САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Как устроены художественные произведения. Кульминация. Развязка. Экспозиция

После того как герой пройдет много мелких испытаний и встретится с финальным боссом, мы наконец узнаем, чем всё закончится. Разбираемся на примерах «Бедной Лизы» Н.М. Карамзина и «Преступления и наказания» Ф. М. Достоевского

Как устроены художественные произведения.  Кульминация. Развязка. Экспозиция  на примерах «Бедной Лизы» Н.М. Карамзина и «Преступления и наказания» Ф. М. Достоевского / godliteratury.ru
Как устроены художественные произведения. Кульминация. Развязка. Экспозиция на примерах «Бедной Лизы» Н.М. Карамзина и «Преступления и наказания» Ф. М. Достоевского / godliteratury.ru

Текст: Ольга Лапенкова

Сегодня мы заканчиваем разбирать композицию художественного произведения — и напоминаем, что было в предыдущих сериях. Все классические произведения (кроме стихотворений) состоят из следующих частей:

  • •экспозиция;
  • •завязка;
  • •развитие действия;
  • •кульминация;
  • •развязка;
  • •эпилог (не во всех произведениях).

Экспозиция — это подготовительная часть, где мы узнаём, где и когда происходит действие. А также знакомимся с героями и выбираем себе любимчиков, чтобы потом убедиться, что не зря сделали ставку на того или иного героя — или, наоборот, разочароваться в нём.

Завязка — это событие, после которого жизнь главных героев переворачивается с ног на голову и приходится срочно что-то решать. Именно после завязки читатель всерьёз задаёт себе вопрос: «Чем всё закончится?»

Затем следует развитие действия [ГИПЕРССЫЛКА НА СТАТЬЮ ПРО РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ], во время которого авторы проверяют наших любимчиков на прочность, «подбрасывая» им всё новые неловкие или неприятные ситуации (такие внезапные перемены называются перипетиями) и понемногу увеличивая напряжение.

Но в какой-то момент повествование становится максимально тревожным, а иногда — даже опасным. Мы доходим до момента, когда герой должен вступить в схватку с финальным боссом, но о результате этой борьбы можем только догадываться. Именно такой момент называется кульминацией.

Кульминация — это эпизод, в котором обстоятельства жизни героя становятся невыносимыми, и он должен принять решение, которое определит исход всей истории.

Дойдя до кульминации, мы часто уже догадываемся, какое решение примет герой и чем это для него закончится, но не можем быть уверены в этом на 100%. Зато потом нам остаётся только наблюдать, как история плавно движется к финалу. Несмотря на то, что на протяжении развязки ещё могут встречаться перипетии, мы следим за ними с меньшим напряжением, чем раньше, — и это понятно: мы так переживали за главного героя, что надо немного отдохнуть.

Развязка — это заключительная часть произведения, которая даёт нам понять, как изменился главный герой либо его отношения с другим значимым персонажем — и какой будет дальнейшая жизнь всех действующих лиц (если вообще будет).

С окончанием развязки заканчивается и та территория, на которой господствовал автор. Теперь главным становится читатель — и он может придумать (а может, даже написать!) любое продолжение, исходя из того, насколько правильно он понял характеры героев. Но главное, что именно после развязки мы делаем полноценные выводы из прочитанного — и, если повезёт, учимся у героев чему-то важному. Например, автор этой статьи после чтения «Обломова» и долгих рыданий твёрдо решил, что не будет «переделывать» любимых людей, как бы ни хотелось.

Но если автор решает сделать читателю приятный сюрприз и показать, как изменилась жизнь героев через несколько месяцев или лет, он может написать эпилог. Эта часть произведения — самая-самая последняя — в чём-то напоминает экспозицию, с которой, наоборот, всё начинается. Дело в том, что и в экспозиции, и в эпилоге активных действий как таковых нет. Повествование ведётся спокойно, и переживать за героев не приходится. Реакция может быть только одна: «Ага-ага, понятно».

Эпилог — это, по сути, краткий список пояснений: что произошло с героями через какое-то (обычно длительное) время.

Почему эпилог встречается далеко не во всех произведениях? Думается, потому, что авторы предпочитают дать читателю побольше воли и не ограничивать его желание фантазировать. Согласитесь: то, что стало абсолютно понятно, быстро надоедает. Например, если вы увлеклись оригами и навострились делать кораблики из бумаги, вряд ли вы сложите их больше десятка: вам захочется освоить другие схемы. Так и с художественными произведениями. Если в книге не осталось никакой загадки, если автор «провёл» вас по всему жизненному пути героя, от рождения до смерти, и рассказал про него всё-всё-всё — вам вряд ли захочется такую книгу перечитывать. А ведь тайная мечта, пожалуй, любого автора — создать такую работу, к которой захочется возвращаться снова и снова.

Итак, с теорией разобрались! Перейдём к практике?

  • WARNING! ОСТОРОЖНО! 警告!
  • Дальнейший текст содержит спойлеры к произведениям Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» и Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
  • Предупреждён — значит вооружён!

«Бедная Лиза», Н. М. Карамзин

Для начала разберём простой случай — повесть, где, в соответствии с жанром, всего две сюжетные линии: Лиза и Эраст.

Из экспозиции мы узнали, что Лиза — крестьянка, которая осталась на бедном свете одна-одинёшенька, не считая матери, целыми днями оплакивающей покойного мужа. Также мы познакомились с Эрастом: человек он, в принципе, неплохой, но в голове у него «каша» из сентиментальных романов. Устав от светских приёмов и решив, что все дворянские красавицы — кокетки и лицемерки, Эраст решил отправиться на поиски вечной любви, не понимая, что романтические отношения — это не только приятное времяпрепровождение, но и ответственность. (Так было всегда, но в Российской империи — особенно: просто встречаться с девушкой, особенно из другого социального сословия, строго запрещалось, после знакомства желательно было побыстрее позвать её замуж. Но бракосочетания между лицами разных сословий были делом почти неприличным: предполагалось, что человек должен искать пару из своего круга.)

Вскоре происходит завязка, а именно знакомство Лизы и Эраста, а следом — развитие действия. Сначала никаких особенных перипетий на долю героев не выпадает: они прекрасно проводят время, гуляя и разговаривая о чувствах. Но вскоре Эрасту это надоедает: ему хочется чего-то большего. Отношения продолжаются, и вроде бы всё идёт как раньше… Но в конце концов, когда Лиза жалуется, что матушка собирается выдать её замуж за «сына богатого крестьянина», Эраст бросается её утешать — и позволяет себе слишком многое:

«Она бросилась в его объятия — и в сей час надлежало погибнуть непорочности! Эраст чувствовал необыкновенное волнение в крови своей — никогда Лиза не казалась ему столь прелестною <...> — она ничего не знала, ничего не подозревала, ничего не боялась <...>. Эраст чувствует в себе трепет — Лиза также, не зная, отчего, но зная, что с нею делается... Ах, Лиза, Лиза! Где ангел-хранитель твой? <...>

Заблуждение прошло в одну минуту. <...> «Ах, я боюсь, — говорила Лиза, — боюсь того, что случилось с нами! Мне казалось, что я умираю, что душа моя... <...> Боже мой! Что такое?» Между тем блеснула молния и грянул гром. Лиза вся задрожала. "Эраст, Эраст! — сказала она. — Мне страшно! Я боюсь, чтобы гром не убил меня, как преступницу!"»

Этот эпизод и является кульминацией произведения, причём для обеих сюжетных линий: и для Лизы, и для Эраста. После произошедшего первая не может отделаться от мысли, что она «преступница»: близкие отношения без венчания — грех. А второй решает, что Лиза — такая же, как все девушки, ничего особенного в ней нет, и уж точно «высокой романтической любви» у них не получится. Перед кульминационной сценой мы ещё не знаем, изменятся ли отношения Лизы и Эраста (или предполагаем, что изменятся, но не догадываемся как) — но уже после этого эпизода всё проясняется: былая лёгкость безвозвратно потеряна.

Ну а затем наступает развязка — и сюжетные линии Лизы и Эраста ненадолго расходятся, чтобы снова переплестись. Лиза и хотела бы сбежать с возлюбленным, но её останавливает мысль «У меня есть мать!», а Эраст принимает крайне сомнительные финансовые решения, которые ускоряют его движение к пропасти. Пересказывать финал мы не будем: знающий читатель и так его помнит, а для остальных — проигнорировавших предупреждение о спойлерах — пусть останется небольшая интрига.

Эпилога в повести нет.

«Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский

Теперь — сложный случай: роман, в котором уйма действующих лиц и не так-то просто определить количество сюжетных линий. Поскольку все персонажи как магнитом «притягиваются» к главному герою — Родиону Раскольникову, можно выделить его линию и ещё несколько парных. Получится примерно следующее:

  • •Раскольников;
  • •Раскольников & Сонечка;
  • •Раскольников & Дуня;
  • •Раскольников & Свидригайлов;
  • •Раскольников & Порфирий Петрович.

Менее значительных персонажей — таких, как, например, Лужин и Разумихин, — мы сознательно не трогаем. Отдельных сюжетных линий у них нет, т. к. за время романа они нисколько не меняются внутренне: Лужин остаётся таким же эгоистом, каким и был, а Разумихин — таким же несгибаемым оптимистом. Что же касается отношений этих персонажей с Раскольниковым, они тоже остаются статичными. Взаимная антипатия главного героя и Лужина значительно усилилась, а дружба с Разумихиным прошла испытание на прочность, но по сути ничего не поменялось.

На сей раз не будем пересказывать экспозицию романа и проговаривать завязку каждой из вышеперечисленных линий, обратимся сразу к кульминации: она-то где прячется?

На наш взгляд, логичнее всего выделить отдельные кульминации для каждого случая.

Кульминационный момент «сольной» линии Раскольникова — эпизод, когда после объяснения с Сонечкой Мармеладовой он понимает, что ему предстоит принять решение, которое поставит точку в его преступной истории (ч. 6, гл. III). Но что сделать: пойти в полицейский участок, чтобы признаться в убийстве? или сбежать куда-нибудь, где его никто не знает? или покончить с собой?

  • Кульминационный момент линии Раскольников & Сонечка — объяснение Раскольникова, которое состоялось перед вышеописанным эпизодом (ч. 5, гл. IV). В какой-то момент главный герой понимает, что должен облегчить душу, и признаётся Мармеладовой в убийстве. Здесь сложные решения принимают оба героя: Раскольников всё-таки отваживается на «исповедь», а Сонечка не прогоняет молодого человека, а наоборот, плачет от сострадания, говоря: «Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете!»
  • Кульминационный момент линии Раскольников & Дуня — расставание Дуни и Лужина (ч. 4, гл. II). В начале произведения мы не знали, как изменятся отношения непутёвого братца и его гордой сестры. Мы боимся, что она всё-таки пожертвует ради Раскольникова своей свободой — и скорее всего, горько пожалеет об этом. Но в какой-то момент Родион твёрдо решает, что не может допустить этой свадьбы, и провоцирует несостоявшегося родственника ещё больше, чем раньше — и Дуня признаётся себе и остальным, что между братом и женихом выберет первого.
  • Кульминационный момент линии Раскольников & Свидригайлов — эпизод, когда Свидригайлов запирает Дуню в пустой комнате и грозит ей револьвером (ч. 6, гл. V). Хотя Родион здесь не принимает непосредственного участия, Дуня — его сестра, и угрожая ей убийством, Свидригайлов, в каком-то смысле, покушается и на него самого.
  • Кульминационный момент линии Раскольников & Порфирий Петрович — эпизод, в котором следователь решается пойти на провокацию (ч. 6., гл. II). Порфирий Петрович твёрдо уверен, что именно Раскольников совершил преступление, но доказать это не может, поэтому идёт ва-банк:

«— Так... кто же... убил?.. — спросил он [Раскольников], не выдержав, задыхающимся голосом. Порфирий Петрович даже отшатнулся на спинку стула, точно уж так неожиданно и он был изумлен вопросом.

— Как кто убил?.. — переговорил он, точно не веря ушам своим, — да вы убили, Родион Романыч! Вы и убили-с…»

После каждой кульминации следует развязка, а потом — ещё и эпилог, из которого мы узнаём, как Раскольникову жилось на каторге. Но напряжения на этом участке текста нет. Нам, конечно, интересно, каково пришлось Родиону в Сибири, — но мы уже не особенно за него переживаем.