САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Алексей Иванов против конспирологии

«Повторение – не мать учения!» – уверял писатель на презентации «Тени тевтонов»

«Повторение - не мать учения!» - уверял Алексей Иванов на презентации «Тени тевтонов»  / Анна Токаренко
«Повторение - не мать учения!» - уверял Алексей Иванов на презентации «Тени тевтонов» / Анна Токаренко

Текст: Анна Токаренко

Уже шапочное знакомство с новой книгой Алексея Иванова «Тени тевтонов» на ярмарке non/fictio№22 предвещало много дискуссий: собравшиеся в лектории зрители внимательно рассматривали рыцарский шлем, «заминированный» символами, и немецкие бомбардировщики на обложке романа.

Издательство «Рипол-Классик» так анонсирует роман: «1457 год. Враги штурмуют замок Мариенбург – столицу Тевтонского ордена. Тевтонский магистр бежит в Пруссию. 1945 год. Советская армия штурмует прусский город Пиллау. И теперь от врага бежит нацистский гауляйтер. Что общего между этими событиями? Их объединяет древняя тайна крестоносцев – тайна Лигуэта, меча Сатаны. «Да, пьесы оказались на разных языках, и драматурги не ведали друг о друге, но символ, порождающий действие, всегда выстраивал свой неизменный родовой сюжет: если роза – то любовь, если меч – то война». И повторение истории – всегда путь к Сатане». Аннотация определила темы беседы: язык и история.

Еще до публикации книги в Storytel вышел аудиосериал «Тени тевтонов». Судя по отзывам, многим было тяжело воспринимать на слух имена героев, названия замков, воинских должностей. Например, кто такой упомянутый «гауляйтер»? Алексей Иванов считает иначе:

- Я часто пользуюсь словами, которые читателю непонятны. Современный читатель желает знать всё, и каждый раз, видя новое слово, он бросает чтение и обращается к «Википедии» или словарям. И когда он уходит из текста, он уходит из художественного мира и власти автора, теряет атмосферу, которая для меня очень важна. Если же читатель слушает аудиосериал, то не может отвлечься, он всегда в моей воле, моем мире.

Автор «Теней тевтонов» вербализировал и легализовал мечту всех школьников, не желающих следовать скучным советам учителей и смотреть в словаре или хотя бы гуглить толкование непонятных слов:

- Читатель должен доверять автору: все, что нужно объяснить, автор объяснил. Либо прямо, либо косвенно. Если автор не объясняет, то читателю и не обязательно понимать это слово, достаточно одного его облика или звучания. Так воспринимать произведения правильно.

Затем до самого окончания встречи не утихали страсти вокруг фразы «Повторение истории – всегда путь к Сатане». Почему же это именно путь к Сатане, а не урок истории, «опыт, сын ошибок трудных», вездесущие грабли, наконец?

- Не путайте повторение и изучение. Урок – это когда ты изучаешь, а когда ты снова живешь по тем же сценариям, тогда это повторение в чистом виде, это путь к Сатане.

О чем эта книга и почему так важна тема повторения? В романе то, что происходит в XX веке, повторяет то, что происходит в XV. Причем главная задача героя – разобраться, кто кого повторяет, и мой герой с этой задачей не справляется. Почему ему это не удается – это главный урок.

«Мы живем в эпоху, когда главный способ объяснения окружающего мира – конспирология. Мы не ищем объяснений, а выдумываем их, а затем ищем доказательства. Такой подход лишает человека воли. Если мы считаем, что в основе всех событий лежит чужой замысел, то лишаем человека свободы действий: зачем что-то делать, если за тебя уже все решили. Ты марионетка, следующая сценарию.

Конспирология – главная идеология начала XXI века. Именно с этим я полемизирую в новом романе. Мой главный герой объясняет события конспирологически – при этом он историк – и проводит ложные аналогии: из-за этого он не видит души людей, их характеры, подлинные взаимоотношения, любовь. Не увидев всего этого, он приводит ситуацию к катастрофе. Мой роман – конспирологический, а не приключенческий, хотя действие там развивается весьма стремительно».

Как же бороться с конспирологией? Так выглядит урок критического мышления от Алексея Иванова:

«Смотря в какой области знания. Скажем, моему герою нужно было к окружающим людям отнестись более человечно, увидеть за людьми не просто фигуры на исторической шахматной доске, которые ходят по правилам, придуманным пятьсот лет назад, а живых людей. Если бы он это сделал, если бы понял, что между русским солдатом и немецкой девушкой настоящая любовь, он бы не попал в эту ловушку истории и все бы закончилось хорошо».

От адской участи повторения Иванову было не уйти: зрители вновь и вновь обращались к этой теме и просили пояснить – вероятно, сами ослушавшись первого завета и просмотрев в «Википедии» статью о конспирологии. Автор в очередной раз пояснял:

«Сатана – подражатель, ксерокс, он не может создать – может только повторить. История всегда движение вперед, а повторение – назад. Когда мы занимаемся повторением, мы увеличиваем количество энтропии во Вселенной. И то, что происходит сейчас у нас, является ярким примером того, что повторение не мать учения, а ближайший путь на помойку истории».

Поделился писатель и творческими планами: без развенчания мифов не обошлось и здесь. Сейчас Иванов работает над романом о Гражданской войне в России, о событиях 1918-19-х годов на Волге и Каме: «В Гражданскую войну сражались не только армии, но и речные флотилии. Это интересная и малоизвестная страница Гражданской войны в России, которая на многие вещи заставляет смотреть иначе».

- После нового романа мы все поедем по Волге. Главное сейчас – съездить на Балтику, – шутка на злобу дня ведущей встречи оказалась как нельзя кстати.

Пока путешествия только в планах, зрители поспешили за автографом, держа в руках книги с яркой и неоднозначной обложкой...