САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Что прочитать и как раскрыть тему сочинения?

Выпускные сочинения — 7 декабря. Направления сочинений определены. Точные темы станут известны лишь за 15 минут до начала

сочинение по литературе 2016
сочинение по литературе 2016

Текст: Ирина Ивойлова

Фото: Евгения Смолянская/РГ

«Муму» из конверта

Направления сочинений, которые напишут 600 тысяч школьников, уже определены. Но точные темы станут известны лишь за 15 минут до начала. Выпускное сочинение — это допуск к ЕГЭ. На его написание отводится 3 часа 55 минут. Для инвалидов и учеников с ограниченными возможностями здоровья время увеличивается на полтора часа. Рекомендуемое количество слов — от 350, но не меньше 250. Как и раньше, сочинение будет оцениваться по системе «зачет — незачет».

Тем, кто получил «незачет» или болел, переписать сочинение разрешат 1 февраля и 3 мая 2017 года. 

Третий год мы не меняем модель проведения сочинения, чтобы была стабильность, понятные правила и сочинение прошло спокойно, в нормальном режиме. Надеюсь, что сбоев не будет, — высказал свое мнение глава Рособрнадзора Сергей Кравцов. — Мы специально не вводим на сочинении те меры контроля, которые есть на ЕГЭ, доверяя школам и учителям, но чтобы это доверие было, нужно вести соответствующую работу.


Темы для каждых регионов будут разными. Но направления уже известны: «Разум и чувство», «Честь и бесчестие», «Победа и поражение», «Опыт и ошибки», «Дружба и вражда». Сам список тем — закрытый.


В день проведения сочинения за 15 минут до начала экзамена регионы получат конверты или файлы с пятью темами по разным направлениям. Ученикам разрешается выбрать любую из предложенных. Вся информация по сочинению в зависимости от поясов будет размещена на официальных сайтах Федерального института педагогических измерений.

По мнению многих учителей,


темы 2016 года могут показаться выпускникам сложными.


В названиях направлений — дилеммы. Их труднее проследить в русской литературе. Вот, например, проблему чести и бесчестия надо искать в эпизодах, а для этого потребуется блестящее знание текста, — рассказала «РГ» кандидат филологических наук, автор методичек по литературе для 11-х классов, учитель школы № 4 города Рассказово Тамбовской области Наталия Шуваева. — В прежние годы ученики с удовольствием выбирали темы войны, любви. Они несложные.

Самая большая трудность в написании школьного сочинения — услышать тему и придерживаться ее.


Ученики часто стараются рассказать не то, что спрашивается, а все, что знают.


Некоторые учителя не советуют слабым ученикам опираться в сочинении на стихи, раскрывать тему на примере прозы гораздо легче. Наталия Шуваева уточняет: «Трудно удержать в памяти стихотворное произведение». Но если ученик при цитировании стихов не сможет воспроизвести авторскую пунктуацию (она иногда отличается от той, что принята сейчас), это считается негрубой ошибкой.


В прошлом году ЕГЭ по литературе выбрали 45 тысяч школьников, это около 8 процентов.


Значит, примерно столько учеников уж точно читали всю классику и хорошо знают русскую литературу. Остальных в первую очередь интересует, сколько аргументов надо привести в тексте и сколько произведений процитировать.

По мнению Екатерины Баркиной, заместителя директора московской школы № 1269, финалиста одного из конкурсов «Учитель года Москвы», сложнее всего даются «Муму» Тургенева, «Миргород» Гоголя, «Тарас Бульба» Гоголя, «История одного города» Салтыкова-Щедрина, «В дурном обществе» Короленко.  Не очень хорошо школьники понимают философский аспект романов Льва Толстого, трудно идут темы, связанные с декабристами и декабрьским восстанием. Из-за того, что на уроках литературы и истории изучаемые периоды не совпадают, ученикам сложно понять глубину произведений.


Крепостное право — вообще беда.


За Некрасова, Тургенева тому, кто плохо знает историю, лучше не браться.

С пунктуацией и орфографией в последнее время дела у выпускников обстоят лучше, а вот стилевых и лексических ошибок в текстах бывает много. Вот какие «перлы» встретились экзаменаторам в сочинениях в прошлом году: «Илья Ильич находится в запущении», «Штольц пытался вывести Обломова из зоны комфорта», «Жизнь Обломова приобрела новый смысл и покрылась новыми красками», «Теперь кинжал бесхозный», «Перекладывая ответственность со своих плеч на шкаф, Гаев не думает о том, что от него зависит то, какими будут его потомки».

КАК РАСКРЫВАТЬ ТЕМУ?

«Разум и чувство». Понятия могут быть рассмотрены как в единстве, так и в противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности.

«Честь и бесчестие». В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия.

«Победа и поражение». Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой.

«Опыт и ошибки». Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.

«Дружба и вражда». Направление нацеливает на рассуждение о ценности дружбы, о путях достижения взаимопонимания между людьми и даже целыми народами.

Андрей Нарушевич, эксперт ЕГЭ, завкафедрой русского и иностранных языков Таганрогского института им. Чехова Ростовского государственного экономического университета:

Каждая тема содержит вопрос, на который надо ответить в сочинении, подкрепляя рассуждения текстом художественных произведений. Накануне экзамена следует освежить знание классических произведений, таких как «Горе от ума» А. С. Грибоедова, «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова, «Отцы и дети» 
И. С. Тургенева, «Война и мир» Л. Н. Толстого, перечитать произведения о Великой Отечественной войне, например, повесть В. Быкова «Сотников», и произведения, раскрывающие тему взаимоотношений человека и природы. Например, «Прощание с Матёрой» В. Распутина. Классика всегда может помочь.

Оригинал статьи:

«"Муму" из конверта» - «Российская газета»,