САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Русский писатель, Esq.

Разбираем, что предлагает своим читателям журнал Esquire, шестой год подряд выпуская в августе специализированный литературный номер

Текст и фото: Михаил Визель

Среди всех ритуалов жестко форматированной глянцевой журналистики (в феврале – «мужской» номер, в марте – «женский», в декабре – «под елочку») появившаяся недавно традиция августовских литературных номеров (под предлогом «взять в отпуск») кажется наиболее осмысленной и милосердной.

Во-первых, писатели, которым специально заказывают рассказы, получают внушительные гонорары, сильно повышающие их самооценку. Во-вторых, высокооплачиваемые редакторы получают возможность на один номер не прятать в карман филологическое образование. Ну и в-третьих, читатели этих журналов открывают для себя, что, оказывается, современная русская литература всё-таки существует. И это даже не только Пелевин с Акуниным. И даже не Яхина с Ивановым – при всём уважении ко всем названным.

Словом, сплошная синергия и win-win-win.

Мало того: в выигрыше оказываются и литературные обозреватели, и вообще профессиональные литераторы, у которых раз в год появляется повод не просто рассеянно пролистать в приёмной у врача 160 глянцевых страниц, туго набитых рекламой премиальных брендов, но и прямо-таки внимательно прочитать их.

Это, как вы понимаете, и есть мой случай.

Итак, что же приготовило «русское издание мужского журнала» Esquire?

А приготовило оно нам вариации на темы производственного романа. Что, с одной стороны, кажется вопиющим анахронизмом. «Менеджеры Российской Федерации больше не горят на работе, но прожигают жизнь в декорациях ночных клубов или переговорных транснациональных корпораций», как со знанием дела напоминает в своей вступительной колонке главред Сергей Минаев, сам литературе некоторым образом не чуждый.

Но с другой стороны – еще в 2014 году Ксения Букша получила «Нацбест» за свой «Завод “Cвобода”», возбудив горячие споры – можно ли эту фасеточную сагу о реальном петербургском заводе считать современным производственным романом? А начиная с прошлого 2020 года работа стала всепроникающей, с нее стало невозможно уйти, жестко отделив от личной жизни в тех же самых клубах. И не только у менеджеров, но и у курьеров, которые всегда онлайн в своих приложениях, не говоря уж о журналистах и особенно блогерах-стримерах, которые делают из своей жизни постоянный перформанс.

Так что «тема номера» вполне своевременна.

Как же она решается?

По-разному.

Двое восприняли «техзадание» буквально и написали рассказы как бы в декорациях советского производственного романа – о реальном производстве и т.д. Впрочем, дело они с ним имели только в детстве, как Оксана Васякина, которую мама (антагонист ее недавнего романа-мемуара «Рана») брала на лесопилку, и в ранней юности, как Алексей Сальников, беллетризовавший свой опыт работы в котельной в девяностые.

Еще трое пишут современный «физиологический очерк» о новых производствах. Точнее, не трое, а три. Евгения Некрасова – о хозяйке маленького цеха по пошиву постельного белья в диковинном жанре поэмы-репортажа, Татьяна Замировская – о цветочной торговле, с введением фантастического допущения, и София Синицкая придумывает уже остроумную современную городскую фэнтези про курьеров-ангелов, отдающую «Альтистом Даниловым», если не «Мастером и Маргаритой».

Несколько особняком оказался Павел Селуков, придумав довольно неожиданную фабулу. Впрочем, после выходя «Земли» Елизарова ее едва ли можно считать таковой, потому что рассказ Селукова о конфликте отцов и детей в кладбищенской мастерской – это фактически «вбоквел» прошлогодней саги Елизарова.

Еще четверо приглашенных авторов справедливо поняли задание «производственный роман» как метод и написали о тяжелых, порою фантастических буднях представителей того цеха задорного гуманитариев широкого профиля, к которому сами принадлежат. Алексей Поляринов – собственно о писателе, чувствующем себя андроидом, Александр Пелевин – о выгорании сценариста рекламных роликов, Антон Секисов – о журналисте, умудряющемся проворонить плывущую ему в руки сенсацию, Дмитрий Захаров – о многоступенчатых и выматывающих корпоративных собеседованиях.

И, наконец, еще двое авторов не отнеслись к заданию вообще никак и написали в привычной для себя манере, вовремя вспомнив мудрое замечание Лафонтена: «Не насилуйте свой талант!» Алла Горбунова поделилась тяжёлыми воспоминаниями о том, как она была преподавателем философии в техническом вузе, а Валерий Печейкин представил четыре затейливые сказовые притчи, остроумные сами по себе, но, кажется, не имеющие никакого отношения к заявленной теме.

Итого – 12 современных русских сочинителей. Пятеро из них – женщины. Возраст – от 30+ до 40+. Все они, естественно, достаточно известны, но никто из них не классик и не корифей. Так что это, можно сказать, сегодняшний день русской литературы, уже переходящий в завтрашний – с точки зрения «Эсквайра», разумеется.

Литературный номер глянцевого журнала – не литературный конкурс и не олимпиада, здесь бессмысленно расставлять участников по местам и выносить вердикт «справился – не справился». Но чтение двенадцати подряд относительно кротких и очень разных по стилистике текстов всё-таки невольно дает внимательному читателю почувствовать, кто из приглашенных авторов в состоянии «выполнить норматив» – правильно понять ТЗ, выдержать форму, придумать неожиданный сюжетный поворот, а кто – нет.

Итак, исключительно для удобства ориентирования, я разбил двенадцать рассказов литературного августовского номера «Эсквайра» на три группы: «победителя», «зачетников» и «незачетников».

I.

София Синицкая. «Курьер»

Ангел смерти развозит пиццу и тоскует об утерянной возлюбленной.

II.

1. Алексей Поляринов. «Гарантийный случай»

У писателя в глазу утонул целый город.

2. Павел Селуков. «Спартанец»

«Вбоквел» «Земли» Елизарова.

3. Евгения Некрасова. «Хозяйка цеха ЦветОК»

Репортаж-поэма о современной Вере Павловне.

4. Дмитрий Захаров. «Цемент – 2»

О корпоративном эйч-аре, бессмысленном и беспощадном.

5. Алексей Сальников. «Все равно не приду»

По сути, настоящий производственный роман: прогрессивный молодой специалист, вступающий в открытый конфликт с заматерелым ретроградом. Только совсем не в ту эпоху.

6. Оксана Васякина. «Мать сказала, что возьмет меня на завод»

Как и в «Ране» – отношения с матерью (только здесь молодой и красивой) и со своим телом (только здесь – детским).

7. Александр Пелевин. «Аквариум»

Креативить рекламные ролики опасно для ментального здоровья!

8. Татьяна Замировская. “Iris”

Неожиданная материализация чувства вины. Не цветы зла, а цветы раскаяния.

9. Антон Секисов. «Урна с восточным орнаментом»

Обычный лирический герой Секисова, обуянный «синдромом самозванца», попадает в необычные, прекрасно придуманные обстоятельства.

III.

1. Алла Горбунова. «Тупик»

Самый длинный и при этом самый аморфный текст номера.

2. Валерий Печейкин. «Работа Федота»

На самом деле не один рассказ, а пять остроумных микроновелл. Но принадлежность их к жанру «производственного романа» – на совести автора.

Разумеется, каждый читатель волен рассортировать рассказы по-своему. Но для этого их следует прочитать. Хорошего августа!

А на обложке работы Дмитрия Аске мне видится 13-й писатель - Дмитрий Глуховский. Но это тоже мое субъективное восприятие.