Текст и фото: Игорь Карнаухов/РГ, Пермь
Небольшая площадь перед краевой библиотекой им. А. М. Горького в эти дни выглядела неузнаваемой. Во всю ширину скверика развернулся павильон, под сводами которого разложили свои переплетенные сокровища более шестидесяти издательств, магазинов и объединений Москвы, Петербурга, Урала, Поволжья и Крыма.
- Если приглядеться к геральдике, - напомнил проректор Пермского государственного национального исследовательского университета Андрей Ветров, — выяснится, что Пермь — редкий город, у которого книга — элемент герба. Зная это, совсем иначе воспринимаешь те факты, что именно у нас появилась старейшая и крупнейшая библиотека на Урале, именно у нас открылся первый в регионе вуз, кстати, все нынешние преподаватели которого — закоренелые библиофилы. В книге — сила нашего края!
Сериал сменил роман
Самой популярной у гостей ярмарки стала публичная дискуссии «Сериалы: литература, паралитература или антилитература современности». Вместе с экспертами пришедшие пытались найти ответ на вопрос, повинны ли сериалы в вытеснении чтения из главного вида досуга, однако так ли уж принципиально они не сочетаемы?
- Я посмотрел несколько сериалов по толстым художественным романам, а потом прочитал их, — возразил активист неправительственного центра «ГРАНИ» Алексей Курносов. — Мне стало интересно, как оно там было "на самом деле".
- Сериалы никогда не заменят литературу так же, как фотография никогда не сможет заменить живописи, - уверена научный сотрудник Центра сравнительных исторических и политических исследований при ПГНИУ Людмила Кузнецова. - Просто язык сериалов более понятен и доступен, нежели язык архитектуры или академической музыки, требующих некоторых знаний и уровня культуры.
Сама преподаватель советует обращать внимание на нераскрученные, не слишком нашумевшие образцы телеиндустрии на каналах «второго экрана», ибо считает, что они подсказывают тенденции будущего.
- Развитие технологий, в частности, стримингового ТВ, обострение конкуренции в эфире приводит к тому, что сериалы становятся более авторскими, обретают своеобразный стиль, присущий какому-либо одному из них, — указывает эксперт. — А это уже сродни литературе!
Председатель фонда «Юрятин» доктор филологических наук Владимир Абашев, в свою очередь, призвал присмотреться, как работает Алексей Иванов. Объявив о начале работы над многожанровым проектом «Тобол», один из самых популярных писателей современной России сначала создал сценарий сериала, к съемкам которого минувшей весной приступили. Пока снимается фильм, литератор выпустил роман, а потом в соавторстве со своей соратницей Юлией Зайцевой еще написал книгу «Дебри», повествующую о подлинных исторических событиях, легших в основу «Тобола».
А еще роман «Золото пармы», вышедший в 2003 году, писался в расчете на разработку компьютерной игры. Которая, правда, не появилась.
— Да и что касается той же «Игры престолов», - указывает ученый, - Иванов считает его такой вехой, к которой современной беллетристике идти и идти.
Свою «вселенную» похожим образом расширяют и создатели «Твин Пикс».
Классика в чемодане
Чрезвычайно перспективным представилось и направление литературного туризма, о чем шла речь на круглом столе «Литературное открытие Урала». Березники связаны с именем Алексея Решетова, Чусовой — Виктора Астафьева, Чердынь — Осипа Мандельштама и Варлама Шаламова, север - Алексея Иванова, поселок Всеволодо-Вильва — А. П. Чехова и Бориса Пастернака, село Троица — Василия Каменского, в краевом центре чтут всех их и в придачу Аркадия Гайдара, Вениамина Каверина и целое созвездие блестящих детских писателей.
— Удивительно, что при наличии такого кладезя в Пермском крае до сих пор нет единого литературного музея, — констатирует доцент кафедры туризма ПГНИУ, кандидат географических наук Анастасия Фирсова. — Нет единой карты литературных маршрутов. Память многих мастеров слова почтена мемориальными знаками и досками, но эта память молчащая. У каждой доски должен идти рассказ о том, когда и как работал здесь Аркадий Гайдар, в какой период и при каких обстоятельствах останавливался там-то Антон Павлович Чехов, что они видели и как потом описали. Работа с молодежью тут очень важна. Чтобы подростки почувствовали, что классика — это не старье, извлеченное из нафталина, а нечто живое и пульсирующее.
Благо, в Чусовом с 2004-го проводятся Малые Астафьевские чтения, во Всеволодо-Вильве с 2011 года — юношеские Пастернаковские, и, вопреки скептикам, стихи Бориса Леонидовича поколение, покоренное гаджетами, воспринимает вполне.
Между тем литературный туризм может служить интегрирующим началом для целого ряда проектов и направлений. Тут и наглядное пособие для школьников по изучению литературы, и повод для рекламы территории, подразумевающий создание рабочих мест и развитие ремесел, и один из стержней программ патриотического воспитания, и источник импульса для добровольческого движения.
Как еще подрастающее поколение готово изучать малую родину и в какой мере осознает гениев места, ходивших по тем же улицам, покажет Второй конкурс школьных аудиогидов «Дом, в котором я живу», также объявленный на ярмарке.
Дань экологии
В ходе ярмарки прошел конкурс на лучшую книгу на экологическую тематику. Участники представили на него восемнадцать образцов полиграфической продукции.
Гран-при снискал «Животный мир Ярославской области» (автор Юрий Маслов), выпущенный рыбинским издательством «Медиарост» еще в 2014 году. Это двенадцатый том «Библиотеки ярославской семьи». Книга написана доступным, популярным языком и иллюстрирована огромным количеством цветных фотографий.
Диплом второй степени заслужили записки современного охотника Вячеслава Субботина — «Счастливые скитальцы» («Титул», Пермь), третьей — «Удивительная экология» Оксаны Лариной («ЭНАС-книга», Москва).
Лучшей по оформлению и полиграфическому исполнению признана «Шмяк говорит спасибо» Роба Скоттона («Клевер», Москва).
Председатель жюри, доктор географических наук Георгий Воронов предложил сделать конкурс ежегодным и расширить число номинаций.
— В любой развитой стране, в том числе в России, примерно пятнадцать процентов населения живо интересуются проблемами охраны окружающей среды, - указывает заслуженный профессор Пермского госуниверситета. - Пятнадцать — не сто, но эта доля весома, и это люди, которые понимают: если не решать проблемы природы за нее, однажды род человеческий может и сойти с лица Земли...
Разбуженные «Компросом»
Заключительным аккордом фестиваля стал первый в пермской литературной жизни слэм прозаиков, организованный, конечно, из ревности к успехам поэтов: благодаря фестивалю поэзии «Компрос» турниры среди рифмоплетов вошли в моду и нередко появляются в афишах кафе и клубов, на них стихослагатели могут получить денежный приз. Прозаиков тем временем терзала зависть…
Потягаться силами на первом состязании решились двенадцать авторов, как дебютанты, так и уже вполне состоявшиеся писатели. Каждому выступающему давалось по пять минут, чтобы произвести впечатление на слушателей. В жюри, кстати, вошел и корреспондент «Года литературы».
Победила Любовь Соколова, читавшая главы из своих "Записок взрослой женщины" (2016) — сборника рассказов и повести — семейной саги.
Второе место досталось Ярославу Глущенкову за сюрреалистические рассказики, третье занял театральный режиссер Дмитрий Заболотских с пародиями на даосские притчи: ему единственному аплодировали по ходу чтения, а не только по окончании выступления. Вообще, как показал первый опыт, к публике лучше всего идти с малыми жанрами и с юмором.
К удовлетворению прозаиков, им тоже вручили скромные денежные призы — по три, две и одной тысяче рублей соответственно. Приобретенным опытом они, кажется, были счастливы даже больше.
Как отметил инициатор фестиваля «Компрос» Борис Эренбург, также читавший свои сочинения как рядовой участник и вышедший в лидеры голосования, но отказавшийся от наград, первый блин не вышел комом. Так что продолжение последует.
Ссылки по теме:
ММКВЯ: Как звучит удмуртский рэп — 04.09.2017
Пермские книголюбы соберутся на Большой книжной ярмарке — 28.08.2017
От Алтая до Тулы — праздник литературы. Фестивали-2017 — 31.05.2017