Текст и коллаж: ГодЛитературы.РФ
Леонид Юзефович
Лауреат «Национального бестселлера» 2001 и 2016 года, лауреат «Большой книги» 2016 года
Дачи у меня нет, на электричках давно не езжу, зато часто езжу на "Сапсане".
Четыре часа в пути - это достаточно для того, чтобы втянуться в замечательный роман Владимира Медведева "Заххок" и оценить его силу.
Вряд ли за это время вам удастся дочитать эту книгу до конца, но оставить ее по приезде вы уже не сможете.
Ася Петрова
Переводчик французской литературы, детский писатель
Я грешу тем, что редко езжу на дачу и всячески игнорирую электрички. Поэтому будем считать поездку в электричке метафорой.
Всем, кто не читал, я рекомендую книгу Исроэла Рабона «Улица» в блестящем переводе Валерия Дымшица. Она вышла еще в 2014 году, но я прочитала ее только сейчас. Этот маленький роман «о потерянном поколении», написанный Рабоном в 1928 году, — настоящий подарок для ценителей языковых экспериментов, игры со стилями и жанрами. Поиск новизны, экспериментаторство, восприятие литературы как искусства — всё это роднит Исроэла Рабона с Гийомом Аполлинером. И, может быть,
«Улица» наряду с аполлинеровской прозой — одна из величайших книг европейского модернизма
и, условно говоря, постмодернизма.
Марина Степнова
Третий призер «Большой книги» (2012)
Только в честь дачного сезона делюсь не раз перечитанным сокровищем: Игорь Зимин "Детский мир императорских резиденций. Быт монархов и их окружения".
Замечательно интересная (и замечательно написанная) книга о том, как росли дети в семействе Романовых.
Методы воспитания наследников престола впечатлят даже самых строгих современных родителей, а некоторым педагогическим приемам, принятым в царской семье, точно стоит поучиться. А главное, эта книга не про парадные портреты, а про живых людей, которых угораздило родиться во дворцах, но которые не перестали хотеть того же самого, что хотим и мы с вами, - самого обыкновенного человеческого счастья.
Кроме "Детского мира" Игорь Зимин написал еще несколько столько же прекрасных книг о жизни и быте русских монархов. И каждая из них ничуть не уступает в увлекательности хорошему роману.
Главное - не пропустите свою станцию.
Зиминым очень легко зачитаться и опомниться на самом краю географии.
Сергей Чупринин
Главный редактор журнала «Знамя», координатор премии «Поэт», председатель жюри «Русской премии»
Раньше читал газеты, которые тут же на вокзале и покупал. Последние два года в электричке читаю только фейсбук на своем смартфоне - там, при правильно выстроенной ленте, и все новости, что могут быть мне интересны, и ссылки на те тексты, которые, если покажутся стоящими внимания, я не сходя с места открываю.
Книг и уж тем более рукописей я в дороге не читаю уже много лет.
Александра Литвина
Главный редактор издательства «Пешком в историю»
Я летом читаю обычно то, на что не хватило сил зимой, например, наконец прочла Кадзуо Исигуро, "Погребенный великан". Как и во всех книгах Исигуро, тут как будто продираешься сквозь паутину недосказанности, движешься куда-то в тумане. Постепенно становится ясно, что действие происходит в Британии времен короля Артура, населенной бриттами и саксами, фэйри и ограми, рыцарями и волшебниками. И над всем этим нависла туманная хмарь беспамятства, которую навевает зачарованное дыхание старого дракона.
У Исигуро часто повествование строится на воспоминаниях рассказчика, для которого все события и приключения остались в прошлом, например, в "Художнике зыбкого мира" или "Остатке дня", а здесь все немного иначе - главные герои, старик и старуха, как и вся Британия, ничего не помнят о том, что было раньше, и отправляются в путешествие, чтобы вернуть свои воспоминания. Они идут, сами того еще не зная, на битву с драконом. Но оказывается, что воспоминания о прошлом опасны и разрушительны, и после убийства дракона хрупкий мир между саксами и бриттами обречен, потому что их прошлое - это беспощадная и бесконечная междоусобная война.
Память и история, и нужно ли ворошить прошлое - это очень близкие и важные для меня темы.
Чтобы продраться через эту вязкость и клейкость, которые в этом романе Исигуро местами совсем густые, мне пришлось буквально себя заставлять читать, так что для электрички, где хотя тебя часто и отвлекают от чтения, но больше все равно делать нечего, книга самая подходящая.
А еще я советовала бы длинные книги, чтобы хватило на несколько поездок: "Город Брежнев" Шамиля Идиатуллина, "Свободу" Франзена, Ганса Фалладу "Один в Берлине" (еще не закончила), и нон-фикшн о повседневности прекрасный и тоже длинный - Веру Мильчину "Париж в 1814—1848 годах" и Энн Холандер "Взгляд сквозь одежду" (тоже еще не дочитала, она слишком тяжелая, чтобы таскать с собой в сумке((, и все смотрят тебе через плечо, потому что там есть репродукции с обнаженкой, так что ее я для электрички не советую).
Сергей Беляков
Заместитель главного редактора журнала «Урал», второй призер «Большой книги» (2013)
У меня нет дачи, но я иногда приезжаю в гости на дачу к кому-нибудь из друзей, так что дачный образ жизни мне известен не только из мемуарной и художественной литературы.
Если все-таки собираюсь в дорогу, то беру с собой литературный журнал. Мне кажется, это идеальное чтение.
Читать новую книгу в электричке рискованно, вдруг она окажется скучной, пошлой, глупой. Перечитывать старый добрый роман лучше дома, а не в поезде. Журнал — совсем другое дело. Не понравился роман, но можно прочитать новый рассказ, повесть, мемуары, просмотреть подборку стихотворений или обзор новинок русской литературы, рецензию на новую книгу.
Вот передо мной летние номера «Знамени», «Нового мира» и «Урала». В июньском «Знамени» сразу хочется открыть «Указатель имен» Натальи Громовой, журнальный вариант ее новой книги. В июльском — новый роман Ольги Славниковой. Известная писательница сейчас издается редко, но тем интереснее будет открыть журнал с ее новой вещью. В июльском «Новом мире» напечатаны главы из новой книги Павла Басинского «Тайная история Лизы Дьяконовой» (прототип героини — Елизавета Дьяконова, автор знаменитого некогда «Дневника русской женщины»). В этом же номере эссе Олега Ермакова — на мой взгляд, одного из лучших современных русских писателей, и «Педагогическая проза» Сергея Солоуха, рецензии Марианны Ионовой, Дмитрия Бавильского, кинообозрение Натальи Сиривли (всегда ее читаю), обзоры Сергея Костырко, Андрея Василевского.
«Урал» у меня в руках уже августовский. Здесь лёд и пламя. От высокоинтеллектуальной прозы Владислава Пасечника и научной-популярной статьи Владимира Губайловского (об искусственном интеллекте) до детских стихов Анны Игнатовой и Дмитрия Сиротина. Пожалуй, о Пасечнике я бы сказал пару слов. Его новелла «Песнь южного ветра» — мрачное, но увлекательное историческое фэнтези, навеянное шумерской поэзией и эзотерическими сочинениями Карла Густава Юнга.
В дороге хорошо читать о путешествиях. Молодой журналист Виктор Бобров опубликовал у нас свои путевые заметки о современной Грузии («Грузия, которую мы пока не потеряли»). Получилось удивительно интересно!
Что до меня, то я начал бы читать этот номер с рецензии Сергея Сиротина на новый роман Салмана Рушди.
Бумажный журнал — легкий, подзарядки не требует, его легко положить в дорожную сумку.
Прочитав, его можно передать своим знакомым, друзьям. Помните, мы же отправились к ним на дачу. Вот им будет и небольшой подарок.