САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Мотивация для подростков

Как научиться ставить перед собой достойные цели — и претворять мечты в жизнь? И где найти вдохновение, если опускаются руки? Ответы на эти вопросы — в трёх новинках подросткового нон-фикшна

Коллаж: ГодЛитературы.РФ. Обложки взяты с сайтов издательств
Коллаж: ГодЛитературы.РФ. Обложки взяты с сайтов издательств

Текст: Ольга Разумихина

«Чему не учат в школе. Ответы на самые важные вопросы в инфографике»

М.: Smart Reading, 2020

У многих нынешних издательств есть специализация: где-то выпускают преимущественно детские и подростковые книги, где-то — нон-фикшн, где-то — научные труды. Но проект Smart Reading — детище основателя «МИФ» Михаила Иванова — даже в условиях современного рыночного изобилия выглядит чудаковато. Эта неведома зверушка — наполовину издательство, наполовину мобильное приложение; книги же, которые здесь выпускают, чаще всего не имеют конкретного автора, а являются выжимкой идей из других научно-популярных работ (так, здесь есть сборники мудростей Билла Гейтса, Стива Джобса и Тони Роббинса). Такие выжимки называются «саммари», и, оплатив подписку, обладатель смартфона получает доступ к библиотеке, в которой собрано свыше 500 подобных кратких содержаний. За составление «саммари» отвечают профессиональные лингвисты, переводчики и журналисты (хотя, если верить сайту, в команде есть несколько юристов и даже инженер-теплоэнергетик), а потом всё это дополняется красочными иллюстрациями — и загружается в вышеупомянутую библиотеку, а иногда добирается и до типографии. Вот и «Чему не учат в школе» — сборник лучших из лучших, по мнению коллектива Smart Reading, советов для молодёжи.

«Ответы на самые важные вопросы...» состоят из шести глав: «Кто я?», «Мои инструменты», «Я и мои эмоции», «Общение», «Отношения», «Я и моё тело». В каждой главе исследуются различные аспекты нашего существования в социуме: так, в главе «Кто я?» юному читателю предлагается порассуждать о принципах, привычках, мечтах и целях, а затем решить, что важнее — родиться талантливым или обладать настойчивостью, которая помогает год за годом идти к своей цели. Темы эти, конечно, новыми не назовёшь, — но составители правы: в школе размышлять о таких материях как-то не принято. Понимать самого себя, строить гармоничные отношения с окружающими, продуктивно работать и поодиночке, и в команде — всё это не менее важно, чем правильно расставлять запятые. И всему этому тоже нужно учиться!

Тезисы, сформулированные популярными авторами пособий по психологии, конечно, не являются истиной в последней инстанции, — но для подростка, который не привык «копаться в себе», этот сборник станет прекрасной отправной точкой для саморефлексии. Тем более что книга, помимо абстрактных рассуждений, содержит множество последовательных, полезных и красиво оформленных инструкций. Например: как выбрать подарок для лучшей подруги? Умельцы из Smart Reading вслед за британским психологом Эдвардом де Боно советуют: воспользуйтесь методом «шести шляп». Сначала вспомните факты (например, чем увлекается подруга) и соберите очевидные варианты, потом прислушайтесь к интуиции, дополните получившийся список самыми безумными идеями — и наконец подумайте о положительных и отрицательных последствиях каждого возможного решения и подведите итоги.

Беверли Бэтчел. «Чего ты по-настоящему хочешь? Как ставить цели и достигать их»

М.: Манн, Иванов и Фербер, 2020

Овладев хотя бы минимальными навыками самоанализа, подросток задумывается о призвании; настаёт время ставить перед собой цели — сначала скромные, а затем всё более и более амбициозные. Тут-то и приходит на помощь работа Беверли Бэтчел, призванная научить тинейджера разобраться, чего хочет именно он, а не, скажем, его родители и учителя. К тому же, просто мечтать о чём-либо недостаточно. «Стать астронавтом» — конечно, благородный порыв, но что именно для этого нужно сделать? Собрать максимум информации о желанной профессии, улучшить успеваемость в школе (хотя бы по тем предметам, которые требуются для поступления в вуз), заняться физической подготовкой... Но что делать, если и эти три цели слишком масштабные? Тогда их тоже нужно разбить на несколько маленьких. Например, чтобы получать пятёрки по математике и физике, можно попросить дядю-инженера дополнительно заниматься с тобой по вторникам и пятницам, — а физподготовку начать с покупки абонемента в фитнес-зал. Вот только чтобы накопить на заветную карточку из карманных денег, придётся пореже покупать сладости в школьном автомате...

Бесконечность «ступенек», которые ведут к цели, может ввергнуть подростка в уныние, — но Беверли Бэтчел и тут настроена оптимистично. Составительница утверждает: всё реально, если завести дневник целей и каждый день отмечать там свои размышления и достижения. Собственно, книга «Чего ты по-настоящему хочешь?» — это и есть дневник: в публикации множество полей, которые можно заполнять, и в руках скрупулёзного подростка она станет идеальным инструментом, чтобы «прокачать» навыки тайм-менеджмента и, в хорошем смысле этого слова, упёртость на пути к цели. Миссис Бэтчел настойчиво повторяет, что ошибка — это не конец света, а критика окружающих не всегда полезна, но идти к мечте рука об руку с кем-то близким намного интереснее, чем в одиночку. В доказательство этих тезисов она приводит цитаты знакомых подростков, которые хоть чего-то да добились.

Попадая в руки к взрослым людям, такие мотивирующие пособия, как правило, не работают (и оно понятно: чем старше человек, тем сложнее ему выйти из пресловутой зоны комфорта). Потому Беверли Бэтчел, как и творческая команда Smart Reading, сделала ставку на юного читателя, который, в среднем по больнице, отличается большим энтузиазмом — и, думается, поступила очень правильно.

Маргарет Рук. «Ты можешь изменить мир»

М.: Манн, Иванов и Фербер, 2021

Итак, основные экзистенциальные вопросы решены, цели поставлены, но где отыскать примеры для подражания? Скажем, в книге Маргарет Рук, где под одной обложкой собраны истории 57 подростков, которые, по мнению составительницы, сумели изменить мир. Истории эти рассказаны от первого лица: девушки и юноши со всего мира, от США и Европы до Африки, без ложной скромности делятся с читателем воспоминаниями, зачастую довольно болезненными, а также успехами и дальнейшими планами. Из-за того, что в некоторых биографиях затронуты вопросы сексуальной ориентации и гендерной дисфории — простыми словами, несоответствия биологического пола желаемому, — в России публикации присвоили возрастное ограничение «18+». В отечественных магазинах все экземпляры книги будут запечатаны в целлофан, — но это не отменяет того, что рассчитана она в первую очередь на юного читателя. Взрослый же человек, проглядев пару страниц и осознав, сколько возможностей он упустил, скорее вздохнёт, чем отправится покорять новые высоты.

Впрочем, работа Маргарет Рук посвящена не только тем ребятам, которые сумели что-то изобрести, или выступить с пламенной речью перед министрами, или повлиять на бизнес-принципы мировых корпораций. Такие главы в книге тоже есть: это, например, история 18-летней Триши из США, которая разработала мобильное приложение, помогающее предотвратить 93% случаев травли в Сети, или рассказ 17-летней англичанки Люси, добившейся, чтобы крупнейшая сеть магазинов Tesco перестала торговать яйцами от кур, содержащихся в клетках. Но не меньший объём посвящён историям преодоления: это признания ребят, которые столкнулись с тяжёлым заболеванием сами или помогали ухаживать за тяжелобольными родственниками. Казалось бы, при чём тут желание изменить мир? Но эти подростки стали примером стойкости для множества своих знакомых, что уже немало, — ведь таким образом они запустили цепную реакцию, эстафету добра.

Тинейджеры из книги Маргарет Рук интерсуются архитектурой, спортом и изучением иностранных языков, рассуждают о преступности, социальном и гендерном неравенстве, религии и об изменении климата. Разумеется, с их высказываниями, как и с почти любыми тезисами из вышеперечисленных книг, можно — а иногда даже и нужно — спорить. Но, так или иначе, истории 57 подростков лишний раз доказывают, что, во-первых, мы живём в чудесное время, когда почти каждый человек может найти единомышленников и заняться самообразованием благодаря интернету. А во-вторых — что современные подростки вовсе не такие ленивые и эгоистичные, какими их представляют пресловутые «бумеры». И это очень, очень здорово.