САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Книги на праздники. Выбор шеф-редактора

Вторая неделя мая – это не только «праздник со слезами на глазах», но и просто длинные выходные. На которых, как считается, можно уделить больше внимания полезному досугу

Текст: Михаил Визель


Анна Старобинец. «Лисьи броды»

М.: Рипол-Классик, 2022 – 720 с.

Анна Старобинец – финалист НацБеста, «королева русского хоррора», создательница очаровательного книжного сериала «Зверский детектив», растущего вместе со своими читателями. Но в первую очередь – профессиональная сценаристка, твердой рукой расчерчивающая сюжетные линии и возводящая «арки героев». Вот и новый монументальный роман, задуманный, по ее собственному признанию, «в прошлой жизни» – с покойным мужем Александром Гарросом, и реализованный ныне в одиночку, оставляет ощущение готического собора. Даром что сеттинг его – не средневековая Европа, а Маньчжурия летом 1945 года.

Вместо химер и горгулий здесь лисы-оборотни и «усовершенствованные» японскими военными вивисекторами военнопленные, кирпичиками выступают зэки, старообрядцы и морфинистки, китайские контрабандисты и даосы с Лубянки, офицеры МГБ и военные разведчики, а замкóвый камень всех этих мистически-детективных этажей – рыцарь без страха и упрека, универсальный солдат и практически супермен Максим Кронин, готовый буквально зубами загрызть лагерного вертухая и силой духа загнать оборотня в болото, чтобы найти свою любимую женщину. Посередине толстой книги у читателя может сложиться впечатление, что он попал в чей-то тщательно вымеренный кошмар. А автору того и надо.

Доминик Фортье. «Города на бумаге»

Пер. с фр. А. Н. Смирновой.

СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2022 — 224 с.

Полная противоположность туго заплетённому мистическому боевику Старобинец – нежное размышление-эссе франкоязычной канадки об истоках одиночества, необходимости (или проклятье) семьи, о природе творчества. Конкретно – творчества загадочной американской поэтессы Эмили Дикинсон. Внешне – одинокой старой девы, прожившей всю 55-летнюю жизнь в задних комнатах родительского дома. Внутренне – натурфилософа, способного не просто разглядеть небо в чашечке цветка, как сказал другой английский поэт-мистик, но и выразить своё восхищение увиденными в чудных, ни на что не похожих коротких стихах-не-стихах. Так и книга Фортье – роман-не-роман, основанный на ключевом образе – фальшивом городе, который хитроумные изготовители топографических карт специально «сажали» на свою продукцию, чтобы доказать при необходимости ее незаконное копирование. Вот и Дикинсон, по мысли автора, прожила всю жизнь в таком городе, существующем лишь на бумаге. Фортье сравнивает ее с собственной жизнью – жизнью перемещающейся из дома в дом хлопотливой жены и матери и, кажется, задается вопросом: кто из них более счастлив? Кто не изменил идеалам нежного возраста?

Остается добавить, что зыбкие стихи Дикинсон и сама их нездешняя создательница вот уже полтора столетия провоцируют писателей и иллюстраторов на великолепные книжные эксперименты. Так что города на бумаге всё множатся.

Ольга Кромер. «Тот Город»

М.: АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2022 – 544 с.

Серия «Неисторический роман», запущенная великолепным «Лавром», пополнилась новым образцом, еще больше расширяющим границы этого условно очерченного жанра. Роман нынешней израильтянки О. Кромер посвящен сталинизму, репрессиям, ГУЛАГу… И, разумеется, судьбам советской (и в том числе польской) интеллигенции. Но это все-таки не сугубый реализм, как в недавней «Вечной мерзлоте» Виктора Ремизова, а скорее необычный взрослый извод написанного традиционным добротным языком классического фэнтези. Герои которого, беглые зэки, попадают в Тот Город – своего рода антисталинскую Плутонию, «нигдейю» посреди Сибири. Пожалуй, сказать, что «такого романа о ГУЛАГе у нас еще не было», окажется не сильным преувеличением.

Александра Маринина. «Шпаргалка для ленивых любителей истории. Короли и королевы Англии»

М.: Эксмо, 2022 – 448 с.

Поэтов летá к суровой прозе клонят, а успешных детективщиков наработанная репутация – к историческим хроникам. Так Борис Акунин взялся за многотомную «Историю российского государства», встреченную поначалу в штыки специалистами, но снискавшую горячее одобрение читателей. Александра Маринина выбрала коммерчески более выигрышный путь. И менее взрывоопасный. Какой же русский не любит английских костюмных сериалов. А что до «взрывоопасности» – то есть до (не)уместных исторических параллелей – конечно, страсти при дворе Тюдоров, Стюартов, Ганноверов кипели такие же жестокие и зачастую подлые, как у Рюриковичей и Романовых, и реки крови лились такие же – но всё-таки в некотором отдалении от русских читателей. Как говорил перепуганный Якин приставившему ему кинжал к горлу Ивану Васильевичу в одноимённой пьесе Булгакова: «Я не про вас это говорю. Это другой, который умер, который…»



Да и вообще – когда на объеме 440 страниц делаешь обзор от X века до XX, от Вильгельма Завоевателя до Георга VI, батюшки ныне здравствующей Елизаветы II, трудно претендовать на глубину анализа. Только на занимательность изложения. Которой Александре Марининой не занимать.

«(Не)известные миры». Сборник писательской школы «РОСМЭН»

М.: РОСМЭН, 2022 – 354 с.

Первый «отчетный том» литературной мастерской для подростков, запущенной издательством «на полях» конкурса «Новая детская книга» – 13 рассказов размером от двух до 25 страниц фэнтезийной направленности, написанных сочинителями от 16 до 18 лет. Некоторым явно не помешал бы обычный литературный редактор («длинная серая юбка до колен» – одно определение явно лишнее), но невозможно не согласиться с вдохновителем мастерской Борисом Кузнецовым – свежесть и незатасканность идей юных авторов подкупает.

А то, что они пишут фэнтези – а что еще остается делать тем, кто еще по-человечески не видел жизни, как не придумывать новые миры? Повзрослев и «сходив в люди», по совету Горького, они, хочется надеяться, смогут по-новому описывать не просто отвлеченные «новые миры», а нашу подновленную реальность – вместе с участниками "Лицея" и "Липок", выпускниками CWS и проч.