, с прилагаемою при том одобренною в Цензуре рукописью напечатана во всем сходно», — гласит текст. Подпись управляющего, дата: 18 Генваря (января) 1832 года.
— Цензорский сигнальный экземпляр выдавался автору после одобрения цензором сочинения для печати, — констатирует Ирина Андренко. — Таким образом, образец, что в витрине перед нами, очень может быть, держал в руках сам Александр Сергеевич.
Наличию такого уникального экспоната Пермь обязана революции. В период 1917—1918 гг. в охваченном смутой Петрограде растаскивалось и разъединялось множество книжных собраний. Часть одного из них в итоге оказалась в Перми, где пополнила библиотеку университета. Сегодня библиографические реликвии — достояние фонда редкой книги Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Книжка с восьмой главой на всеобщее обозрение представлена, возможно, впервые.
Где сочиняли квартетом
Другие редкости — рукописные журналы литературного салона Софьи Пономарёвой, призванные передать атмосферу культурной жизни той поры. Нет свидетельств, чтобы Пушкин бывал у Софьи Дмитриевны, но определенно он был о «Союзе друзей просвещения» - каким провозгласил себя кружок - наслышан, альбомы салона наполнены автографами друзей и знакомых поэта.
Пример их творческого продукта — эпиграмма на графа Хвостова — популярного персонажа для насмешек в то время, по нему классик и сам проходился не раз, — родившаяся из творческой забавы: вероятно, один гость салона задал первую строку, остальные продолжали. Старинный текст неразборчив, однако удалось установить автора каждой строки четверостишия: так, вторая порождена талантом Ивана Андреевича Крылова, третью сочинил Николай Гнедич, последнюю придумал Константин Батюшков.
Собственными глазами посетители увидят и росчерк Кондратия Рылеева — на черновике отношения Совета при Российско-американской компани на заключение конвенции России с США в 1824 году; поэт, участник декабристского заговора служил в петербургской канцелярии РАК.
Также, как ознакомится публика и с обращением к народу императора Александра I в связи со вторжением Наполеона (написано от руки); Отечественная война 1812 года пришлась на юность Пушкина. Оба эти документа предоставлены на выставку Государственным архивом Пермского края. А каков был почерк Александра Сергеевича, можно узнать из факсимиле рукописей гения, воспроизведенных в издании А. Ф. Маркса более чем столетней давности.
В другой витрине фигурирует «Жизнь Наполеона Бонапарте» Вальтера Скотта, выпущенная издательством Александра Смирдина, которую классик также мог читать еще при жизни, с автографом прославленного издателя и книготорговца.
Один из залов выставки посвящен воплощению пушкинской классики на театральной сцене. Костюмы и реквизит из анналов пермских театров также способствуют погружению в атмосферу эпохи.
Конечно, на выставке, посвященной 220-летию поэта, обширна галерея портретов Александра Сергеевича, его семьи, друзей и иных современников, в облике которых мы пытаемся уловить черты его персонажей, как, например, видится нам мать Татьяны Лариной в очередном портрете «Неизвестной».
Здесь скульптура Фёдора Толстого, рисунки Николая Кузьмина, живопись Альберта Папикяна, графика Василия Матэ — в совокупности творчество десятков художников. В мир собственно героев Пушкина влекут также работы Владимира Фаворского, Олега Коровина, Станислава Ковалёва и других корифеев иллюстрации.
Выставка «Пушкин. Линия жизни» в Пермской галерее доступна для посещения до 31 июля.