Текст и коллаж: ГодЛитературы.РФ
ГодЛитературы.РФ подводит книжные итоги — 2018 и спросил у известных писателей, какие книги из прочитанных в уходящем году произвели на них самое сильное впечатление. И не обязательно только положительное.
Не все отмеченные книги оказались новинками 2018 года, но все из них определенно достойны внимания.
Алексей Варламов, писатель, ректор Литературного института им. Горького, лауреат премии «Большая книга»:
Евгений Водолазкин «Брисбен».
По-моему, еще одна несомненная удача отличного писателя. Я прочитал, не отрываясь, с полным доверием к автору и только пожалел, что роман такой небольшой.
Александр Бушковский «Праздник лишних орлов».
Читал сначала по обязанности, как член жюри премии "Ясная Поляна", но потом увлекся и просто оценил и авторскую интонацию, и героев, и саму жизнь, которая в книге описана.
Сана Валиулина «Не боюсь Синей Бороды».
Один из лучших романов последних лет - умный, глубокий, точный, пронзительный.
Александр Снегирев, писатель, лауреат премии «Русский Букер»:
В этом году я прочитал целых три книги, и о каждой мне есть что сказать.
В одной из книг речь идет об Иисусе Христе, когда-то существовавшем, совершенно реальном, вполне привлекательном персонаже. Речь о романе Олега Зоберна «Автобиография Иисуса Христа». Книга поэтапно разрушает все евангельские истории, как бы очищая их от шелухи слухов, искажений и спекуляций, и разворачивает перед нами картину вроде как подлинных событий. Автор романа Олег Зоберн соорудил условный исторический детектив, в котором нам предлагается настоящая история жизни Христа, написанная им самим. Лично мне книга показалась очень увлекательной, живой и органичной, и, что особенно важно, разрушая один миф, автор - по своей воле или по воле провидения - воздвигает миф новый и куда более убедительный при всей диковатости некоторых его деталей. Ортодоксальные верующие плюются, а у меня к концу книги не осталось никаких сомнений, что Христос, каким бы они ни был, имел абсолютно божественную природу.
Роман Алексея Сальникова «Петровы в гриппе и вокруг него» одни расхвалили, другие разругали. В обоих лагерях есть и мои единомышленники, и оппоненты. Сам я роман прочитал наполовину и остался в полном восторге. Давно порываюсь прочитать вторую половину, просто повседневная суета постоянно отвлекает.
«Петровы в гриппе» являются примером того, как из рутинной пыли и грязи писатель намыл золотой песок.
Не подстраховал себя костылями социально значимого сюжета, не подпёр броской темой или великим историческим событием, а взял и бесстрашно поработал с повседневностью, да так, что получилось подлинное искусство. После чтения романа мне захотелось познакомиться с автором, и в свою поездку в Екатеринбург я специально прихватил книгу Алексея - подписать. Это при моей-то нелюбви к лишнему багажу. Ни до, ни после я ничего подобного не совершал - сами понимаете, что это является наилучшей рекомендацией.
В третьем и последнем романе моего списка следователь ищет одного маньяка, а читатель находит трех. Помимо этого, читатель со следователем находят непонятную бездну размером с колесо обозрения. Когда читаешь, невозможно оторваться. Я читал на пляже и даже плавать не пошел, так зачитался. Великолепная жуткая книга, я не знаю, где еще сегодня так пишут об отношениях. Все друг друга не понимают. Недоговаривают. Притворяются. Мужики агрессивны и одновременно трусливы. Женщины забиты. Все живут будто во сне. Книга страшна не наличием маньяка, а точным описанием каждого из нас. Страшна и притягательна. И, хочется верить, поучительна.
Тот редкий случай, когда я могу сказать без издевки, что книга научила меня кое-чему.
Не столько научила, сколько напомнила. Необходимо стараться понимать других. Не выслушивать, а понимать. Хотя бы пытаться. Надо быть честнее. Хотя бы пытаться. Хотя бы с самим собой. И надо любить. Любовь, впрочем, бывает разная. Например, романный маньяк убивает детей из жалости - хочет уберечь их от боли и разочарований взрослой жизни. Сначала думаешь, какая мразь, потом начинаешь его (о боже) жалеть, а потом понимаешь, что и такая чудовищная точка зрения имеет право на существование, по крайней мере, в художественном романе. Блестяще сведенные хвосты многочисленных сюжетных линий. Полным-полно шикарных фраз. Чего стоит одна только: «Меньшов и Чуркин до сих пор мертвы». Одного не пойму - почему роман не получил ни одной премии? Он был в коротком списке «Русского Букера». Но в тот год "Букера" дали мне - и от этого мне страшно. Читайте «Колыбельную» Владимира Данихнова.
Евгений Водолазкин, писатель, лауреат премий «Большая книга» и «Ясная Поляна»:
- Венко Андоновский. «Пуп земли».
- Дмитрий Быков. «Июнь».
- Алексей Варламов. «Душа моя Павел».
- Григорий Служитель. «Дни Савелия».
- Гузель Яхина. «Дети мои».
Анна Матвеева, писатель, дважды финалист премии «Большая книга»:
2018 год для меня как для читателя стал годом перечитывания давно любимых книг, среди которых были "Под сенью девушек в цвету" Марселя Пруста, "Памятные записки" Давида Самойлова, "У нас дома в далёкие времена" Ганса Фаллады, "Максимы и мысли узника Святой Елены", "Приоткрытая дверь" Леонида Пантелеева и др.
Из новых сочинений отмечу (со знаком плюс!) "Дождь в Париже" Романа Сенчина, "Осколки зеркала" Марины Тарковской, "Дневник книготорговца" Шона Байтела, "Волю народа" Шарля Левински (перевод Татьяны Набатниковой).
Самой плохой книгой из прочитанных в 2018-м стала красиво изданная "Юность Пикассо в Париже" Г. Ван Хааса.
Я редко избавляюсь от книг, но эту отдала без всякого сожаления.
Вадим Левенталь, писатель, секретарь премии «Национальный бестселлер», финалист премии «Большая книга»:
Если совсем коротко, то больше всего меня выбесили яхинские «Дети мои», хотя должен признаться, что я берегу дзен и так не решился пока открыть «Памяти памяти», а Славникову аккуратно полистал и так же аккуратно закрыл. А из хорошего - «Автобиография Иисуса Христа» Зоберна, «Родина слоников» Горелова, «XX век представляет» Трофименкова, да и вообще все книги, вышедшие в моей серии - и второй роман Тимофея Хмелева, и новый роман Павла Крусанова, и «Славянские отаку» Упыря Лихого, и все остальные -
все это книги зубастые, хищные, с когтями и ядом - наша травоядная вегетарианская литературная среда их боится; ну и ей же хуже.
Ольга Брейнингер, писатель, преподаватель Гарвардского университета:
- Вячеслав Ставецкий. «Жизнь А. Г.».
- Анна Немзер. "Раунд. Оптический роман".
- Алексей Поляринов. «Центр тяжести».
- Мария Степанова. «Памяти памяти».
- Ксения Букша. «Открывается внутрь».
- Александр Ливергант. «Вирджиния Вулф. Моменты бытия».
- Виктор Вилисов. «Нас всех тошнит. Как театр стал современным, а мы этого не заметили».
Лев Данилкин, писатель, лауреат премии «Большая книга», критик, редактор отдела культуры «Российской газеты»:
- Георгий Дерлугьян. "Адепт Бурдье на Кавказе. Эскизы к биографии в миросистемной перспективе». Абсолютная книга года моя. Лучшая из известных мне биографий живого человека.
- Бенедикт Андерсон. «Воображаемые сообщества».
- Джеймс Скотт. "Благими намерениями государства".
- Александр Проханов. "Певец боевых колесниц".
- Stephen Kotkin. «Stalin: Paradoxes of Power».
- Анатолий Фоменко, Глеб Носовский. "Курган Христа и Богородицы. Тристан и Изольда".
- Анатолий Фоменко, Глеб Носовский, "Утопии и социализм как борьба с Русью-Ордой".