В XXI веке российское книгоиздание пережило несколько волн появления новых независимых детских издательств. Последняя на данный момент поднялась буквально в 2020 году, когда появились несколько новых ярких брендов. Но, к сожалению, она оказалась сильно сглажена самоизоляцией, притормозившей все бизнес-процессы, а сейчас и вовсе практически замерла. Тем приятнее приветствовать появление нового издательского проекта, сразу занявшего четко определенную нишу. И пожелать им в День защиты детей разделить судьбу своего талисмана - в том смысле, что прожить очень долго и в невероятном разнообразии видов.
Текст: Татьяна Шипилова
Как вы пришли в детское книгоиздание?
Окончив Московский государственный университет печати им. Ивана Федорова, который сейчас входит в состав Полиграфического института, я начала работать в Российской правовой академии, т.е. в сфере юриспруденции, никак не связанной с детскими книгами. Но дипломную работу писала именно по детской литературе, и постепенно меня стало тянуть к детским издательствам. Работала заместителем главного редактора в издательстве «Контэнт», потом три года в издательстве «Клевер» корректором. Именно в это время задумалась о самостоятельном выпуске книг. Это не основная работа, а такое хобби для души. Потому что хочется, чтобы в России были представлены качественные детские книги.
У вас сейчас изданы две книги – одна оригинальная, вторая переводная про динозавров, которые абсолютные чемпионы детского книгоиздания последних 30 лет. Вы решили выбрать эту тематику маркетологически или просто тоже “любите динозавриков”?
Тут ещё и название – DinoBooks – совпало. На нашем логотипе маленький зеленый динозаврик (Dino) и у него в лапках книжка (Books). Большинство детей склонны к исследованиям, к изучению всего непонятного. И детям нравятся динозавры. Поэтому мы назвались Dino. То есть книжки DinoBooks так же привлекательны и интересны для детей, как динозавры.
В книге «Палеонтология» не только о динозаврах, там много говорится и о других доисторических животных и, что больше всего меня привлекло, есть раздел о палеоботанике. В российских книгах редко говорится о палеоботанике. И когда мне прислали ознакомительный файл, я, заметив, что в нем есть глава, посвященная ботанике, древним растениям, загорелась идеей издать книгу. Ведь палеонтология – это не только про динозавров, и эта книга как раз об этом рассказывает. Но динозавры мне тоже нравятся с детства, как и автору Эшли Холл.
«Палеонтология» – как бы подготовка к вхождению в научную сферу знаний. Мы ее адаптировали, чтобы она еще больше заинтересовала российских читателей. Нам помогали палеонтолог Павел Скучас и научный редактор, доктор биологических наук Александр Аверьянов. И с переводчиком, Михаилом Баженовым, который является кандидатом биологических наук, мы все-все не раз проверяли.
А как вы привлекаете специалистов для проверки научности книги? Это ваши знакомые или вы их специально ищете для каждого проекта?
Для книги «Палеонтология» нужен был человек, который являлся бы и практиком, и теоретиком. Александра Олеговича Аверьянова я нашла благодаря интернету. Я читала его статьи, просматривала его работы. Спасибо ему большое, что он с научной точки зрения отредактировал книгу, потому что там были кое-какие шероховатости. Могу сказать, что с этой книгой все очень хорошо сложилось: два человека из научного мира редактировали, а я литературно обрабатывала, чтобы детям было интересно.
Собираетесь ли расширяться в другие области? Или динозавры – «ваше всё»?
У нас на обложке написано «Изучаем природу» – это книжная серия. «Палеонтология» – первая книга в серии. Мы сейчас готовим еще одно издание, но подготовка требует большого количества времени. В любом случае надеемся, что дальше будет еще интереснее.
Что-то будет еще помимо научно-познавательной литературы? Что-то развлекательное?
На первом месте польза от книг. Если я увижу, что присланная рукопись будет полезна читателю, если ребенок прочтет ее, его глаза загорятся, тогда можно попробовать издать. Также для меня на первом месте полиграфическая составляющая. «Палеонтология» в твердом переплете, с так называемой бархатистой обложкой (soft touch). Для меня как для издателя важны два пункта: качественное наполнение, чтобы заинтересовывало читателей и меня, и качественное полиграфическое исполнение.
То есть художественных вы пока не планируете?
Планировали, но пока решили заняться научно-популярной литературой.
Есть ли уже у вас пул постоянных авторов? Или вы сами себе авторы?
Елена Елисеева писала стихи к «Пуху, Пирату и Горошку». Мне нравится, как пишет научный журналист Антон Нелихов, у него такой серьезный подход к работе. И хочется находить похожих авторов-специалистов, которые бы писали на темы, не представленные на российском рынке детской литературы. Эти темы есть. Например, микробиология для детей. Мы работаем над этим. Но вообще я десять лет проработала в издательской сфере, и у меня уже собран пул авторов, редакторов, корректоров, верстальщиков. Я собирала хороших специалистов по крупицам.
Как происходит пополнение портфеля и насколько он сейчас полон?
Есть несколько задумок, но мы сейчас будем выбирать, что издавать, чтобы книги потом не лежали на складе. В планах был проект под названием «Библиотечная книга» – книга, рассказывающая детям о библиотеках. В серии «Изучаем природу» есть в плане книги о растениях. На первом месте – книги о растениях России. Но мы работаем в зависимости от запроса. Я на сайте издательства задаю вопрос относительно какого-либо проекта и прошу обратную связь. Если обратная связь существенная, значит, нужно брать в работу. Я понимаю, что ни у кого такой стратегии нет, но хочу издавать в том числе то, что интересно читателю.
Первые ваши книги – как переводные, так и оригинальные; как вы планируете решать вопрос о соотношении тех и других в нынешних условиях?
Хотим поддерживать своих авторов. В серии «Изучаем природу» будут и оригинальные книги. Критерий отбора такой – тема не должна быть вторичной на книжном рынке. Да, про динозавров есть много книг, но все же наша книга не только о них. Она путеводитель по разнообразному доисторическому миру, об этом почти никто не пишет, но очень надеюсь, что такие книги будут выходить. Ведь раньше и про шахматы почти не писали, но за последние пару лет вышло несколько интересных детских книг о шахматах, и в эту сторону уже можно не смотреть.
То есть за то, что более-менее покрыто, вы браться не будете?
Если уже написано несколько книг в жанре развлекательной и познавательной литературы, нет смысла. Если есть книги хороших авторов-специалистов, которые осветили тему, к чему издавать что-то вторичное. А если какая-то тема освещена неглубоко, тогда можно копнуть глубже.
Книги в жанре «эдьютейнмент», то есть «просвещение через развлечение» – сегмент благодатный, но требующий больших вложений: квалифицированные авторы, научная редактура, красочные иллюстрации; как думаете сводить концы с концами? Подаете ли на гранты и т.д.?
На гранты не подаем. Трудности в книгопечатании были всегда. Если сравнить нынешние трудности с временами Гутенберга, то современные проблемы и не проблемы вовсе. Если книга издается, покупается, то вся прибыль идет на следующие книги.
А тираж обычно какой?
Тираж всех книг 1000 экземпляров. Это немаленький тираж для российского книжного издания. Американские издательства не пишут тираж, но он у них в разы больше российских цифр. Книга «Палеонтология», например, была издана сразу же тиражом 40 000. У нас так издается только бестселлер. Для первого детского издания в России это нереальные цифры.
Да это и для взрослого издания цифры нереальные!
Конечно! У них эта книга вышла под названием Fossils for Kids («Окаменелости для детей») в 2020 году, в разгар пандемии. Видимо, все захотели отвлечь детей, поизучать с ними динозавров. Но когда я сообщила правообладателю, какой будет тираж у нас, они не удивились, согласились. Издание книги тиражом 2-3 тысячи экземпляров, конечно же, уменьшит себестоимость, но мой склад тогда будет просто переполнен, позволить себе большой склад пока не могу, поэтому 1000 экземпляров – это очень хорошо.
И вам хватает прибыли для запуска новых проектов?
Конечно не хватает. Книгоиздание вообще дело неприбыльное. «Пух, Пират и Горох» я издавала на свои деньги. Но вся прибыль от этого складывается и идет на осуществление следующих проектов. А если книжный проект нравится, то я готова сама в него вкладываться. Без этого никак.
Есть ли планы расширять возрастную категорию? Какой вообще возрастной сегмент больше всего интересует?
Книга «Пух, Пират и Горох» – 6+, а «Палеонтология» – 12+. Возрастная категория 0+ – хлеб для издателей, родители покупают такие книги лучше всего, но мне сейчас интересна литература для детей младшего школьного возраста, которым нужны такие книги, которые будут не только дополнять знания, но и увлекать в мир науки.
Сужу по себе: я не очень люблю физику, химию, именно эти предметы очень сухо и неинтересно преподавали в школе, а дополнительной литературы – качественной и интересной – не было. Поэтому хочется издавать то, что будет и познавательно, и увлекательно для юных исследователей. Я просматриваю все, что сейчас есть на рынке детской литературы. И когда нахожу небольшую брешь, просвет, то понимаю – ага, белое пятно! Можно его заполнить, открыть, так сказать, Америку. Но если вдруг придет электронное письмо от автора-специалиста, который захочет рассказать, допустим, об архитектуре для самых маленьких, и станет сразу понятно, что это неограненный алмаз, то да, мы можем издать и 0+. Все рукописи принимаются и рассматриваются, всем отвечаю, хотя и не сразу, обычно в течение трех месяцев.
А как находите иллюстраторов?
Найти такого художника, с которым вы бы звучали в унисон, очень трудно. У некоторых выстраивается очередь на два года вперед. Поиски иллюстратора – это всегда очень сложный этап. Нахожу на сайте Иллюстраторы.ру. Бывает, обращаюсь к знакомым, а они отправляют к своим знакомым. Когда у меня спрашивают, что надо сделать, чтобы стать вашим иллюстратором, говорю: в рисунках должны быть добрые эмоции. Кстати, хороших дизайнеров и верстальщиков тоже трудно найти. Если бы меня спросили, кого сложно найти в издательском бизнесе, я бы не задумываясь ответила: иллюстраторов и верстальщиков.
На Красной площади где вас искать?
Сотрудничаем с торговым домом «Москва», на их стенде и будут представлены книги. А тех, кто не сможет посетить книжный фестиваль на Красной площади, приглашаю в соцсети DinoBooks. Летом у нас проводится литературное состязание, можно стать критиком, написать обзоры, рецензии на наши книги. Совсем недавно меня также пригласили в Псков, где пройдет фестиваль «Книжная яблоня». Очень надеюсь там побывать и поделиться своей любовью к книгам с другими людьми.