Текст: Денис Краснов.
Столь представительная конференция состоялась второй год подряд. Если в 2024-м она прошла в рамках Национальной литературной премии «Слово», то на этот раз Союз писателей России (СПР) решил вывести «Большой стиль» на авансцену, существенно расширив программу и состав участников. И это отнюдь не случайно: формирующееся вокруг «Большого стиля» сообщество начинает осознавать себя как мощную силу, способную влиять на литературный процесс в соработничестве с государством.
(Со статьями конференции "Большой стиль"можно ознакомиться из сборника - 2024: https://disk.yandex.ru/i/-5nyBqQGUeYSgA)
Как отметил Андрей Тимофеев, руководитель проектного офиса СПР, в рамках «Большого стиля» создаётся «сообщество тех, кому важно русское слово»:
"Это наша совместная попытка поговорить о ключевых проблемах литературы и общества: государственном заказе, современных писателях первого ряда, критериях качественного подстрочника, методиках работы в литобъединениях. Вместе это сообщество готово решать задачи по-настоящему масштабные и формировать литпроцесс, достойный масштабов эпохи".
Андрей Тимофеев, руководитель проектного офиса СПР Фото: СПР
Значимость конференции подчёркивалась присутствием высокопоставленных лиц: на церемонии открытия выступили помощник президента России, глава СПР Владимир Мединский, президент Российского книжного союза Сергей Степашин и заместитель министра культуры России Сергей Першин. Министерство культуры, кстати, представило собравшимся увесистое, 550-страничное издание «Главные темы России: 2025. Каталог актуальных тем, значимых дат и историй для художественного осмысления». Этот компендиум, находящийся в свободном доступе на сайте ведомства, содержит более 1350 идей, поступивших от 46 федеральных органов власти и 89 регионов России. И всё это – в помощь литераторам, режиссёрам и представителям других творческих профессий, способных найти «смычку» с государственным запросом на постижение и воплощение тех или иных сюжетов истории и современности.
Как считает профессор Донецкого государственного университета Александр Кораблёв, наметившийся поворот властей к людям творческого труда вызывает определённый оптимизм:
«Когда государство обращает внимание на какую-нибудь гуманитарную проблему, привычно возникает двоякое ожидание: радостное (наконец-то!) и тревожное (не вышло бы хуже!). Конференция "Большой стиль" – и первая, и особенно вторая – вызывает осторожную надежду, что на этот раз реорганизация литературных объединений в единый союз приведёт к более творческим результатам, чем это было в прошлом веке. Потому что много обнадёживающих моментов: креативный подход ко всему, что требует решения, быстрая и адекватная реакция на перспективные идеи, привлечение к работе интересных, думающих, разносторонних, принципиальных личностей. Надежда – это уже немалый результат».
Писатель и литературный критик Михаил Гундарин также обратил внимание на особую роль государства как системообразующего фактора в литературе и культуре в целом:
«Идея поиска пути к превращению литературы в важный социальный фактор, фабрику смыслов и общественных идеалов (а именно в этом корень понятия "Большого стиля") находит всё больше приверженцев. Причем во многих регионах нашей страны. Именно региональный компонент в этом году был самым важным: действительно, как здорово, если вдруг возникает искра взаимопонимания между коллегами, например, из Пятигорска и Барнаула, впервые видящими друг друга! А вслед за этим идея их совместного проекта... Такого было немало. Охват получился широким и в тематическом плане, и в плане методологическом. При этом отрадно было наблюдать единство в главном: на "Большом стиле" собрались настоящие патриоты, для которых, при всех различиях, очевидна ведущая роль государства в формировании социокультурного ландшафта. И литература тут должна идти с государством рука об руку».
Профессор Кубанского государственного университета Алексей Татаринов полагает, что вызванные «Большим стилем» надежды должны получать конкретное практическое воплощение:
«Если принимать "Большой стиль" как протяжённость, всё очень здорово: второй год подряд состоялась конференция – и научная, и практическая, и литературно-критическая. Прообраз будущих побед уже есть. Впрочем, сами победы впереди. Меня же интересует и кое-что другое – "Большой стиль" как ударная группа Союза писателей, превращающая теорию в практику, литературу ограниченного действия – в народную словесность. Вот над этим и собираюсь продолжить работу. Потому что самое опасное для литераторов и филологов – собраться, потом разойтись и уснуть до следующего вызова в своих "горизонтальных" делах. С "Большим стилем" всё просто: или он будет агрессивно расширяться, или станет скромным памятником серьёзным надеждам».
Одним из ощутимых итогов прошлогоднего «Большого стиля» стал выход не только сборника докладов и статей (очень, к слову, качественных и информативных), но и двух научных пособий, позволяющих расширить контекст изучения литературы и развить диалог различных школ литературоведения. Одна из этих книг представляет Донецкую филологическую школу, связанную с именами таких видных учёных, как Михаил Гиршман, Владимир Фёдоров и Александр Кораблёв.
(Сборник статей, исследований в области словесности: "Донецкая филологическая школа" (Ред.-сост. Кораблёв А.А): https://disk.yandex.ru/i/048s0ZLoTF7lJQ)
Другое пособие развивает авторскую методологию «персоноцентрического литературоведения» профессора Московского государственного университета технологий и управления имени К.Г. Разумовского (ПКУ) Анатолия Андреева.
(Филологические материалы "Школа персоноцентрического литературоведения" (А.Н. Андреев): https://disk.yandex.ru/i/zajyz5dKPJucFw)
По итогам «Большого стиля 2025» Анатолий Андреев выделил презентации участников по теме «Современный писатель "первого ряда": взгляд критиков, учёных и блогеров»:
«Было очень живо, были горячие дискуссии. Главное, сама номинация "писатель первого ряда" вызвала неожиданно повышенный интерес. На мой взгляд, писателем первого ряда, да и вообще лучшим писателем современной России является Захар Прилепин. Надеемся, в следующем году подобного рода живые обсуждения реальных проблем литературного процесса будут востребованы в первую очередь».
Кроме Прилепина, в числе «писателей первого ряда» назывались и другие авторы, в том числе такие разнокалиберные фигуры, как Михаил Елизаров, Дарья Бобылёва, Светлана Кекова, Анна Джейн, Софья Няч (Игла) и Владимир Крупин, победивший в этой номинации в прошлом году.
На этот раз голосование не проводилось, но разброс мнений только подогревал развернувшуюся дискуссию.
Это, в частности, отметила саратовская писательница Екатерина Иванова (Федорчук), «защищавшая» поэтессу Светлану Кекову:
«Конференция "Большой стиль" стала пространством острой дискуссии, а иногда и жёсткой полемики. И не вопреки этому, а именно поэтому в процессе работы сложилось живое сообщество литераторов и литературоведов, появился единый контекст, внутри которого оказался возможен подлинный творческий диалог. Здесь собрались те, кто любят слово и дорожат истиной, стремятся к правде. Мне кажется, что искреннее стремление к правде, пусть даже мы по-разному её понимаем, может объединить писательское сообщество гораздо лучше, чем любые административные инструменты. Так что же такое "Большой стиль"? Большой стиль – это не данность, а интенция, если угодно – мечта. Но это правильная мечта, порождённая желанием быть причастным к чему-то важному, ценному, подлинному. Должен ли он быть монументальным? Не факт. Станет ли он реальностью? Сложно сказать, это зависит от многих факторов».
Литературный критик, филолог Иван Родионов также подчеркнул значение человеческого измерения «Большого стиля»:
«Важных целей было как минимум две – выработка принципов и стратегий того самого "Большого стиля" и живое, непосредственное обсуждение текущего литпроцесса. Первое – дело больше для литературоведов, теоретиков литературы, преподавателей; часть мероприятий была заточена именно под них. А второе – дело важное и нужное: у нас банально почти нет мероприятий, где можно обсудить с коллегами важные литературные дела вживую, лицом к лицу. И получается, что для меня главный итог "Большого стиля" – люди и общение».
А вот критик, журналист и писатель Лев Рыжков заявил, что конференции всё же недоставало остроты обсуждений – и на то нашлась своя причина:
«Была, впрочем, и одна проблема, объяснения которой я найти не могу. Почти никого не было из Москвы. Москвичей можно было пересчитать по пальцам одной руки. Да и присутствующие, если поскрести, тоже оказались вполне себе из провинции. Но где же были, собственно, московские литературоведы, критики? Все те, кто задают тон литпроцессам с премиальным исходом? Встретиться с коллегами со всей страны им помешало – что? Снобизм? Высокомерие? Либеральная идеология вместе с опасениями выпасть из рукопожатных обойм? Не будем гадать. Что-то помешало. Потому-то дискуссии, хотя и были интересными, но страстями и полемической яростью приправлены не оказались. Такой бойкот со стороны Москвы определённо не случаен. Премиальный либералитет сделал вид, что ничего не происходит. В итоге общение было приятным, но именно дискуссионного момента лично мне не хватило. Но, с другой стороны, стало понятно, что по стране в литературно-критическом процессе преобладают здоровые, конструктивные силы».
Одной из важных новостей под занавес конференции стало сообщение о том, что в обозримом будущем на официальном сайте СПР появится раздел, где будут представлены материалы всех ведущих литературных журналов России. Главный редактор одного из них, Михаил Хлебников («Сибирские огни»), предложил участникам продолжить регулярное обсуждение намеченных тем и проблем «Большого стиля» на страницах журнала и немного заглянул в будущее:
«Конференция прошла во второй раз, но уже есть ощущение и понимание какого-то пройденного пути. Она показала нужность и даже необходимость создания литературно-критического сообщества. Без него невозможно запустить полноценный литературный процесс. По сути, как бы пафосно это ни звучало, именно на "Большом стиле" вырабатывается стратегия нашего культурного движения. Нас всех ждёт сложная, интересная работа. Вот главный итог конференции».
Организатором конференции выступил Союз писателей России при поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ совместно с Министерством культуры РФ, Российским книжным союзом, Российской государственной библиотекой, ИНИОН РАН, Российским обществом «Знание», а также с Московским государственным институтом культуры и Литературным институтом им.А.М.Горького.