Текст: Ольга Лапенков
- •«Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека»;
- •«Семья, общество, Отечество в жизни человека»;
- •«Природа и культура в жизни человека».
Внутри каждого из этих блоков будет ещё по три-четыре направления. Итого получается одиннадцать направлений — и, соответственно, одиннадцать тем. Точные темы никто заранее не озвучивает (их отбирают из так называемого закрытого банка), а вот направления нам известны. И сегодня мы разбираем первое из них — «Внутренний мир человека и его личностные качества».
Это направление уже встречалось на итоговом сочинении-2022. В прошлом учебном году мы старательно разбирались, каких размышлений ждут от ребят педагоги, которые будут проверять выпускные работы. В этот раз мы сосредоточимся не на теории, а на практике: «выудим» из закрытого банка подходящие темы, отыщем варианты эпиграфов — и вспомним, из каких частей должна состоять «идеальная» работа.
Возможные темы итогового сочинения
В прошлом году мы уже приводили примерный список тем по направлению «Внутренний мир человека и его личностные качества». Однако стоит отметить и другие возможные варианты, например:
- •Важно ли человеку самому выбрать свой жизненный путь?
- •Что можно и нужно побеждать в самом себе?
- •Какую роль в судьбе человека может сыграть самолюбие?
- •Что делает человека подлинно счастливым?
- •Ради чего стоит жить?
Варианты эпиграфов для итогового сочинения
Хороший способ начать сочинение — надписать в правом углу листа цитату выдающегося человека. Эта фраза называется эпиграфом, и она прямо или косвенно указывает на основную мысль, которую будет доказывать автор выпускной работы. К сочинению о внутреннем мире человека, его ценностях и приоритетах подойдут вот такие высказывания:
- •«Наш жизненный путь усеян обломками того, чем мы начинали быть и чем мы могли бы сделаться». Анри Бергсон
- •«В этом мире нет ни счастья, ни несчастья, то и другое постигается лишь в сравнении». Александр Дюма
- •«В чём счастье?..
- В жизненном пути
- Куда твой долг велит — идти,
- Врагов не знать, преград не мерить,
- Любить, надеяться и — верить».
- А. Н. Майков
Композиция итогового сочинения
«Идеальное» итоговое сочинение состоит из четырёх абзацев, причём в конце каждого из них прописан один и тот же тезис — но, конечно, разными словами. Вот какой композиции рекомендуется придерживаться при работе над декабрьским сочинением:
- •1 абзац. Введение. Небольшое размышление на заданную тему + тезис, т. е. основная мысль, которую нужно будет доказать на примерах из художественной литературы.
- •2 абзац. Первый абзац основной части. Имя автора № 1, название произведения № 1, краткий пересказ ключевого эпизода либо всего произведения, вывод (повтор тезиса другими словами).
- •3 абзац. Второй абзац основной части. Имя автора № 2, название произведения № 2, краткий пересказ ключевого эпизода или всего произведения, вывод (повтор тезиса другими словами).
- •4 абзац. Заключение. Развёрнутый (2–4 предложения) повтор тезиса.
Посмотрим, как может выглядеть работа, написанная по всем правилам.
Пример итогового сочинения по направлению «Внутренний мир человека и его личностные качества»
Ради чего стоит жить?
Рано или поздно каждый задумывается, ради чего стоит жить. Мы становимся старше и понимаем, что перед нами открыто множество дорог. Но какую выбрать, чтобы спустя много лет не жалеть об упущенных возможностях? К сожалению или к счастью, однозначного ответа не существует. Всё зависит от личностных качеств, интересов и талантов каждого человека. Главное — честно спросить у самого себя: «Чему я готов посвятить если не всю оставшуюся жизнь, то, по крайней мере, много-много грядущих лет?» Но вот что особенно важно: чтобы не разочароваться, человек должен убедиться, что выбранное занятие не принесёт вреда ни окружающим, ни ему самому. Смыслом жизни может быть только такое дело, которое ведёт к процветанию, а не к разрушению.
Вспомним роман А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Главный герой, Пётр Гринёв, долгое время не задумывался, ради чего стоит жить. До шестнадцати лет он «жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками». Затем он понадеялся, что его примут на военную службу в Петербург, где солдаты были заняты не столько тренировками, сколько светскими развлечениями. Однако, отправившись в Белогорскую крепость и столкнувшись с настоящей угрозой — повстанцами во главе с Емельяном Пугачёвым, — Гринёв обрёл смысл жизни. Молодой человек понял, что хочет служить Отечеству, и проявил на этом пути редкое мужество. На примере Петра Гринёва А. С. Пушкин показывает: понять, ради чего стоит жить, бывает нелегко. Но если человек выберет поистине благородное дело и отдаст ему все силы, то он никогда не пожалеет о своём решении.
Не менее сложный выбор сделала в романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир» одна из главных героинь — Наташа Ростова. Будучи шестнадцатилетней девушкой, она не вполне понимала, чего хочет.
Несмотря на то, что Наташа была счастлива получить предложение руки и сердца от Андрея Болконского, она не сохранила верности жениху, поддалась на уговоры Анатоля Курагина и едва не сбежала с новым возлюбленным из дому. Юная Ростова считала, что смысл жизни — в том, чтобы следовать зову страсти. Но впоследствии Наташа осознала, что готова посвятить себя семье: мужу и детям. Так и произошло: выйдя замуж за Пьера Безухова, Наташа обрела истинное счастье. Как и Пётр Гринёв из романа А. С. Пушкина, эта героиня не сразу поняла, ради чего стоит жить. Но затем нашла себя, и её труд приносил пользу, радость и вдохновение как близким людям, так и ей самой.
Итак, каждый выбирает смысл жизни самостоятельно. Иногда на этом пути мы допускаем серьёзные ошибки, но это вполне естественно: людей, которые всё и всегда делают правильно, не существует. Главное — помнить, что смыслом жизни может быть только такое дело, которое призвано приносить благо обществу.