САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Как это работает. Что такое внутренний конфликт в литературе?

Разобраться в себе — дело непростое! Обсуждаем внутренние конфликты у героев классических произведений Пушкина, Гончарова, Шолохова, Достоевского

Внутренние конфликты у героев классических произведений Пушкина, Гончарова, Шолохова, Достоевского / godliteratury.ru
Внутренние конфликты у героев классических произведений Пушкина, Гончарова, Шолохова, Достоевского / godliteratury.ru

Текст: Ольга Лапенкова

В прошлом материале мы начали разговор о конфликте. Конфликт — это ярко выраженное противоречие между персонажами (либо между группами персонажей, либо между героем и обществом, а иногда даже — между героем и высшими силами).

Однако конфликт может быть не только внешним, но и внутренним. Он случается, если у человека есть противоречивые установки, мысли и чувства, которые мешают ему принять простое и понятное решение.

При внутреннем конфликте герой спорит сам с собой. В идеале этот спор должен помочь ему «раскрыться», лучше узнать самого себя, пересмотреть свои ценности, измениться и вырасти как личность. Но это возможно, только если персонаж принимает правильное решение — или, по крайней мере, наиболее правильное из возможных.

Однако здесь возникает «проклятый» вопрос: всегда ли мы можем со стопроцентной уверенностью сказать, что принятое кем-то решение — хорошее? «Правильность» того или иного поступка зависит от целого комплекса обстоятельств, сложившихся до момента выбора. Мы не можем судить человека, не попытавшись поставить себя на его место, — и с персонажами ситуация такая же.

Аня на распутье

Допустим, девятиклассница Аня знает, что завтра у неё намечается контрольная по русскому, и решает, что проведёт весь вечер за подготовкой. Она приходит домой и садится за учебник, но вдруг звонит одноклассница Оля и приглашает прогуляться в парке. У Ани возникает внутренний конфликт: ей хочется и хорошую оценку получить, и с подругой пообщаться. Вопрос к читателю: как Аня должна поступить?

Не зная всех подробностей, читатель скажет, что Ане нужно отказаться от прогулки и хорошенько подготовиться.

А теперь попытаемся ответить на тот же вопрос, если мы знаем, что:

  • •Аня и так учится на «отлично», причём она слишком требовательна к себе, и родители с трудом уговаривают её отдохнуть от учёбы;
  • •на прогулке Оля собирается задать Ане вопросы по поводу предстоящей контрольной;
  • •Оля — новенькая в Анином классе, поэтому ей очень важна дружеская поддержка;
  • •если девушки не будут гулять до ночи, то Аня успеет и с подругой поболтать, и уроки сделать.

Не правда ли, теперь мы склоняемся к тому, что Ане лучше подышать свежим воздухом, а учёбу немного отложить?

Поэтому, прежде чем поставить героя в затруднительное положение, авторы классических произведений вкратце рассказывают нам, что это за человек и как он дошёл до жизни такой. В первую очередь это касается эпических, драматических и лироэпических произведений (о родах литературы мы говорили вот в этой статье).

Но и в стихотворениях портрет лирического героя можно «достроить» — было бы желание. И, кстати, именно для стихотворений понятие внутреннего конфликта актуально как никогда: в той или иной мере он просматривается даже в тех строчках, которые посвящены чему-нибудь простому — например, природе. Давайте посмотрим, как это работает, на примерах.

Немного о лирике

Вы никогда не замечали, что в каком-то смысле люди видят и слышат только то, что хотят увидеть и услышать? Представьте, что небольшую группу людей запустили в гараж, забитый хламом на любой вкус. Неудивительно, что любитель музыки в первую очередь зацепится взглядом за коллекцию пластинок, спортсмен — за оставленный в углу велосипед, заядлый читатель — за книжные полки, а любитель животных — за раскиданные по полу игрушки для домашних питомцев. При этом один человек может даже не обратить внимания, что в гараже лежат вещи, которые приглянулись другому.

Более того: если человек на чём-то сосредоточен, он может не замечать ничего вокруг. В психологии это называется «слепота невнимания», и её существование было доказано на практике. Так, в 1975 году был проведён ряд экспериментов под названием «Невидимая горилла»:

Этот эксперимент проводили Дэниел Саймон и Кристофер Шабри. Они показывали ролик, где две команды, в белых и в чёрных майках, играли в мяч, и испытуемых просили посчитать количество бросков мяча. Пока шёл подсчет, в кадре через толпу играющих людей проходил человек в костюме гориллы. После просмотра ролика у испытуемых сначала уточняли число пасов, а потом аккуратно спрашивали, не заметили ли они чего-то необычного, и, наконец, выходили на вопрос о горилле. От 50 до 75 процентов людей не замечают такую подмену.

Но при чём здесь стихи и внутренний конфликт? Всё дело в том, что внимание лирического героя устроено так же, как у любого другого человека. Любуясь природой или архитектурой, он замечает только то, что хочет видеть, и наделяет неодушевлённые предметы человеческими чертами — конечно же, такими, которые важны для него самого. Вспомним программное стихотворение В. А. Жуковского «Море»:

  • ...Безмолвное море, лазурное море,
  • Открой мне глубокую тайну твою. <...>
  • Иль тянет тебя из земныя неволи
  • Далёкое, светлое небо к себе?..
  • Таинственной, сладостной полное жизни,
  • Ты чисто в присутствии чистом его: <...>
  • Ласкаешь его облака золотые
  • И радостно блещешь звездами его.
  • Когда же сбираются тёмные тучи,
  • Чтоб ясное небо отнять у тебя —
  • Ты бьёшься, ты воешь, ты волны подъемлешь,
  • Ты рвёшь и терзаешь враждебную мглу… <...>

Тысячи людей смотрят на море и ни о чём таком не думают. Им и в голову не приходит, что у природных стихий могут быть почти человеческие отношения. А вот лирический герой Жуковского уверен, что море в каком-то смысле влюблено в чистое небо — и «бунтует», когда его затягивают «тёмные тучи». Почему?

А потому, что герой, наблюдая за морем, находится в состоянии внутреннего конфликта. У него есть какая-то ценность и мечта, и он этому рад, — но что-то мешает ему быть счастливым.

Самое простое — предположить, что он ассоциирует с морем самого себя, а с небом — любимую девушку. Герой счастлив, что она есть в его жизни, и верит, что они будут вместе всегда — как две свободные стихии. Но иногда «сбираются тёмные тучи» (например, возлюбленная обижается на него), и герой тоже «взрывается». Ну а потом ему остаётся только ждать, пока все успокоятся и заживут как ни в чём не бывало.

Это, конечно, поверхностное объяснение, и вполне возможно, что дело не в боязни потерять возлюбленную, или друга, или ещё какого-то родного человека, а в чём-то более глубоком. Возможно, герой опять же ассоциирует себя с морем, а небо — это общество, которое его то принимает, то отвергает. Но, так или иначе, внутренний конфликт налицо: герой, стремящийся к тишине, покою и уюту, вынужден «отвоёвывать» то, что ему дорого.

Внутренний конфликт в эпических, драматических, лироэпических произведениях

На этой ноте «забудем» о стихах и вернёмся к более масштабным произведениям. Начиная с эпохи реализма (то есть с 1820-х гг.), героев, которые «увязли» во внутреннем конфликте, в русской литературе становится всё больше. Опять же, можно выделить несколько типов таких противоречий:

  • •конфликт между двумя желаниями/стремлениями («я хочу» и «я хочу»);
  • •конфликт между желанием и долгом («я хочу» и «я должен»);
  • •конфликт между двумя типами долга (например, между служебным долгом и совестью).

Конфликт между двумя желаниями

Этот конфликт редко встречается в классической литературе, потому что в большинстве случаев выбор между двумя «хочу» не оборачивается трагическими последствиями. Например, если мы приходим в кафе и видим там много замечательных блюд, мы безо всякой драмы выбираем одно. В конце концов, ничто не мешает вернуться через недельку-другую и попробовать что-нибудь новенькое.

Однако иногда герой не понимает, чего хочет, потому что он недостаточно знаком с самим собой. Это происходит, например, в романе И. А. Гончарова «Обломов». Главный герой днями напролёт мечтает вернуться в родное гнездо. Но он ничего не делает для того, чтобы его желание исполнилось… Может, ему не очень-то и хочется уезжать в Обломовку?

Но вот стараниями лучшего друга, Андрея Штольца, герой знакомится с умницей и красавицей — Ольгой Ильинской. И опять же, он хочет, очень хочет быть с ней всегда! Но почему он не делает предложение руки и сердца?

Всё дело в том, что два желания — вернуться в Обломовку и жениться на Ольге — вступают в неразрешимое противоречие. Главный герой понимает, что его возлюбленная — не из тех людей, которые готовы провести всю жизнь в глуши. Значит, приходится выбирать: либо родной дом, либо любимая женщина. Но Обломов понимает: что бы он ни выбрал, это будет предательством собственных мечтаний и идеалов.

Конфликт между желанием и долгом

Если выбрать из двух желаний более-менее просто, то выбрать между желанием и долгом — это уже сложнее. А поскольку у литературных героев, в подавляющем большинстве, возникает не просто желание, а самая настоящая страсть, то внутренняя борьба разгорается не на шутку.

Иногда побеждает желание — и всё заканчивается хорошо. Это происходит, например, в повести А. С. Пушкина «Метель», где влюблённая барышня убегает венчаться против воли родителей. Сначала, конечно, ей приходится несладко, но хеппи-энду позавидовал бы любой голливудский сценарист.

Иногда побеждает долг — и всё тоже заканчивается хорошо. Здесь можно вспомнить Андрея Соколова из рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека», который не предал Родину и свои моральные принципы, даже оказавшись в немецком плену.

Иногда побеждает желание — и всё заканчивается плохо. В эту категорию попадают практически все произведения о влюблённых, которые бросаются в омут чувств и нарушают родительские и религиозные запреты (кроме, опять же, «Метели»). Это «Бедная Лиза», «Гроза», «Лёгкое дыхание», отдельные сюжетные линии в «Герое нашего времени», «Войне и мире», «Тихом Доне» и ещё сотнях подобных произведений.

Наконец, иногда побеждает долг — и всё тоже заканчивается плохо. Эту тему больше всего любил, пожалуй, А. П. Чехов: об этом и «Человек в футляре», и «О любви», и даже, в какой-то степени, «Толстый и тонкий» и «Смерть чиновника».

Всё зависит от того, какие у кого желания — и какой долг.

Конфликт между двумя типами долга

Этот тип внутреннего конфликта — пожалуй, самый напряжённый из всех. Что делать, если долг перед родными требует от тебя одного, а перед страной или совестью — совсем другого? Как быть, если предстоит сделать выбор, после которого (что бы ты ни предпочёл) ты годами не сможешь себя простить?

Самый яркий пример человека, который вынужден выбирать между долгом и долгом, — Сонечка Мармеладова из романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Чтобы прокормить семью — вечно пьющего отца, тяжело больную мачеху и сводных сестёр и брата, этой глубоко верующей девушке приходится торговать своей честью. Вырваться из этого заколдованного круга человек зачастую не может: ему остаётся только ждать, когда часть проблем уйдёт сама собой.