Текст: Петр Моисеев *
Фото обложки с сайта издательства
Издательство вот уже шесть лет выпускает такие томики. Первый - «Английский детектив. Лучшее» - был переводом антологии, собранной Энн Перри, и оказался самым неудачным, но потом авторам серии удалось найти нужный стиль, и они сосредоточились на писателях XIX - начала XX века, когда интересные уголовные и даже детективные произведения встречались на порядок чаще.
Новая книга «Джентльмены против игроков», как и ее предшественницы, будет полезна исследователям развлекательной литературы и приятна простым читателям. Правда, не надо ждать, что все новеллы и рассказы сборника окажутся детективными — но это обычная беда изданий такого рода.
К детективам можно отнести новеллу Сапера (Германа Макнейла) «Тринадцать свинцовых солдатиков». Хотя у героя Макнейла, Бульдога Драммонда, репутация предшественника Джеймса Бонда, в данном случае он сталкивается с загадкой: некий весьма подозрительный во многих отношениях джентльмен, предположительно шпион, испытывает необъяснимое влечение к раскрашиванию игрушечных солдатиков — при том, что он совершенно не разбирается в военной истории и разрисовывает солдатиков как попало.
Вполне детективна и «Смерть в Найнскоре» баронессы Орци из цикла о леди Молли из Скотланд-Ярда. Здесь речь идет об убийстве молодой женщины (причем все улики указывают на ее неизвестного любовника), которое — и в этом главная загадка новеллы — сопровождается необъяснимым исчезновением сестры убитой. Правда, опытный читатель детективов догадается, в чем здесь штука — но догадается потому, что эту загадку часто использовали уже после Орци, а в свое время она использовала эту схему одной из первых.
Достойно смотрится и «Тайна второй пули» Анны Кэтрин Грин: застрелен биржевой маклер, который перед смертью и сам стрелял в своего убийцу, но промахнулся — только зеркало разбил. Но куда… делась пуля, попавшая в зеркало? Вопрос тем более важный, что от него зависит решение страховой компании — убийство или все же самоубийство?
Новелла Мелвилла Дэвиссона Поста «Другая рука» из цикла о дядюшке Эбнере (Авенире) заслуживает внимания, хотя детективной ее и не назовешь — решающую улику автор от нас слишком тщательно скрывает, а открой он ее — так и интриги бы никакой не было.
Ту же нечестность позволяет себе Кэтрин Пиркис в новелле «Черная сумка, оставленная у дверей». Впрочем, здесь зато, в отличие от «Другой руки» довольно четкая загадка: сыщица, расследуя ограбление загородого дома, почему-то обращает внимание на странную газетную заметку о той самой сумке, оставленной кем-то у дверей дома за много миль от места кражи. Сумка, на первый взгляд, вполне невинная, украденных драгоценностей в ней нет, но почему же Лавди Брук считает ее такой важной?
Близко подходит к детективу и неизвестный в России Хискич Хискич-Причард в новелле «Семеро лесорубов», где таинственный грабитель, по-видимому, не оставил никаких следов, что, разумеется, неверно — просто мы этих следов не видим. Фирменная фишка Хискич-Причарда — место действия (леса Канады) и соответствующий сыщик (Джо Ноябрь — этакий Соколиный Глаз или Олд Шеттерхэнд, но со склонностью к разгадыванию загадок).
Любители истории детектива смогут почерпнуть один-два любопытных факта из небольшого текста Конан Дойля «О Шерлоке Холмсе и спиритизме», а также с удовольствием прочтут размышления великого Честертона о «Тайне Эдвина Друда» не менее великого Диккенса.
Таинственный Грегори Сквайрз — автор цикла о сыщике-библиотекаре Грегори Брауне-Смите — представлен историей «Дело об именной пуле». Это уже третий рассказ Сквайрза, переведенный на русский и, наверное, лучший, хотя и несовершенный. Он представляет собой попытку опровергнуть авторскую версию событий, изложенных во «Всаднике без головы». Для 1920-х годов такой подход был в новинку, но этот конкретный рассказ и сегодня читается с интересом. До высот Алексея Карташова с его «Делом Уильяма Бонса» Сквайрзу подняться не удалось — он признает, что ему не вполне удалось свести концы с концами в своей версии. С другой стороны, он остроумнее и лаконичнее Байяра, да и в литературоведы не лезет.
Новелла Гранта Аллена из цикла «Африканский миллионер» не имеет отношения к детективу — это остроумная авантюрная история; а поскольку этот цикл ранее на русском не был представлен вовсе, можно только порадоваться, что почин сделан.
Вот в основном и все, что мне показалось самым интересным в этом сборнике. В заметке об одном из авторов составитель недвусмысленно намекает, что серия будет продолжена. Тем лучше.
1 Петр Моисеев - кандидат философских наук, литературовед, специалист по истории и теории детективного жанра. Проживает в Перми.