Сайт ГодЛитературы.РФ функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
Фестиваль фантастики Белое пятно

За гранью фантастики

В Новосибирске завершился восьмой Всероссийский литературный фестиваль «Белое пятно»

Текст: Наталья Решетникова/РГ, Новосибирск
Фото: НГОНБ

До 2010 года фестиваль «Белое пятно» был посвящен исключительно фантастике. В этом году программа фестиваля охватила все литературные жанры.

Директор Новосибирской государственной областной научной библиотеки (НГОНБ) Светлана Тарасова рассказала, что в рамках фестиваля состоялось около пятидесяти творческих встреч, мастер-классов, авторских читок и автограф-сессий с участием как известных, так и молодых писателей, филологов, журналистов, литературных критиков и редакторов. В их числе — финалисты престижной премии «Русский Букер» Леонид Юзефович и Сухбат Афлатуни, литературный критик Галина Юзефович, писатели Роман Сенчин, Евгений Рудашевский, Николай Байтов, Глеб Диденко, Анна Игнатова, Анна Матвеева, Марина Йоргенсен, драматург Ярослава Пулинович, по пьесе которой в Новосибирском драмтеатре «Красный факел» поставлен спектакль «Жанна» о бизнесвумен из лихих девяностых.

Встречи, в которых приняли участие свыше трех тысяч человек, проходили на двадцати различных площадках — не только в библиотеках, но и в вузах, школах, книжных магазинах, творческих кафе, драмтеатре «Красный факел».

«Студенты и школьники говорили с гостями фестиваля о роли писателей в современной России, о биографическом жанре в современной русской литературе. Возможно, кому-то пригодятся практические советы по написанию литературных травел-логов, кому-то эти встречи помогут разобраться, что такое модная литература, а что качественная», — поделилась впечатлениями о фестивале Светлана Тарасова.

«Сумасшедшая заинтересованность у новосибирских школьников. Они, в отличие от московских сверстников, не пресыщены таким общением, задают вопросы, с большим вниманием слушают, что рассказываешь. И это главное, что дает фестиваль, — возможность открыто общаться», — рассказал о своих встречах писатель из Москвы Евгений Рудашевский.

Евгений Рудашевский раздает автографы

Его произведение «Здравствуй, брат мой Бзоу!», вышедшее в 2015 году, по версии журнала Forbes, стало одним из самых популярных и обсуждаемых среди подростков, а повесть 2016 года «Куда уходит кумуткан» (Кумуткан — юный, впервые перелинявший щенок байкальской нерпы. — «ГЛ») попала в финал конкурса «Книгуру». Кроме того, Евгений стал призером VII сезона литературного конкурса «Новая детская книга». На взгляд писателя, сейчас остро стоит вопрос, а что, собственно, читать подростку. При всем многообразии книг и издательств сложно найти свой роман и своего автора.

«Общаясь с ребятами, я вижу, что желающие читать не имеют представления о современной подростковой литературе, о том, что сейчас есть много интересных издательств. Появившиеся пять-шесть лет назад, они сегодня достаточно окрепли. Это и «КомпасГид», «Самокат», «Розовый жираф», «Белая ворона», и другие. Кроме хорошей переводной литературы, у них стали выходить произведения отечественных авторов. Детские литературные премии — имени Владислава Петровича Крапивина, «Новая детская книга», «Книгуру», «Глаголица» и другие — помогают авторам находить свою аудиторию, а читателям встретить своего автора. Я считаю, нужно обращать внимание на конкретных авторов, и тогда, может, отношения с ними завяжутся. Главное, не лениться, а идти в  магазин, смотреть новинки в интернете и делать свой выбор», — рассуждает Евгений Рудашевский.

Леонид и Галина Юзефовичи«Любая женщина знает, крем какой марки ей подойдет. К приобретению книг тоже надо подходить осознанно. Это несложно. Я с интересом обнаружила, что огромное количество людей не запоминают названия произведений, авторов. Начинаешь пересказывать, говорят: «А это я читал». Люди не склонны загружать голову избыточной информацией. Прочитал и все. Нужно запоминать названия издательств. Если вам понравилась книга такого-то издательства, то, скорее всего, другие тоже понравятся. Хорошо бы почитать тех, кто пишет о книгах. Если есть желание читать и получать удовольствие от чтения, то надо думать и готовиться к выбору книги», — советует известный российский литературный критик Галина Юзефович.

Своеобразным ориентиром в мире книг могут служить блоги и статьи самой Галины Юзефович, Натальи Кочетковой, Натальи Ломыкиной, Елены Макеенко из Новосибирска, переводчика и специалиста по переводной литературе Анастасии Завозиной. Ирина Распопина из Иркутска ведет остроумный, яркий книжный блог. Есть профессиональные сайты только о литературе.


Галина Юзефович отметила, что сейчас такое время, когда про современность пишут мало, зато появилось много произведений про двадцатый век, со всеми его ужасами и травмами.


Этому посвящены известные романы «Авиатор» Евгения Водолазкина, «Обитель» Захара Прилепина, «Зулейха открывает глаза» Гузели Яхиной. Они срезонировали и отозвались в сердцах читателей.

«Эти произведения разные, но помогают современному человеку понять прошлое. У нас всех, рожденных в двадцатом веке, есть некое свербение, нам же всем немножко нервно за историю. Тяжело жить человеку, у которого все прошлое одна сплошная кровавая рана. И сейчас с этим работают авторы. Это позволяет прочувствовать, пережить и донести до читателя то, что в любом аду есть хорошие моменты, что это не один беспросветный ужас», — представила современную литературу Галина Юзефович.

С историческими хрониками на фестивале познакомили Леонид Юзефович, который привез свой новый роман «Зимняя дорога», и Сухбат Афлатуни, автор романа «Поклонение волхвов». Оба эти произведения вошли в шорт-лист литературной премии «Русский Букер» 2016 года.

Писатель и сценарист, историк и автор детективных и исторических романов Леонид Юзефович порекомендовал читать Захара Прилепина и Алексея Иванова.

Леонид Юзефович

По мнению еще одного участника фестиваля Марины Йоргенсен (Новосибирск — Лиссабон), сложно предугадать, какая тема «выстрелит».

«Сейчас в России есть интерес к историческим романам, в которых настоящее переплетено с прошлым, где есть место фантазии, но нет злостного искажения фактов. Этот жанр сейчас востребован. Но не надо думать, что мы об этом поговорили, человек прочитал и пошел писать исторический роман, после чего станет известным писателем. Наверное, здесь многое должно сработать и сойтись», — говорит Марина Йоргенсен.

Начинающему автору, который хочет, чтобы литература была не хобби, а профессией, она советует обратиться к литературному агенту. Они есть практически во всех издательствах крупных городов. Обращаться напрямую в издательство сложно.

«Литературный агент работает своеобразным фильтром качества: если он заинтересовался произведением, это уже знак того, что написанное не бумагомарательство, графомания. Но в любом случае надо набраться терпения, потому что между написанием и тем, когда книга попадет в издательство и на книжные полки, пройдет время», — говорит автор книги «Счастье как способ путешествия» Марина Йоргенсен.

Светлана Тарасова и Марина Йоргенсен

СПРАВКА «РГ»
Организаторами литературного фестиваля «Белое пятно» традиционно выступают Министерство культуры Новосибирской области, Новосибирская государственная областная научная библиотека и Областная детская библиотека им. А. М. Горького.

Ссылки по теме:
«Белое пятно» литературы
Новосибирск накрыло «Белым пятном»
Fanzon. Это просто фантастика
Писатели в интернете. Анна Старобинец

01.12.2016

Подписка на новости в Все города Подписаться

OK

Вход для официальных участников
Логин
Пароль
 
ВОЙТИ