САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Дух этики и поздний капитализм

Булат Ханов объясняет, что не так с книгой Джулиана Ричера «Этичный капиталист. Бизнес должен лучше служить обществу»

Рецензия на книгу Джулиана Ричера «Этичный капиталист. Бизнес должен лучше служить обществу». Коллаж: ГодЛитературы.РФ. Обложка с сайта издательства
Рецензия на книгу Джулиана Ричера «Этичный капиталист. Бизнес должен лучше служить обществу». Коллаж: ГодЛитературы.РФ. Обложка с сайта издательства

В издательстве "Синдбад" вышла книга британского предпринимателя и филантропа Джулиана Ричера, с обложки обещающая стать "дорожной картой к более справедливому капитализму". Молодой писатель Булат Ханов, придерживающийся глубоко левых взглядов, объясняет, что не так с этой картой.

Текст: Булат Ханов

Джулиан Ричер. Этичный капиталист. Бизнес должен лучше служить обществу / Пер. Алексея Капанадзе - М.: Синдбад, 2022

На 2019 год состояние Джулиана Ричера, основателя и управляющего директора Richer Sounds, оценивалось в 160 млн фунтов стерлингов. Уже одно это обстоятельство должно вызвать у читателя, воспитанного в культуре подозрения, если не усмешку, то как минимум скепсис. Когда такой успешный человек по своей воле говорит об этике, внимательно следите за руками.

И все же, вопреки искушению вывести обладателя столь выразительной фамилии на чистую воду, можно умерить разоблачительный пафос. Из любопытства. Вдруг Ричер и правда нашел способ вывести капитализм из затяжного кризиса и сделать бизнес чуточку ответственнее?

Сразу стоит оговориться, что «Этичный капиталист» – книга иного рода, нежели работы Уоррена Баффета, Роберта Кийосаки и пособия в духе «Думай и богатей». «Этичный капиталист» выражает мнение той части истеблишмента, которая не на шутку обеспокоена растущим неравенством. Ярким представителем этой группы является, например, Клаус Шваб, президент Всемирного экономического форума и тайная любовь Никиты Михалкова (автор здесь иронизирует над приверженностью Никиты Сергеевича разнообразным теориям заговора. - Прим. ред).

Джулиан Ричер не только признается ради галочки, что у капитализма есть темные стороны, но и без прикрас описывает разрушительные тенденции последних десятилетий: демонтаж социального государства, увеличение разрыва между богатыми и бедными, ползучую приватизацию в Великобритании, любовь олигархов к офшорам. Капиталист не скупится на цифры, которые явно не добавляют симпатии к капитализму: «В 1979 году на долю 10% самых обеспеченных британцев приходилось чуть больше 20% общих доходов населения страны, тогда как на долю 10% беднейших — около 4% доходов. С тех пор разрыв значительно вырос. В 2010 году богатейшие 10% населения Великобритании располагали более чем 30% общих доходов (это вдвое больше, чем у следующих десяти процентов), а на долю 10% беднейших приходится примерно 1% доходов».

И это не все. Ричер имеет неосторожность ссылаться на сомнительных с точки зрения своего класса авторитетов. Так, в положительном ключе звучат в книге цитаты из Маркса и Пикетти, чей «Капитал в XXI веке» беззастенчиво назван замечательным. И напротив, многие священные коровы либералов выставлены в «Этичном капиталисте» в дурном свете. Маргарет Тэтчер обвиняется за раздутый культ эгоизма, а упомянутый уже Уоррен Баффет – в слабости к монополиям. Больше всех достается Чикагской школе и персонально Милтону Фридману. Ричер подчеркивает, насколько цинично звучит расхожее фридмановское высказывание, будто у любой компании есть лишь одно обязательство – обязательство перед акционерами.

Сам Ричер настаивает на том, что бизнес ответствен в первую очередь перед своими работниками и перед обществом. Сложно сказать, сколько в этом позы, а сколько наивности, ведь благодушно-доверительная интонация стирает границу между ними. «Этичный капиталист» с упоением рассказывает об уважении к персоналу и открытости перед покупателями, о необходимости платить налоги и важности хорошей репутации, о чувстве справедливости и влиянии мировых религий на моральный кодекс человечества, о творческой миссии капиталистов и пользе благотворительности. И все это до скрежета напоминает манеру тех самых финансовых гуру, которые под видом откровений пихают в тебя житейские глупости.

Ближе к концу книга, поначалу притворяющаяся сборником рецептов от финансовых злоупотреблений, все отчетливее напоминает один непрерывный акт веры. Финал изобилует пассажами, усиливающими это ощущение:

«Я твердо верю, что этичный бизнес станет синонимом успешного бизнеса».

«Мы должны создать культуру справедливости — пока не прорвало плотину».

«Существует множество социальных язв, нуждающихся в исцелении, и я убежден: каждый, у кого есть силы и возможность, должен принять этот вызов и действительно что-то сделать».

«Давайте откроем глаза на реалии и пределы капитализма и постараемся сделать его максимально этичным. А там, где нам это не удастся, мы будем использовать свои знания, деньги и влияние во благо обществу, которым так дорожим».

Что ж, это смелый ход – завершить труд призывом открыть глаза на вещи, давно известные нам из ближайшего бытового опыта.

Если судить поверхностно, «Этичный капиталист» вписывается в перечень работ, сильных своим критическим началом и посредственных по части положительной программы. Таковы, например, «Диалектика просвещения» Адорно и Хоркхаймера или тот же «Капитал в XXI веке» Пикетти. Только это впечатление обманчиво – ведь отсутствие у Ричера разумных предложений, как сделать капитализм этичным, напрямую зависит от слабости критической стороны книги.

Например, автор мимоходом осуждает сложившуюся систему наследства, при которой огромные состояния достаются детям крупных бизнесменов просто так, но не показывает, что этот порядок ведет к монополизации в экономике и губительно сказывается на рыночной конкуренции, подрывая в конечном счете основы капитализма. Или Ричер, при всей готовности цитировать Маркса, игнорирует теорию трудовой стоимости. Осуждая алчных коллег за страсть к извлечению прибыли любой ценой, директор Richer Sounds не сообщает, что прибыль складывается из прибавочной стоимости, то есть из недоплаченных наемному рабочему денег. В «Этичном капиталисте» вообще не проводится различия между прибылью и выручкой с продажи товара: «Если вы начнете изготавливать и продавать некий продукт как индивидуальный предприниматель, то, конечно, заработаете сколько-то денег, но ваша прибыль будет гораздо больше, если вы наймете людей, которые будут работать на вас».

Цепочка недомолвок и брошенных без внимания мелочей приводит к серьезному упущению. Ричер не видит за капиталом самостоятельной силы, его самовозрастающей стоимости.

Исключается из виду, что капитал, будучи орудием в руках его владельца, в то же время предъявляет последнему собственные требования и определяет его установки. Может ли капиталист ценить преданных ему сотрудников, бережно относиться к потребителю, жертвовать на благотворительность? Может, что за вопрос. С оговоркой лишь, что так будет поступать далеко не каждый капиталист и далеко не во всяких условиях. Механизмов же, по которым общество заставило бы всех бизнесменов вести дела этично, нет. Есть лишь вера Джулиана Ричера в то, что справедливость восторжествует. До того, как мутные потоки прорвут плотину, разумеется.

Для кого же эта книга? Очевидно, что не для Илона Маска и Билла Гейтса. И не для Владимира Потанина с Алишером Усмановым – вряд ли их тяготят вопросы о том, насколько добропорядочно нажиты их состояния. И их можно понять.

Быть может, труд будет полезен начинающим капиталистам? Как моральные рекомендации бывалого дядьки? Не думаю. Наставления наставлениями, а капиталистические реалии, диктующие правила, отдельно. Да и Ричер не потянет функцию эдакого Эдипа от мира капитала, рисующего на песке черту, через которую нельзя переступить. Не тот масштаб.

А что, если это обманка для западных леваков? Попытка убедить их, что капиталисты бывают разными и что многочисленные недостатки капитализма не выносят приговор системе. Сейчас, мол, подрихтуем ее, повысим контроль, заставим негодяев платить налоги – и все наладится. Я для вас даже Тэтчер поругаю! Вряд ли: песни, подобные этой, западный пролетарий слышит слишком давно, чтобы им доверять.

Вывод прост. Целевая аудитория «Этичного капиталиста» – русский либерал. Тот, который считает, что в России капитализм неправильный и все беды у нас от Октябрьской революции, сбившей страну с исторического пути. Тот, который убежден, что рынок – это эффективно, а вмешательство государства плохо по умолчанию. Тот, который возбуждается от слова «предприниматель». Их в книге Джулиана Ричера ждет много открытий:

«Я прекрасно понимаю, что бизнесмены не очень-то любят, когда их именуют капиталистами. Им гораздо больше нравится считать себя предпринимателями или производителями материальных благ — на их взгляд, это звучит достойнее и добавляет им почета и всеобщего восхищения. Однако от правды не скроешься: мы действуем в рамках капиталистической системы, которая и позволяет нам зарабатывать».