САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Торжество его искусства

Как крепостной Михаил Щепкин стал гением русского театра

Как крепостной Михаил Щепкин стал гением русского театра
Как крепостной Михаил Щепкин стал гением русского театра

Текст: Анна Бессонова

Иллюстрации: belpressa.ru

Текст предоставлен в рамках информационного партнерства «Российской газеты» с издательским домом «Мир Белогорья» (Белгород)

Критик и публицист Виссарион Белинский писал о Михаиле Щепкине: «Он принадлежит к числу немногих истинных жрецов сценического искусства… Торжество его искусства состоит в том, что… он умеет заинтересовать зрителей судьбой простого человека и заставить их рыдать и трепетать». Вспоминаем, как крепостному мальчишке удалось стать гением русского театра. 

Смотрел во все глаза

Михаил Щепкин родился 17 ноября 1788 года в селе Красном Обоянского уезда Курской губернии (сейчас село Алексеевка Яковлевского района) в семье крепостных графа Волькенштейна. Его отец Семён Григорьевич был управляющим всеми имениями графа, поэтому маленький Миша, на которого родители, лишившиеся своих первых детей, перенесли все заботы и надежды, провёл детство в достатке. В четыре года его начали обучать грамоте. Первым учителем стал ключник хлебного магазина при винокуренном заводе, обладавший чрезвычайно скудными познаниями, не шедшими дальше механического чтения псалтыря. Вторым – священник графского села Кондратевки, от которого мальчик также мог почерпнуть мало знаний.

В семь лет в домашнем театре своего барина Миша впервые увидел оперу «Новое семейство», и зрелище его так поразило, что с этого времени он стал бредить сценой. «Всё это… так закружило мою едва семилетнюю голову, что я смотрел во все глаза и, кажется, ничего не видел», – вспоминал Щепкин много лет спустя.

В 1799 году Семён Григорьевич отправил сына обучаться в Суджанское народное училище. Там Щепкин сыграл в школьном спектакле свою первую роль – слугу Розмарина в пьесе Сумарокова «Вздорщица».

Первый комик

Уже в 1801–1802 годах Миша играл в домашнем театре графа Волькенштейна. В это же время (с 1801 по 1803 год) он обучался в Курском народном училище, был суфлёром в Курском городском театре братьев Барсовых, а также переписывал тексты ролей для актёров.

В курской труппе в 1805 году Щепкин впервые вышел на профессиональную сцену – в спектакле «Зоа» он заменил запившего актёра в роли Андрея почтаря. В 1816 году наш земляк перешёл в харьковскую труппу Ивана Штейна, которая считалась лучшей на юге России. Там за ним вскоре утвердилось амплуа первого комического актёра.

В 1818 году Михаил Семёнович стал актёром Полтавского театра, руководителем которого был писатель Иван Котляревский, и занял в труппе ведущее положение. Специально для него Котляревский написал роли в своих пьесах «Наталка-Полтавка» и «Москальчаровник».

Около двадцати лет Щепкин вёл кочевую жизнь в частных театрах. На провинциальной сцене он исполнял разнообразные роли, а также партии в комических операх.

Сцена из комедии «Горе от ума»

Сцена из комедии «Горе от ума»

Общий любимец

Однажды Щепкина увидел на сцене драматург Михаил Загоскин, служивший в конторе московских театров. Его отзыв был предельно краток: «Актёр – чудо-юдо». Вскоре Щепкина пригласили в Императорский московский театр (Малый театр). В 1822 году Михаил Семёнович переехал в Москву уже вольным актёром: по подписке, при содействии князя Репнина и при его денежной помощи, Щепкин с семьёй был выкуплен за 10 тыс. рублей.

Вступление Михаила Щепкина на сцену Императорского московского театра стало крупнейшим событием в истории сценического искусства. Этому театру, который теперь неофициально называется Домом Щепкина, артист отдал 40 лет своей творческой деятельности. Сначала его полюбили как комедийного актёра, но со временем публика стала ценить и созданные им трагедийные образы. Новаторство Щепкина состояло в естественной, правдивой манере игры.

Директор московского театра Фёдор Кокошкин ввёл Щепкина в круг писателей и профессоров университета, которые, по словам артиста, «научили его мыслить и глубоко понимать русское искусство». В 1825 году Щепкин дебютировал в Санкт-Петербурге, где также изумлял своей игрой и сделался общим любимцем, перезнакомясь со всеми литературными корифеями.

Среди почитателей гениального актёра в разное время были Пушкин, Гоголь, Герцен, Некрасов, Островский, Грановский, Тургенев, Шевченко.

Михаил Семёнович был великолепным рассказчиком, и друзья из артистических кругов любили слушать его повествования о молодых годах. «Записки актёра Щепкина» отличаются наблюдательностью, остроумием и ярким языком.

Святилище актёра

Даже став звездой первой величины, Щепкин относился ответственно к каждой роли. «Театр – это святилище актёра! Твоя судьба зависит от этих подмостков. Священнодействуй или убирайся вон!» – говорил он.

Лишь ухудшение здоровья заставило Михаила Семёновича оставить театр. По совету врачей он направился подлечиться в Крым, где и умер в 1863 году.

Имя Щепкина носят Высшее театральное училище при Государственном академическом Малом театре, Белгородский государственный академический драматический театр, Сумской театр драмы и музыкальной комедии. Великому актёру установлены памятники, в его честь названы улицы в Москве, Белгороде, Старом Осколе, Курске, Судже и Сумах.

Оригинальный материал: «БелПресса»