10.09.2024
Итоговое сочинение. В помощь школьнику

Проект «Черновики». Вступительная статья

В этом учебном году будем узнавать, как рождались произведения из школьной программы. Добро пожаловать в мир почеркушек, рисунков на полях, правок, цензурных битв, приквелов и фанфиков XVIII–XX веков!

Проект «Черновики». В помощь школьнику  / godliteratury.ru
Проект «Черновики». В помощь школьнику / godliteratury.ru

Текст: Ольга Лапенкова

Несмотря на то, что в школьную программу по литературе входят произведения, прошедшие проверку временем (те, про которые в сочинениях принято писать, что они «никогда не теряют актуальности»), всё-таки каждому новому поколению понимать классику становится сложнее. Всё потому, что мир, в котором жили Пушкин, Лермонтов, Достоевский и Чехов (не говоря уже о Ломоносове или Фонвизине), кардинально отличается от того, в котором живём мы. За два столетия в России дважды изменился политический строй; стали совсем другими представления, что допустимо с точки зрения закона и морали, а что — категорически нет. И это уже не говоря о том, что несколько десятилетий назад в нашу жизнь ворвался интернет и теперь мы живём с такой скоростью, которая большинству писателей-классиков показалась бы немыслимой, и воспринимаем мир совершенно иначе.

«Засы́пать» пропасть, отделяющую нас от Золотого и даже от Серебряного века русской литературы, невозможно, да это и не нужно. Но можно, продолжая метафору, перебросить верёвочный мост и ненадолго отправиться на тот затерянный материк, где обитают любимые (или не очень) персонажи — и постараться лучше их понять. А чтобы дело продвигалось легче, с сентября по май мы на портале «Год Литературы» публикуем материалы, посвящённые произведениям из школьной программы. Поэтому колонка и называется просто и понятно: «В помощь школьнику».

Каждый год мы смотрим на корпус произведений как бы под другим углом. Так, в течение пяти лет на портале были реализованы проекты:

  • «Школьная программа. 9–11 классы»;

  • «Школьная программа. 5–8 классы»;

  • «Как это работает» (материалы по теории литературы — с пояснениями, как эти знания можно применить на практике, разбирая уже готовые произведения или создавая собственные);

  • «Второстепенный персонаж» (статьи о незаметных героях, которые, если присмотреться, играют критически важную роль).

Материалы, которые мы будем выпускать в нынешнем учебном году, решено собрать под заголовком «Черновики», потому что этот проект посвящён не столько самим текстам, сколько тому, как они рождались — и на каких авторов повлияли, каким литературным «потомкам» дали жизнь.

Любая книга, которую мы держим в руках, — это, как говорится, лишь верхушка айсберга. Прежде чем создать художественный текст — причём неважно, речь о коротеньком рассказе или о романе-эпопее, — автор ведёт скрупулёзную работу. Во-первых, он выбирает будущему герою «родителей» из числа реальных людей (человек, с которого «списан» некто выдуманный, называется прототипом) или других, уже состоявшихся, литературных персонажей; во-вторых, делает бесконечное количество набросков в записных книжках и блокнотах, а иногда — на библиотечных карточках и на салфетках; в-третьих, пишет и переписывает (в отсутствие текстовых редакторов типа Wоrd’а — удовольствие ниже среднего); и, в-четвёртых, дополняет или «режет» готовую версию уже после публикации: не так уж много найдётся писателей, которые не страдали бы перфекционизмом.

Читайте нашу колонку, и вы узнаете:

  • почему у бедной Лизы — две «мамы», а у гадавшей в крещенский вечерок Светланы — три «сестры»;

  • о чём (скорее всего) писал Гоголь в сожжённом втором томе «Мёртвых душ»;

  • каким милашкой, по первоначальной задумке, должен был стать Печорин и каким чудовищем — Обломов;

  • зачем Толстой заставлял жену шесть раз переписывать «Войну и мир»;

  • почему черновики Шолохова стали причиной скандала и обвинений в плагиате;

  • как Василий Тёркин погулял на том свете, а потом вернулся;

и ещё мно-о-ого всего интересного!

Добро пожаловать в мир почеркушек, рисунков на полях, правок, цензурных битв, приквелов и фанфиков XVIII–XX вв.!