Сайт ГодЛитературы.РФ функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
русский букер литературная премия

Перед Букером

1 декабря будет объявлен лауреат премии «Русский Букер» за лучший роман

Текст: Павел Басинский
Фото: russianbooker.org

БасинскийВ «короткий список» в этом году вошли шесть романов: Петра Алешковского «Крепость», Сухбата Афлатуни  «Поклонение волхвов», Сергея Лебедева «Люди августа», Александра Мелихова «И нет им воздания», Бориса Минаева «Мягкая ткань» и Леонида Юзефовича «Зимняя дорога».

Традиционно премия «Русский Букер» — мишень для самой беспощадной критики. Не помню ни одного случая, когда бы выбор жюри премии горячо хвалили, неважно — на стадии «шорт-листа» или уже после объявления лауреата.
Нет, вру… В 1995 году, кажется, все были согласны, что лучшим романом года был «Генерал и его армия» Георгия Владимова. И тогда, кстати, был мощный состав претендентов на премию. Например, с Георгием Владимовым (по сути, еще живым классиком) соревновался совсем молодой автор — Олег Павлов с повестью «Казенная сказка». Победил Владимов, что было справедливо. Но и Павлов прозвучал так, что всем было ясно: в русскую литературу пришел новый сильный писатель, который еще не раз себя покажет. Так и случилось. Павлов в будущем стал лауреатом и «Русского Букера», и Литературной премии Александра Солженицына.
русский-букер3И в этом году критики ругают «Русский Букер». Вот Галина Юзефович в интервью «РГ»: «Это отвратительный шорт-лист. Либо подделка под роман, либо просто плохой роман. Есть произведения, про которые хочется сказать — это чистая химия, будто съел какой-нибудь овощ, напичканный гидрокарбонатом натрия. Настолько искусственный, мертвый продукт. Роман моего отца Леонида Юзефовича «Зимняя дорога» всем хорош, только это — не роман. Не понимаю, зачем его включать…»
Для начала


попытаюсь защитить отца Галины Юзефович от своей дочери, критика безусловно хорошего, может быть, даже лучшего на сегодняшний день.


«Зимняя дорога» — это, разумеется, роман. И сам автор назвал свою книгу «документальным романом». Это роман, но основанный на реальных событиях Гражданской войны и архивных источниках.
Но дело не в этом. Повторяю, «Русский Букер» принято критиковать, потому что это первая в России негосударственная премия в области литературы. Между прочим, в этом году ей исполняется ровно 25 лет! Она была основана в 1991 году и стала тогда событием невероятным… Я был на первой церемонии присуждения премии. Ее получил писатель Марк Харитонов за роман «Линия судьбы, или Сундучок Милашевича». Да, сегодня мало кто помнит и самого автора, и этот его роман. Но это не повод зубоскалить и говорить (как обычно и говорят), что лауреатов премии «Русский Букер» забывают через год после их чествования. Во-первых, это неправда.


Среди лауреатов «Русского Букера» были отмечены Георгий Владимов, Владимир Маканин, Булат Окуджава, Анатолий Азольский, Василий Аксенов — разве их всех забыли? Победителями премии в разные годы становились Олег Павлов, Людмила Улицкая, Михаил Шишкин, Ольга Славникова, Александр Иличевский, Елена Чижова, Михаил Елизаров, Андрей Дмитриев


— все это действующие и весьма известные авторы. Во-вторых, присуждение первой премии Марку Харитонову было как бы данью господствовавшей в то время, но еще формально не признанной тенденции — «постмодернизму». «Линии судьбы» — это «лоскутный» роман, сделанный из «лоскутов» Истории, сохранившихся в сундучке забытого писателя 20-х годов Симеона Милашевича. Сегодня подобный прием является уже общим местом, но в 1991 году он был новаторским. А задача живой литературной премии, между прочим, не классиков «ковать», а вот именно отмечать новые тенденции. Сто раз это говорил и скажу в сто первый. Премии — не результат, а процесс.


В девяностые годы эта премия, по сути, и была литературным процессом


Я тоже не в восторге от всех лауреатов «Русского Букера» за двадцать пять лет его существования. Но я не могу представить себе историю новейшей русской литературы без этой премии. Ее влияние на наш литературный процесс не просто было мощным. В какие-то годы (все девяностые) эта премия, по сути, и была литературным процессом. Другого просто не было. То есть отдельные процессы, конечно, были. Появлялись новые авторы, продолжали писать известные, выходили новые книги и т. д. И далеко не все они попадали в луч букеровского прожектора. Но факт тот, что прожектор этот видели со всех сторон в плотном тумане, который окутал российскую литературу в 90-е годы. «Русский Букер», так или иначе, стал «мостом» между советским литературным прошлым и тем, что происходит в литературе сегодня. А что в ней происходит? Да все то же.


Единственным навигатором в литературе являются премии, возникшие по образу «Русского Букера»


— «Большая книга» и «Национальный бестселлер», даже «Ясная Поляна» и «Александра Невского» при всей их своеобычности. И премия Антона Дельвига, основанная «Литературной газетой» как противовес «неправильным», «ангажированным» и т. п. премиям. Давайте все-таки признаем, что


в идее всех этих премий заложен все тот же букеровский принцип соревновательности,


заявленный в 1991 году. Характерно, что вторая «независимая» премия, возникшая после «Букера», называлась «АнтиБукер» (она недолго просуществовала, но шума было много!), т. е. сами премии немедленно стали соревноваться друг с другом. Это и сегодня происходит.
Вопрос, собственно, в другом. Правильным путем или неправильным стал развиваться литературный процесс, первым толчком к которому стал «Русский Букер»? Может, нужно было как-то иначе? Как-то более «национально»? Более «по-государственному»?
Не знаю.


Как сказал наш главный «государственник» И. В. Сталин в диалоге с партийным функционером Д. И. Поликарповым, «других писателей у меня для вас нет».


И другого литпроцесса — тоже.

Ссылки по теме:
Владимир Шаров. «Русский Букер»
Победила «Вера»
Литературные премии — 2016
Павел Басинский, статьи
Оригинал статьи:
Наследники Букера — «Российская газета», 27.11.2016

01.12.2016

Просмотры: 0

Другие материалы раздела ‹Публикации›:

OK

Вход для официальных участников
Логин
Пароль
 
ВОЙТИ