САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Школьные тигры

Накануне 1 сентября размышляем о том, как коронавирус изменил отношения учеников и учителей – и стоит ли бить тревогу по этому поводу

Фото: publicdomainpictures.net
Фото: publicdomainpictures.net

Текст: Михаил Визель

В 1955 году в США вышел в прокат фильм «Школьные джунгли» (“Blackboard Jungle”), в котором впервые широко прозвучала песня “Rock around the Clock” в исполнении Била Хейли и группы The Comets – что считается началом рок-н-ролльной эры. Благодаря этому фильм заслуженно обрел место в истории, но, оглядываясь на него сейчас, понимаешь, что режиссёр Ричард Брукс (и автор вышедшего годом ранее исходного романа Эван Хантер) не просто выразили негодование отбившимися от рук малолетними хулиганами, но уловили начало неслыханного ранее процесса, если так можно выразиться, эмансипации школьников. Конечно, дети всегда шалили, а если чувствовали в учителе слабину – то и «доводили» его, но всегда сами же понимали: это – «праздник непослушания», перевёрнутый мир карнавала. И только первые бэби-бумеры, севшие за школьные парты сразу после великого потрясения Второй мировой войны, всерьёз (хоть и, опять-таки, неосознанно) задались вопросом: а на чем основан авторитет учителя? Почему мы должны слушаться этого человека перед чёрной доской?

Новое общее потрясение цивилизованного мира, тотальный карантин 2020-2021 годов, который не зря безо всякой иронии называют «мягким паллиативом пропущенной мировой войны», породил следующее серьезное изменение парадигмы «учитель-ученик».

Немного сгущая, можно сказать, что благодаря коронавирусу нынешние дети стали тиграми-людоедами.

Это хлёсткое определение нуждается в пояснении.

До сих пор, когда житель индийской деревни погибает от клыков тигра, все односельчане погибшего собираются и идут убивать новоявленного людоеда, не обращая внимания, краснокнижный он или не краснокнижный. Не для того, чтобы отомстить, а потому что понимают: распознав, каким беззащитным может быть это кажущееся опасным существо – человек, – тигр теперь будет охотиться на людей дальше, уже специально.

Подобный же эффект произвёл дистант.

Столетиями школьники могли по-разному относиться к школе. Любить ее, ненавидеть, идти как на праздник, как на тусовку или как на каторгу, но твёрдо знали одно: в школу надо ходить. Это было так же неизбежно, как восход солнца, как Новый год и летние каникулы. Да, домашнее обучение существовало давно – но касалось лишь малого процента школьников. Как правило – из очень продвинутых семей или же, увы, имеющих медицинские проблемы. И вдруг в одночасье выяснилось, что в школу можно ходить, а можно не ходить! И как это определять – взрослые сами совершенно не понимают. Более того: эти самые «взрослые» вынуждены вступить на враждебную территорию, где «дети» ориентируются куда лучше – на территорию компьютерных коммуникаций и нетикета. И где привычные (учителям) задачи и упражнения кажутся немного нелепыми: ну зачем нужны простые дроби на экране монитора, где только что бегали фигурки майнкрафта?

Дальше – больше. Этот релятивизм продвинулся и в сторону самих неизменных школьных предметов. И вот уже отнюдь не склонная к консерватизму «Новая газета» бьет тревогу, публикуя крик души бывшей школьной учительницы под говорящим заголовком «Мам, я не могу это читать без словаря».

И действительно: процесс «Пусси Райот» в своё время шокировал апелляцией к Трулльскому собору VII века, хотя юридически эта апелляция была совершенно уместна: кто сказал, что плясать на амвоне недопустимо?! А вот Трулльский собор и сказал!! А кто сказал, что ради чтения русских писателей первой половины XIX века, чьи тексты полны непонятных слов, устаревших оборотов и, главное, никак не бьются с нашими реалиями, нужно мучить свой ум? На какой собор сослаться? Не дает ответа птица-тройка.

Но мчится дальше. Из «школьных джунглей» 1955 года, так пугавших тогдашних взрослых, вышли ребята, которые не только научили весь мир петь по-английски rock around the clock, но и, например, слетали на Луну. Хочется надеяться, что и из нынешних классов, дистанционных и традиционных, тоже выйдут люди, способные на нечто подобное. Хотя нам, сегодняшним «взрослым», трудно представить себе – на что именно.