САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Изменения в ЕГЭ-2025 по литературе: триумфальное возвращение золотого трио

ФИПИ опубликовал проект ЕГЭ по литературе 2025: в КИМах произошли заметные изменения

Фото: freepik
Фото: freepik

Текст: Татьяна Шипилова

Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) подготовил и опубликовал документ, в котором собрал все изменения, которые предполагаются в следующем учебном году. Мы уже писали про изменения в ОГЭ по русскому языку и литературе. Теперь очередь дошла до ЕГЭ. Опубликован проект демоверсии экзамена 2025 года, и он содержит существенные изменения.

Начнем с самого главного. В прошлом году изменения в ЕГЭ по литературе вызвали большой резонанс: из основной программы убрали Жуковского, Грибоедова, Пушкина, Лермонтова, Гоголя. Чуть позже этот резонанс подправили, введя в 5-м задании на сопоставление ограничение, которое подразумевало, что обращаться нужно к текстам XVIII – первой половины XIX в. Учительское сообщество поначалу чуть остыло, но потом обнаружились новые проблемы, с которыми столкнулись уже на самом экзамене. Оказалось, что школьники, даже усердно готовящиеся к экзамену по литературе, очень плохо ориентируются во временных рамках: для них что век XVIII, что век XX – все одно. Из-за этого посыпались обнуления в 5 задании, что привело к потере 39 вторичных баллов на экзамене. Понятно, что подобная ситуация практически убивает шансы поступления на бюджет.

Вряд ли ФИПИ, формируя новые изменения, ориентировались на школьников, но все же теперь перепутать век будет невозможно: подобные ограничения убрали вовсе. Зато ввели новые. Теперь 5-е задание на сопоставление выглядит так:

Опираясь на приведённый фрагмент, сопоставьте образ Наташи с образом Татьяны Лариной из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». В чём различие натур двух героинь, проявляющееся в их взаимоотношениях с родными?

Что из этого исходит? Что теперь однозначно нужно изучать всю программу, начиная класса с 7, потому что попросить сопоставить могут абсолютно с любым персонажем русской литературы – со Скотининым, Печориным, Хлестаковым и т.д., и т.п. С этой точки зрения, как мне кажется, экзамен стал сложнее: раньше можно было самому выбрать текст, который сдающий хорошо помнил и в котором хорошо ориентировался; теперь же никого не волнует, кто что помнит, дано сопоставления – будь добр сопоставляй. С другой стороны, на самом экзамене теперь вообще даже думать не надо, с кем сравнивать – все уже подумали за тебя.

Но честно признаюсь, я, как преподаватель литературы, очень рада, что в кодификатор ЕГЭ вернулись все самые важные имена и тексты:

Соответственно, в 10-м задании тоже убрали ограничение по временному периоду, теперь оно звучит так:

Назовите стихотворение отечественного или зарубежного поэта (с указанием автора), в котором звучат размышления о поэтическом творчестве. Сопоставьте выбранное Вами произведение со стихотворением Д.С. Самойлова в указанном в инструкции направлении анализа.

Ну, в принципе, вернулись к версии 2023 года, это, как видим, оказался самый оптимальный вариант.

НО кое-что добавилось в критерии оценивания задания 10. Теперь если названо:

  • произведение того же автора, которому принадлежит предложенный текст;
  • неопубликованное произведение;
  • произведение со спорной принадлежностью к художественной литературе,

по всем критериям оценивания ответа выставляется 0 баллов. Здесь сработала та же самая идея, что и в случае с комиксами / фанфиками / играми в ОГЭ по русскому: привлекать к анализу нужно все же стихотворение с явными художественными достоинствами, а не любой вычитанный в интернете текст.

Во-втором блоке также внесены изменения в задание 8: увеличено количество тропов, из которых нужно выбирать имеющиеся в стихотворении с 5 до 7. В документе об изменениях еще сказано, что в 8-м задании «расширен перечень художественных средств и приёмов» (судя по всему, добавили только «общеупотребительная лексика», «вечные вопросы»). Но, как мне кажется, это не сильно усложняет или упрощает ситуацию: в этом задании и так часто путались, так что существенно что-то вряд ли изменится.

В темах задания 11 тоже наблюдаются изменения:

– в теме 11.1 формулировка может затрагивать произведения из программы основной школы, т.е. от «Слова о полку Игореве» до авторов XVIII – первой половины XIX в. (до Гоголя, в общем);

– тема 11.2 сейчас выглядит как-то странновато из-за временного промежутка, но сама по себе предполагает широкий выбор материала: «Тема солдатского подвига в прозе о Великой Отечественной войне (На примере одного-двух произведений)» (внимание на слово «проза»(!), т.к. были случаи, когда сдающие обращались не к тому роду литературы и вместо прозы брали стихотворное произведение – т.е. «Василий Тёркин» для выполнения этого задания не подходит);

– темы 11.2, 11.3 и 11.5 подразумевают обращение к литературе второй половины XIX в. – XXI в.; тема 11.4 подразумевает обращение к текстам произведений разных эпох (XVIII–XX вв.);

– одна из тем 11.1–11.3 будет носить дискуссионный характер (в демоверсии это выглядит так: «Существует несколько трактовок образа Луки из пьесы М. Горького «На дне»: от обманщика, жулика до философа-гуманиста. Какой точки зрения Вы придерживаетесь?»). Но пока по этому поводу переживать сильно не стоит, так как в прошлом году тоже обещали в 11.1 сделать темы с цитатами из других произведений, а в итоге ничего подобного так и не появилось, так что нужно дождаться утвержденного проекта в ноябре и вариантов, которые появятся в банке заданий ФИПИ.

Есть изменения и в критериях оценивания:

– теперь в заданиях 4, 5, 9, 10 по последнему критерию «Логичность, соблюдение речевых и грамматических норм» потерять один балл можно суммарно за 2 ошибки любого вида (раньше допускалось по 1 ошибке каждого вида, т.е. суммарно можно было допустить 3 ошибки), что с одной стороны усложняет процесс написания ответа, а с другой – упрощает: раньше, допустим, за две грамматические этот критерий просто обнулялся, теперь же если в ответе случились две грамматические ошибки, а в остальном все хорошо, прекрасная маркиза, то по крайней мере 1 балл спасен;

– а вот в 11 задании (сочинение) кое-какие поблажки очень значительны:

- по К3 «Опора на теоретико-литературные понятия» теперь можно использовать не только литературоведческие термины для анализа, но и термины искусствоведения, если тема сочинения нацеливает на их использование, т.е. в теме 11.5, где предусматривается синтез искусств, диапазон разрешенной терминологической базы расширен;

- по К6 «Соблюдение орфографических норм» теперь без потери балла можно допустить аж целых 4 ошибки;

- по К7 «Соблюдение пунктуационных норм» та же картина: без потери балла можно допустить тоже целых 4 ошибки.

А, и ещё: в список обязательных к прочтению текстов, которые могут попасться в заданиях первого блока, пополнение – «Молодая гвардия» А. А. Фадеева. Выбор, мягко говоря, спорный, но имеем что имеем.

В общем, как-то так.