Сайт ГодЛитературы.РФ функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Совершили ШАГ

В Перми прошли читки пьес современных немецкоязычных драматургов о жизни подростков. Впервые на русском они были опубликованы в этом году в свежем сборнике «ШАГ 11+»

Текст и фото: Игорь Карнаухов/РГ, Пермь

«…Когда он появился, я решила, что уже того… потому как шансов, что тебя навестит Оливер Кан, на небесах больше, чем на земле. А потом задумалась: что, чёрт возьми, Оливеру Кану делать на небесах?! А он протянул мне свою огромную вратарскую лапу и подарил мяч… Правда, его мне тут же пришлось отдать. Ошибочка вышла: Кан ошибся дверью. Я-то футбол не очень люблю, а Кана и того меньше. Но рядом со мной лежал маленький мальчик, он всегда ходил в пижаме с эмблемой «Баварии». Думаю, это он хотел, чтобы его перед смертью навестил Оли Кан. Если бы умирала я… ну, да каждому своё.

А знаешь, что?! Я думаю, такие визиты «звёзды» устраивают ради собственной выгоды. Ну, к примеру: вот я навестил умирающую девочку, которой жить осталось пару месяцев, считай, я видел самое страшное в жизни. По сравнению с этим гол в твои ворота в финале чемпионата мира уже полбеды. Спорим, после он будет совершенно спокоен, когда Рональдо с ним один на один выйдет. Только подумает: ну, чего тебе, Рональдо?!. Бей давай, я не боюсь. Потому что смотрел смерти в глаза. Мы, раковые пациенты, лучше любого психолога.

Странно… Хочешь выздороветь, а вместо этого — перчатки Оли Кана с автографом…»
Из пьесы «Ты видишь призраков» Йорга Менке-Пайцмайера (2007)

вдумчивая публикаШАГ, как называется серия, издающаяся пятнадцать лет, — это аббревиатура, составленная из первых букв русскоязычных названий трех стран — Швейцарии, Австрии и Германии. Ныне свет увидел пятый по счету сборник, «ШАГ 11+», целиком посвященный драматургии для детей и юношества. Автором идеи такой подборки стала Марина Райкина.

Пермским слушателям выпала возможность познакомиться с творчеством двух немецких авторов и одного австрийского, практически не известных российскому читателю. Из двенадцати пьес, составивших сборник, были озвучены три. Драму пера австрийца Хольгера Шобера «Чёрное молоко, или Экскурсия в Освенцим» (2011) единственную разыграли профессиональные актеры — члены трупп театра юного зрителя и «Театра-Театра».

первое явление ангела«…Экскурсия…», как явствует из названия, посвящена теме исторической памяти. Для подростка Томаса даты Второй мировой войны все равно что цифры из учебника математики. Во время поездки с классом в Польшу он остался в городке, где семьдесят лет назад и функционировал печально знаменитый концлагерь. Шокированный тем, что творили соотечественники, старшеклассник сжигает паспорт и не хочет говорить на родном языке. Здесь и задерживает его тёзка — полицейский Томаш, родные которого тоже попали на «фабрику смерти». Кстати, эту пьесу минувшим летом в Москве даже успели инсценировать в «Театриуме на Серпуховке», а сейчас ее репетируют в одном народном театре в Архангельске, планируя в 2016 году дать премьеру.

В Перми «…Экскурсия в Освенцим» разыгрывалась в филиале «Музея советского наива», где в это время была развернута передвижная документальная выставка общества «Мемориал» «Папины письма», посвященная репрессиям тридцатых годов в нашей стране, что дало возможность постановщику читки, главному режиссеру Пермского ТЮЗа Максиму Соколову, апеллировать к антуражу и проводить параллели.

Соколов с осторожностью оценил перспективы включения нового драматургического материала в постоянный репертуар возглавляемого им театра. Более других пьес ему, что неудивительно, нравится «Чёрное молоко».

Две оставшиеся пьесы исполнялись в репетиционном зале ТЮЗа. Печальную историю «Ты видишь призраков» Йорга Менке-Пайцмайера зрители увидели в исполнении студентов Пермского института искусств и культуры. Это философская трагедия для подростков, так можно определить ее жанр. По поднимаемым темам не проще «Освенцима»: действие не покидает палаты онкологического отделения. Здесь лежит пятнадцатилетняя Лена; ни с того ни сего ей является ангел, очень своеобразный, в образе девушки, больше похожей на провинциального панка: без крыльев, зато с зелеными волосами, «одетая» в кожанку и треники. «Ангел» ведет себя совсем не по-ангельски: курит призрачные сигареты, засматривается на симпатичного санитара, понятия не имеет о священном писании и никого не намерена «утешать». За то время, что еще осталось Лене, они подружатся…

Ангел ревнует

Пьеса камерная, всего на трех действующих лиц, — с соизволения режиссёра читки Татьяны Жарковой, каждого персонажа сыграли несколько исполнителей. За полтора часа действия в ограниченном пространстве герои обозначат перед публикой немало вопросов: о подлинных ценностях в жизни и пересмотре ориентиров, о вере и страданиях, о превратностях любви и о том, что может остаться после, когда жизни суждено прерваться в самом начале. Юношеской аудитории не повредит разговор о таких вещах. Думается, именно эта пьеса сорокадевятилетнего драматурга, лишенная морализаторства, при этом явно недорогая в постановке, достойна занять место на российских подмостках.

письмо Питеру Пэну С пьесой для детей Яна Фридриха (автору двадцать три года) «Называй меня Питером» (2015) проще всего. Сюжет изрядно отдает Голливудом. Десятилетний Тео не хочет взрослеть и настолько верит в своего героя Питера Пэна, что пишет письмо ему вместо Санта Клауса и просит себя… похитить. Но герой Джеймса Барри почему-то не спешит, и мальчик сам себя объявляет Питером Пэном и уводит из дому первую встречную девочку — в страну Нетинебудет… Эту пьесу прочитали школьники — участники детской театральной студии.

— Театр, если он стремится быть современным, не может не интересоваться пьесами, что написаны в XXI веке, — комментирует главный режиссёр Пермского ТЮЗа Максим Соколов. — Тем более, образцы современной европейской драматургии, с которыми мы в этот раз ознакомились, в первую очередь побуждают думать и уже потом сопереживать. Это очень интересно.

Кроме Перми, с пьесами из «ШАГа» ознакомилась также публика в Москве, Пскове и Екатеринбурге.

СПРАВКА
Серия «ШАГ» выпускается с 2001 года Немецким культурным центром имени И. В. Гёте при участии швейцарского совета по культуре «Про Гельвеция» и Австрийского культурного форума. Чтобы отобрать двенадцать текстов, вошедших в пятую книгу, эксперты проекта рассмотрели более сотни произведений.

Ссылки по теме:
В поисках персонажа — ГодЛитературы.РФ, 24.11.2015
«Книгуру»: говорящие коты и мертвый кролик — ГодЛитературы.РФ, 15.09.2015
Немецкая писательница побывала в Приамурье — ГодЛитературы.РФ, 06.03.2015

07.12.2015

Просмотры: 0

OK

Вход для официальных участников
Логин
Пароль
 
ВОЙТИ