Текст: Дарья Новичкова
Фото: Сергей Михеев/РГ
Почтить память писателя, историка и философа пришли литературовед Наталья Иванова, литературный промоутер Александр Гаврилов, писатели Владимир Березин и Наталья Громова, генеральный директор издательства "АрсисБукс" Роза Зарипова, многие другие близкие друзья писателя и поклонники его творчества.
Роза Зарипова в первую очередь представила книгу эссе, посвященных Шаровым его друзьям.
Затем выступил Владимир Березин: «Как младший по званию, могу сказать, что всегда уважал Владимира Шарова как старшего, учителя, как человека, к которому всегда можно было обратиться за советом. Когда я перечитываю его книгу эссе, то неумолимо ощущаю топографическое присутствие автора, ведь он описывает все знакомые улицы. Там же, в этом сборнике, есть удивительный текст, посвященный переписке Грозного с Курбским. Удивительный рассказ о природе власти, о мести человека в историческом течении»
Поделилась своими воспоминаниями и Наталья Громова: «В 2014 году я работала в Переделкино, и Шаров однажды приехал туда. Мы разговорились главным образом о том, куда пойдет ход истории. Я была в некотором странном трагическом оптимизме. То, что произошло с Украиной в 2014 году, казалось для меня тем событием, которое вызовет процессы обновления и в нашей стране. Володя тогда сказал, что он бы хотел в это верить, но дело закончится тем, что Россия так и будет крутиться по тому кругу, который ей предначертан».
Наталья Иванова рассказала, как творчество Владимира Шарова раскололо редакцию журнала «Знамя»: «Почти все романы Шарова были напечатаны у нас. Удивительно, но он расколол редакцию журнала на две части своей исторической свободой.
Он был свободным и светлым человеком, у него не было злых намерений ввести в заблуждение читателя.
90-е годы, которые для многих обросли негативными эпитетами, для Владимира Шарова были весьма удачными, ведь он обрел своего читателя.
На прикроватной тумбочке должно лежать две книги этого автора: эссе и «Царство Агамемнона». Обычно произведения у него предельно ясны и понятны, в них нет метафор, но они глубоки с эмоциональной точки зрения, взять хотя бы тот же самый очерк о Воронеже».
Последней выступила Ольга Дунаевская, филолог и вдова автора: «Володя всегда мыслил себя вне социальной структуры, но иногда предпринимал попытки в нее попасть. Он никогда не принадлежал к какой-то религиозной конфессии, он верил в Бога, но не был причастен к церкви. Сборник эссе, который вышел последним, является именно биографическим».
Под конец включили видео. На нем Владимир Шаров рассказывает о концепции своих произведений за чашкой чая, а Ольга переводит его слова на английский.