Текст: Людмила Прохорова
«Литературные премии России: двигатель литпроцесса или ярмарка тщеславия?» — так назвалась дискуссия, участие в которой приняли директор премий «Большая книга» и «Лицей» Татьяна Восковская, руководитель отдела удержания департамента развития контента «ЛитРес» Наталья Куприянова, руководитель партнёрских проектов ИГ «Эксмо-АСТ», куратор премии «Эксмо.Дебют», член оргкомитета премии «Русский детектив» и «Здравомыслие» Ольга Прохорова, руководитель Премии им. А.Б. Чаковского «Гипертекст», директор Всероссийского открытого фестиваля молодых поэтов «Мцыри» Александр Чистяков и соучредитель премии «Новые Горизонты» Сергей Шикарев. Модератором выступил Евгений Харитонов, руководитель литературных проектов РГБМ, куратор Всероссийской «Премии Читателя», объявление лауреатов 2024 года которой состоялось сразу после дискуссии.
Вначале участники встречи коротко представили «свои» проекты. Однако Евгений Харитонов попросил их не пересказывать основные пункты положений о премиях, но отмечать их миссии. Татьяна Восковская сказала, что видит цель «Большой книги» в том, чтобы каждый год определять те три произведения, которые обязательны к прочтению в следующие шесть месяцев после объявления победителей. Почему шесть месяцев? Потому что после появится уже новый список финалистов, на которых стоит обратить внимание. Миссия «Лицея» — найти, открыть миру и поощрить молодых талантливых прозаиков и поэтов и дать им максимум внимания со стороны профессионального сообщества и читателей.
Сергей Шикарев поделился тем, что «Новые горизонты» призваны помогать находить выход из той ситуации, в которой находится фантастика неформатная, интеллектуальная: для одних премиальных институций она слишком «фантастичная» и жанровая, а для других — слишком отходящая от жанра. Кроме того, он поделился хорошей новостью, что при поддержке «Росатома» создана новая литературная премия за научно-фантастические произведения, ответственным секретарем которой он стал. Новая премия получила название «История Будущего» и солидный призовой фонд в 5 млн рублей.
Ольга Прохорова отметила, что представляет на этой встрече «нишевые премии», но «они двигают литературный процесс». Так, премия «Русский детектив» открывает для читателей новые имена, отвечает на вопрос, а что хорошего еще можно почитать, кроме Марининой, Донцовой и Устиновой. «Наши гранд-дамы уже даже не становятся победителями, вперед выдвигаются новые молодые авторы», — заметила Прохорова и рассказала также о премии «Здравомыслие», которая родилась вместе с трендом на здоровый образ жизни. «Многие российские врачи стали тоже писать книги, хотя раньше этим занимались больше зарубежные специалисты», — поделилась она.
Евгений Харитонов закинул тему: «Премии, как мне кажется, это не только борьба писателей за призы и издателей, сколько за читателей...».
— Есть премии поощрительные, например, наша узкоспециальная премия «Золотое звено», которую «Литературная газета» вручает совместно с «РЖД» за произведения на тему железнодорожных путешествий. И это нормально, — отметил Александр Чистяков. — А есть премии, которые ориентированы на читателей...
«Мне кажется, что главная цель премий — это поиск, — поделилась Наталья Куприянова. — Поиск и отбор произведений.
— Как говорит мой муж, любая женщина любую тему переводит на себя, — пошутила Татьяна Восковская. — Вот я тоже читатель, но это не значит, что я читаю только что-то одно, я читаю то, что мне нравится. И я ориентирую на списки премий, на мнения критиков. Премии между собой тут не соревнуются. Больше премий хороших и разных! Не существует конкуренции между премиями.
Сергей Шикарев подошел к ответу с прагматической стороны: «Премии пытаются выстроить иерархию текстов, то, с чем критика сейчас, увы, не справляется».
В конце встречи все сошлись во мнении, что с какой стороны ни посмотри, а премии «работают», но, добавила Татьяна Восковская, «чудеса делают читатели, не премии, поэтому читайте книги».