Текст: Ольга Лапенкова
Нынешняя наша героиня — Лизанька, любимая служанка, а по сути лучшая подружка Софьи Фамусовой — жизнь своей госпоже не спасала. Зато она легко могла бы спасти её репутацию (а в XIX веке жизнь и репутация ценились практически одинаково). Но не сделала этого, причём из самых добрых побуждений.
Благими намерениями…
Напомним, что действие комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» разворачивается в 1820-х гг.: совсем недавно завершилась война с Наполеоном Бонапартом, а русская знать как преклонялась передо всем французским, так и продолжает это делать. И в том числе в моде у молодых дворян, а особенно у дворянок, — любовные романы, которые призваны донести до читательниц простейшую мысль: «Не бойтесь искренних чувств!»
Для начала XIX века эта мысль — не только новая, но и чрезвычайно опасная. Ведь девушки из высшего общества должны выходить замуж только по благословению родителей. А родители — люди непредсказуемые: они могут и одобрить «сердечное желание» дочери, а могут услать девушку куда-нибудь в глушь. Чтобы уж точно обошлось без переписки, тайных встреч, а то и чего похуже.
И тогда влюблённых может соединить только чудо (как это произошло в повести А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка».)
Современный читатель не понимает, почему высшее общество с таким трепетом следило за личной жизнью молодых дворян и дворянок. Ну, понравились друг другу парень и девушка — кому какое дело? Вот только в XIX веке тайная переписка между юношей и барышней, или невинная прогулка в саду, или, тем более, разговор наедине в закрытой комнате — всё это считалось несмываемым пятном на дворянской чести. И если выяснялось, что влюблённые встречаются, не будучи «официальными» женихом и невестой, — у-у-у… Скандал разгорался страшенный. На семью, где такое произошло, ставили невидимую «чёрную метку». Заводить близкие отношения — и неважно, романтические, дружеские или деловые — с членами подобного семейства становилось опасно для репутации.
В провинции с соблюдением этих традиций было попроще. Так, в «Евгении Онегине» Владимир постоянно гуляет под ручку с Ольгой, и никто особенно не возмущается. Но, во-первых, Ленские и Ларины к тому моменту знают друг друга тысячу лет и задушевно дружат; во-вторых, Владимир уже планирует свадьбу.
Но вот у Софьи Фамусовой из «Горя от ума» в начале комедии всё складывается из рук вон плохо. Во-первых, живёт она не в глуши, а ни много ни мало — в центре Москвы. Во-вторых, её избранник, некто Алексей Степанович Молчалин, отцу Софьи видится человеком второго сорта. Павел Афанасьевич Фамусов по доброте душевной «пригрел» юношу, выделил ему комнату у себя в имении и назначил секретарём, хотя работник из Молчалина, прямо скажем, неважный. Да и по всем остальным критериям Алексей Степанович ну никак не устраивает Фамусова как потенциальный родственник. И вот в такого-то человека влюбляется Софья… И не просто влюбляется, а сама делает первый шаг и «закручивает» роман! И более того — разрешает Молчалину приходить к ней в комнату! Когда она там совсем одна, даже без служанки! И — даже вымолвить страшно — ночью!!!
Если о таком узнала «приличная» общественность, то замуж бы Софью никто не взял. А остаться одинокой — это для чести девушки в XIX веке был удар не меньший, чем для молодого человека — отказаться от вызова на дуэль.
Однако ситуация, и так взрывоопасная, осложняется поведением Молчалина. Оказывается, он никакой привязанности к Софье не испытывает, а просто притворяется влюблённым. Потому что боится разозлить девушку. Знает, что Софья — дама с характером: может, чего доброго, и Павлу Афанасьевичу чего-нибудь наговорить. Мол, дорогой папенька, господин Молчалин на меня странно смотрит, так что не могли бы Вы его, ну, это... вернуть откуда взяли.
Молчалину, который только-только начал строить карьеру, таких сюрпризов не нужно. И вот ходит Алексей Степанович по фамусовскому особняку, таскает туда-сюда ненужные бумаги, а сам засматривается, но не на Софью, а на её служанку Лизу.
- Молчалин
- Весёлое созданье ты! живое!
- Лиза
- Прошу пустить, и без меня вас двое.
- Молчалин
- Какое личико твоё!
- Как я тебя люблю!
- Лиза
- А барышню?
- Молчалин
- Её
- По должности, тебя...
- (Хочет ее обнять.)
- Лиза
- От скуки.
- Прошу подальше руки!
- Молчалин
- Есть у меня вещицы три:
- Есть туалет, прехитрая работа —
- Снаружи зеркальцо, и зеркальцо внутри,
- Кругом всё прорезь, позолота;
- Подушечка, из бисера узор;
- И перламутровый прибор —
- Игольничек и ножинки, как милы!
- Жемчужинки, растертые в белилы!
- Помада есть для губ, и для других причин,
- С духами скляночка: резеда и жасмин.
- Лиза
- Вы знаете, что я не льщусь на интересы;
- Скажите лучше, почему
- Вы с барышней скромны, а с горнишной повесы?
Казалось бы: чего стоило Лизаньке рассказать обо всём госпоже? Ну, поубивалась бы Софья пару недель. Ну, наговорила бы, действительно, чего-нибудь папеньке, а тот бы выгнал Молчалина. Но жить-то стало бы лучше и веселее. И — кто знает? — может, даже с Чацким у Софьи что-нибудь получилось…
Но Лиза молчит. И сама не замечает, как своим ничегонеделанием усугубляет ситуацию. Но почему?
Расклад номер раз
Первый вариант ответа лежит на поверхности. Будучи не только служанкой, но и лучшей подругой Софьи, Лиза просто не хочет расстраивать барышню. Умом она, скорее всего, понимает, что лучше бы госпоже поскорее завершить этот недороман. Но Лизанька — девушка добрая, трепетная, ранимая… и, кстати, сама — тоже влюблённая. Помните, какая реплика следует после сцены, которую мы процитировали выше?
- Лиза
- Ну! люди в здешней стороне!
- Она к нему, а он ко мне,
- А я... одна лишь я любви до смерти трушу, —
- А как не полюбить буфетчика Петрушу!
Думается, Лиза не хотела бы узнать, что буфетчик Петруша ухлёстывает за кем-то ещё. Ведь пока мы чего-то не знаем, этого как бы и существует. Пока Софья не в курсе, что Молчалин ей неверен, у неё есть надежда на счастливое будущее. На то, что как-нибудь так сложится, что Павел Афанасьевич благословит молодую чету. Возможно, Молчалин получит огромное наследство, или внезапно окажется родственником важной персоны, или совершит подвиг во славу государя императора… Да мало ли что может произойти! (Особенно в французских романах.)
В общем, пока Софья не знает о неверности Молчалина — она счастлива. И вполне возможно, что Лиза каждый день уговаривает себя рассказать обо всём госпоже, но не осмеливается разбить ей сердце. И откладывает признание на завтра. И снова на завтра. И снова...
Если всё так, мы можем осуждать Лизаньку сколько угодно. Но задумайся, дорогой читатель: а смог бы ты сам преподнести подобные новости другу, который только и говорит, что о своей прекрасной даме?
Расклад номер два
Однако есть и второй вариант ответа. Он несколько сложнее, потому что касается не только «обыкновенных» отношений между людьми, но и социального неравенства.
Несмотря на то, что дружба между Софьей и Лизой установилась самая нежная, они всё-таки находятся на принципиально разных ступенях социальной лестницы. Софья — дворянка, единственная дочь богатейшего и всеми уважаемого московского чиновника, «управляющего в казённом месте». Другими словами, мир лежит у её ног. А Лизанька — крепостная крестьянка, бесправная, совершенно беззащитная.
Да, сегодня Лизанька — задушевная подружка одной из самых видных московских невест. Будучи крестьянкой, она живёт в городе, а не в деревне, и круг обязанностей у неё более чем скромный. Ей не нужно ухаживать за домашним скотом и птицей; по десять часов кряду потеть на поле, собирая урожай; гнуть спину и ломать глаза перед веретеном… В общем, вести такой образ жизни, который современный человек посчитал бы самоубийством. Да, сегодня в обязанности Лизаньки входит только следить, как бы Фамусов не застал Молчалина в комнате у дочери. Но это сегодня. А завтра?
Лизанька — девушка неглупая. И она понимает, что её судьба вполне может сложиться так же, как у героини стихотворения Н. А. Некрасова «В дороге» (1845). Помните, там ямщик жалуется, как в прямом смысле слова погибает от горя его жена — крепостная крестьянка, когда-то бывшая такой же подружкой у своей госпожи?
- ...Слышь ты, смолоду, сударь, она
- В барском доме была учена
- Вместе с барышней разным наукам,
- Понимаешь-ста, шить и вязать,
- На варгане играть и читать —
- Всем дворянским манерам и штукам.
- Одевалась не то, что у нас
- На селе сарафанницы наши,
- А, примерно представить, в атлас;
- Ела вдоволь и мёду и каши.
- <...>
Но потом «вышла замуж господскую дочь», уехала, а подружку с собой не взяла. И пришлось героине стихотворения обучаться премудростям жизни в деревне. Вот только ямщик понимает, что привыкнуть ко всей это жести она не сможет никогда.
- ...При чужих и туда и сюда,
- А украдкой ревёт, как шальная…
- Погубили её господа,
- А была бы бабёнка лихая!
- На какой-то патрет всё глядит
- Да читает какую-то книжку…
- Инда страх меня, слышь ты, щемит,
- Что погубит она и сынишку:
- Учит грамоте, моет, стрижёт,
- Словно барченка, каждый день чешет,
- Бить не бьет — бить и мне не даёт…
- Да недолго пострела потешит!
- Слышь, как щепка худа и бледна,
- Ходит, тоись, совсем через силу,
- В день двух ложек не съест толокна —
- Чай, свалим через месяц в могилу… <...>
Так что вполне возможно, что Лиза — сама себе в этом не признаваясь! — молчит, чтобы не разозлить барыню. Ведь непонятно, как Софья на такие новости отреагирует. Может, она разозлится не только на неверного возлюбленного, но и на лучшую подругу. И велит папеньке выгнать из дому не одного, а двоих…
Лизе таких сюрпризов тоже не нужно. Тем более что ей остаться без покровительства Софьи страшнее, чем Молчалину. Ведь Алексея Степановича никто в деревню не увезёт, ходить за плугом и доить корову не заставит. А Лизу — вполне может быть.