САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

«Название «Центрифуга» намекает на центробежность…»

Кураторы поэтической серии Центра Вознесенского объясняют на примерах принципы свой работы

Поэтическая издательская программа Центра Вознесенского. На фото сверху вниз: Лев Оборин, Мария Степанова, Илья Данишевский / godliteratury.ru
Поэтическая издательская программа Центра Вознесенского. На фото сверху вниз: Лев Оборин, Мария Степанова, Илья Данишевский / godliteratury.ru

Интервью: Михаил Визель

Открывшийся в 2017 году Центр Вознесенского на Ордынке – отрадный пример частной культурной институции, в которой всё правильно сошлось. Вдова Андрея Вознесенского Зоя Богуславская тщательно сохранила архив поэта, а его пасынок Леонид Богуславский случайно оказался успешным венчурным инвестором, вовремя и успешно вложившимся в крупнейшие айти-стартапы (сам Андрей Андреевич, наверно, оценил бы такое сгущение новых слов и смыслов). Так что уютный особнячок на Ордынке оказался не стеснен в средствах и наполнен смыслами. Одним из этих смыслов стала поэтическая издательская программа Центра Вознесенского, получившая отдельное название «Центрифуга». Она составляется тремя яркими и деятельными àкторами современной русской литературы: Ильей Данишевским, Львом Обориным и Марией Степановой. Каждый из которых выступает попеременно в ипостасях поэта, редактора, писателя.

Первыми в новой серии в едином оформлении вышли книги четырёх очень разных поэтов – Галины Рымбу, Ростислава Амелина (кстати, оба – авторы «Года Литературы»), Анны Глазовой и Василия Бородина. А три соредактора серии согласились сообща ответить на наши вопросы.

Серия бумажных книг была сразу заложена в концепцию при создании Центра? Или после удачного открытия подумали: «А давайте еще и книги»?

Да, сразу, но надо было понять, как, когда, с чего начинать. Так же, как поддержка премии Аркадия Драгомощенко, издательская инициатива — органичное продолжение разговора о литературе, вокруг литературы, на которых был сконцентрирован Центр с самого начала.

Почему вообще серия открывается именно этими книгами и этими авторами? Можно ли сказать, что они каждый на свой лад развивают «линию Вознесенского» в русской литературе – или такой задачи вообще не стояло?

Нет, такой задачи не стояло. Имя Вознесенского сообщает координаты институции, определяет литературоцентричные интересы, и мы искренне благодарны Центру Вознесенского за возможность заниматься нашей серией. У нас нет задачи рассказывать о Вознесенском, искусственно помещать кого-либо в его контекст — и вообще в чей-либо контекст. Мы занимаемся изданием поэзии, пытаясь расширить литературное пространство, а не подписав его под какую-то идею.

Первые четыре книги поэтической серии Центра Вознесенского представляют поэтов разных – по возрасту, от «нет тридцати» до «за сорок», по стилистике и поэтике, от своего рода эпической поэмы до открытых социальных манифестов; пожалуй, единственный объединяющий фактор, который сразу бросается в глаза – это решительное предпочтение свободного стиха. Есть ли другие, не столь очевидные объединяющие черты?

Ни Амелин, ни Бородин не предпочитают свободный стих. Они работают с метром и рифмой. Так что этот объединяющий фактор — надуманный. Само название «Центрифуга» намекает на центробежность издательской стратегии: нам интересно охватить разные области, увидеть и показать разные возможности современного поэтического письма на русском языке. Эту стратегию нам хотелось бы сохранить и в дальнейшем. Объединяет эти книги то, что они показались нам насущно необходимыми среди других выходящих книг стихов.

Как вы принимаете решения о выборе очередного автора и состава книги? Консенсусно, или «распределяете обязанности»?

Мы, разумеется, обсуждаем кандидатуры авторов, и решение в итоге должно быть единодушным. О составе книги мы уже разговариваем с авторами, которых решили издавать, и стараемся не навязывать своих идей, а ограничиваться советами. Так или иначе получается, что каждый из нас сопровождает ту или иную книгу – набор текстов, файл – до ухода в типографию.

Естественный вопрос – кто дальше?

Только что закончена печать новой книги короткой прозы Линор Горалик — а значит, мы и впредь сможем обращать внимание на прозу. Но сейчас у нас в работе несколько поэтических книг: в ближайших планах — Лида Юсупова, Сергей Уханов, Полина Барскова, Инна Краснопер и кое-кто ещё.

Вы сами действующие поэты; планируете ли выпуск в «Центрифуге» собственных книг?

Нет, это кажется нам неправильным.