САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Итоговое сочинение — 2019: «Искусство и ремесло»

Где заканчивается ремесло и начинается искусство — ищем ответы в русской литературе

Анна Чайникова

Текст: Анна Чайникова, учитель русского языка и литературы школы № 171

Изображение: Adriaen van Ostade

Комментарий ФИПИ

Темы данного направления актуализируют представления выпускников о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство.

Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.

Словарная работа

ИСКУССТВО

1) Творческая художественная деятельность. 2) Отрасль творческой художественной деятельности. 3) Система приемов и методов в какой-л. отрасли практической деятельности; мастерство. 4) Тонкое знание дела; умение, сноровка, ловкость. (Толковый словарь Т. Ф. Ефремовой)

РЕМЕСЛО

1) Требующая специальных навыков работа по изготовлению каких-л. изделий ручным, кустарным способом. 2) перен. Работа без творческой инициативы, по сложившемуся шаблону. 3) а) Профессия, занятие. б) Какое-л. занятие, дело. (Толковый словарь Т.Ф. Ефремовой)

Аспекты рассмотрения тематического направления

  • Талант/бесталанность, истинный/мнимый талант;
  • Ремесло и искусство (общее и различное в целях; граница между ремеслом и искусством, конфликт таланта и посредственности);
  • Предназначение творца, взаимоотношения с людьми, тема поэта и толпы;
  • Творец и его произведение (влияние нравственных качеств творца на его произведение);
  • Роль искусства в жизни человека (преображает душу, заставляет понять окружающий мир);
  • Восприятие искусства.

Можно ли растратить талант? Или он дается свыше и остается неизменен вне зависимости от каких-либо внешних обстоятельств? Как соотносятся понятия искусство и ремесло? Как влияет произведение искусства на человека? Над этими вопросами заставляет задуматься Н. В. Гоголь в повести «Портрет». Главным ее героем является художник Чартков, чей путь в искусстве предлагает нам проследить автор. На первых страницах он показан бедным подающим надежды художником, ютящимся в съемном жилье на Васильевском остове. Все деньги он тратит на холсты, кисти и краски, совсем не следит за своим нарядом, представляющимся ему чем-то неважным по сравнению с искусством, которым он поглощен: «Старая шинель и нещегольское платье показывали в нем того человека, который с самоотвержением предан был своему труду…».

Он тонко чувствует фальшь созданных ради выгоды картин, продающихся на Щукином дворе, куда он заглядывает в самом начале повести. Остановившись перед лавочкой, Чартков разглядывал «пестрые, грязные, масляные малевания», написанные на потребу публике. Он «внутренне смеялся над этими уродливыми картинами», которые почему-то так нравились простому народу, нисколько не смыслящему в живописи, не понимающему подлинного искусства. Художник знал, что никогда не станет писать таких бездарных, но зато хорошо продающихся картин. Чартков обладал талантом, который прочил ему большое будущее, получив 1000 червонцев, он хотел запереться в комнате, совершенствоваться в живописи, писать для себя, а не для того, чтобы заработать деньги. Однако нетерпение, желание взять от жизни все и сразу, «схватить славу сей же час за хвост» толкают его на то, чтобы стать модным живописцем, вопреки предостережениям своего профессора: «Оно заманчиво, можно пуститься писать модные картинки, портретики за деньги. Да ведь на этом губится, а не развертывается талант. Терпи. Обдумывай всякую работу, брось щегольство - пусть их набирают другие деньги. Твое от тебя не уйдет».

Получив широкую известность в Петербурге, переехав в роскошную квартиру на Невском проспекте, Чартков верит, что сможет продолжить писать чудесные портреты, а светская публика непременно их оценит. Однако уже первые его модели показывают свой строптивый характер, постоянно корректируя художника, стараясь диктовать ему, как надо правильно писать их портрет. Раздосадованный Чартков понимает, насколько велика разница между трудом для себя и за деньги.


Он стоит перед принципиальным выбором: совершенствование в живописи, отказ от славы и аскетизм в быту или известность, богатство и притягательная для него праздная светская жизнь.


Художник не смог устоять перед манким миром славы и денег, но заплатил за почет и богатство большую цену: он утратил свой талант. «Со всех сторон только требовали, чтоб было хорошо и скоро. Художник увидел, что оканчивать решительно было невозможно, что все нужно было заменить ловкостью и быстрой бойкостью кисти. Схватывать одно только целое, одно общее выраженье и не углубляться кистью в утонченные подробности…»

И вот уже он, когда-то усердно трудившийся над холстами, высокомерно изрекает: «Нет, я не понимаю <…> напряженья других сидеть и корпеть за трудом. Этот человек, который копается по нескольку месяцев над картиною, по мне, труженик, а не художник. Я не поверю, чтобы в нем был талант. Гений творит смело, быстро. <…> Нет, я… я, признаюсь, не признаю художеством того, что лепится строчка за строчкой; это уже ремесло, а не художество». Но на деле ремеслом оказывается то, чем занимается сам Чартков, ведь все его портреты похожи один на другой: у всех моделей были одинаковые положения и лица, даже складки одежды ложились всегда одинаково. Он признанный всеми живописец, обласканный светом, имеющий большое состояние и вес в обществе, но творчество больше не приносит ему удовольствия, оно становится рутиной. Теперь не чистое искусство, а деньги становятся его целью: «Слава не может дать наслажденья тому, кто украл ее, а не заслужил; она производит постоянный трепет только в достойном ее. И потому все чувства и порывы его обратились к золоту. Золото стало его страстью, идеалом, страхом, наслаждением, целью». Однако он не утратил способность отличать истинно талантливое произведение от бездарной мазни, Чартков по-прежнему способен критически оценивать себя и свои произведения, оттого так поражает его картина прежнего товарища, который, отказавшись от всех удовольствий, выбрал путь аскета, погрузившись «в труд и в не развлекаемые ничем занятия». Отдав всего себя искусству, он достиг вершин мастерства в живописи. Увидев на выставке его картину, Чартков «хотел принять равнодушный, обыкновенный вид, хотел сказать обыкновенное, пошлое суждение зачерствелых художников», но не мог.


Подлинное искусство даже у такого черствого и циничного человека, каким он стал, вызвало «слезы и рыдания».


Чарткова мучат сомнения: «…а точно ли был у меня талант? <…> не обманулся ли я?» И самое ужасное, что он осознает, взглянув на писанные когда-то полотна: он был талантлив! Он приходит в отчаяние от того, что растратил, погубил талант, променял его на богатство и славу, что сколько бы он ни старался, у него уже не получится писать, как раньше. Сколько бы он ни трудился над холстом, «беспощадно-неблагодарно было все то, что выходило из-под его кисти».

Не сумев вернуть прошлого, удостоверившись в том, что талант его покинул, Чартков обращается в чудовище. Им овладевает зависть, сводящая его с ума. Художник ревностно относится ко всякому талантливо написанному полотну, им движет неуемная злость, желание любой ценой уничтожить произведение, в котором видна искра таланта. Изрезывая, разрывая картину, он испытывает наслаждение. «Эта ужасная страсть набросила какой-то страшный колорит на него; вечная желчь присутствовала на лице его. Хула на мир и отрицание изображалось само собой в чертах его». От него отшатываются знакомые, он остается в одиночестве, все глубже погружаясь в мир безумия. Ненавидя весь мир, Чартков умирает.

Афоризмы и высказывания известных людей

  • Ремесленник и настоящий художник тем и различаются, что один знает, на что способен, а другой — нет; вот почему одно занятие ничем не грозит, а другое чревато всяческими опасностями (Дж. Фаулз).
  • Есть ремесло, вознесенное до искусства, и искусство, низведенное до ремесла (Л. Зорин).
  • Высокое искусство не только отображает жизнь, оно, участвуя в жизни, ее меняет. (И. Эренбург)
  • Талант попадает в цели, в которые обычные люди попасть не могут, а гений попадает в цели, которые обычные люди не видят (А. Шопенгауэр).
  • Искусство само по себе, ремесло само по себе, а творчество может быть и в том, и в другом, так же точно, как и не быть (И. А. Гончаров).
  • Великие таланты навлекают на себя ненависть — так железо подвергается ржавчине; одна посредственность не имеет врагов (Ж. Даламбер).
  • Настоящий художник тот, у которого мы не замечаем его усилий творчества, да и он сам этого не замечает (А. Ф. Лосев).
  • Творчество — высокий подвиг, а подвиг требует жертв. Всякие мелкие и эгоистические чувства мешают творить. А творчество — это самозабвенное служение искусству народа (В. Качалов).
  • Талант — искра божия, которой обыкновенно человек сжигает себя, освещая этим собственным пожаром путь другим (В. Ключевский).
  • Искусство ревниво, оно требует, чтобы человек отдавался ему всецело (Микеланджело Буонаротти).
  • Ничто не может поколебать во мне следующей аксиомы: всякое творение свидетельствует о творце (Вольтер).

Примерные формулировки темы

  • Почему говорят, что искусство вечно?
  • Какова роль искусства в жизни общества?
  • В чем заключается предназначение художника?
  • Важна ли смелость в творчестве?
  • Способен ли каждый человек познать искусство?
  • Кого можно назвать талантливым человеком?
  • Можно ли лишиться таланта?
  • Что такое искусство/ремесло/творчество?
  • В чем заключается разница между «искусством» и «ремеслом» (ремесленником и художником)?
  • Как связано понятие «талант» с искусством и ремеслом?
  • Согласны ли вы с тем, что талантливыми не рождаются, а становятся?
  • Нужно ли гениям «трудиться»?
  • Согласны ли Вы с тем, что «искусство требует жертв»?
  • В чем разница между «истинным» и «мнимым» талантом?
  • Можно ли измерить «талант»?
  • В чем различие между словами «гениальность» и «талант»?
  • Где заканчивается ремесло и начинается искусство?
  • Как вы понимаете фразу: «Не боги горшки обжигают»?
  • Может ли «ремесленник» стать творцом?
  • В чем причины конфликта между талантом и посредственностью?
  • Нужно ли талантливым людям доказывать свой талант?
  • Можно ли утверждать, что любому таланту сопутствует зависть?
  • Можно ли утверждать, что «всякое творение свидетельствует о творце»?
  • Как нравственные качества художника влияют на его произведения?

Список литературы

  1. А. С. Пушкин «Моцарт и Сальери», «Разговор книгопродавца с поэтом…»
  2. Н. В. Гоголь «Портрет»
  3. И. С. Тургенев «Певцы», «Отцы и дети»
  4. Л. Н. Толстой «Альберт»
  5. А. П. Чехов «Скрипка Ротшильда»
  6. А. И. Куприн «Гамбринус», «Тапер»
  7. Е. Замятин «Мы»
  8. В. Гаршин «Художники»
  9. А. А. Ахматова «Когда б вы знали, из какого сора…»
  10. М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
  11. В. Г. Короленко «Слепой музыкант»
  12. К. Г. Паустовский «Старый повар», «Мертвый город», «Корзина с еловыми шишками»
  13. В. П. Астафьев «Домский собор», «Постскриптум»
  14. О. Генри «Последний лист»
  15. Дж. Лондон «Мартин Иден»
  16. С. Моэм «Луна и грош»