САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Как это работает. Что такое метафора

Продолжаем разбираться со средствами выразительности и вспоминаем, что такое метафора в литературе

Как это работает. Что такое метафора./ Марк Шагал. Над городом. 1918. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Как это работает. Что такое метафора./ Марк Шагал. Над городом. 1918. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Текст: Ольга Лапенкова

Метафора — это приём, который часто называют скрытым сравнением. Метафора, как и сравнение, сопоставляет два предмета или явления, причём таких, между которыми вообще-то мало общего. Именно потому, что параллель получается неожиданная, метафора и считается средством художественной выразительности.

Например, «бездна премудрости». Мало кому придёт в голову сравнивать все знания, которые накопило человечество, с провалом в земле. Но, если вдуматься, аналогия довольно точная. Во-первых, бездна — это что-то неизмеримое и таинственное. С информацией примерно то же: никто не способен осилить даже десятую (сотую? тысячную? миллионную?) часть научной литературы, созданной за две с лишним тысячи лет. А если вспомнить, что есть ещё художественная…

Во-вторых, слово «бездна» вызывает не самые приятные ассоциации. Это, скорее, что-то мрачное и опасное, как в рассказах Лавкрафта. В бездне могут прятаться какие угодно чудовища. То же с науками: они не только расширяют наш кругозор, но и показывают, на какие безумства способен человек ради достижения своих целей. Или как тяжело ему приходится страдать, пока не придёт великий учёный/изобретатель/политик и не решит какой-нибудь вопрос. Открой на случайной странице учебник истории — попадёшь на главу о заговорах, восстаниях, пытках, казнях и войнах. Или — об эпидемиях, голоде, стихийных бедствиях…

Но вернёмся к метафоре. Чем же она отличается от сравнения? Почему в метафоре оно «скрытое?»

Как устроена метафора

Метафору можно построить двумя способами.

Первый способ — при помощи грамматической основы (подлежащего и сказуемого). Например, «глаза сияют», «душа поёт», «мускулы играют»... В теории между подлежащим и сказуемым можно поставить союз «как будто»: глаза как будто сияют, душа как будто поёт. На практике в этом нет необходимости. Метафору и так сложно не заметить.

Второй способ — при помощи дополнения, которое стоит в любом падеже, кроме творительного. Чаще всего — в родительном или винительном: «точка (чего?) зрения», «разбить (что?) сердце». Но если перед вами творительный падеж, например — «пыль летит столбом», то это уже сравнение.

Ситуация усложняется тем, что существует ещё понятие «развёрнутая метафора». Это приём, при котором автор, сравнивая что-то одно с чем-то другим, делает это о-о-очень подробно. Больше всех развёрнутые метафоры любил, пожалуй, В. В. Маяковский. Вот отрывок из его поэмы «Во весь голос»:

  • Я, ассенизатор
  •        и водовоз,
  • революцией
  •       мобилизованный и призванный,
  • ушёл на фронт
  •        из барских садоводств
  • поэзии —
  •     бабы капризной.
  • Засадила садик мило,
  • дочка,
  •    дачка,
  •       водь
  •         и гладь —
  • сама садик я садила,
  • сама буду поливать. <...>
  • Мой стих
  •      трудом
  •          громаду лет прорвёт
  • и явится
  •      весомо,
  •          грубо,
  •             зримо,
  • как в наши дни
  •         вошёл водопровод,
  • сработанный
  •        ещё рабами Рима.
  • В курганах книг,
  •         похоронивших стих,
  • железки строк случайно обнаруживая,
  • вы
  •  с уважением
  •        ощупывайте их,
  • как старое,
  •       но грозное оружие.
  • Я
  •  ухо
  •    словом
  •        не привык ласкать;
  • ушку девическому
  •          в завиточках волоска
  • с полупохабщины
  •          не разалеться тронуту.
  • Парадом развернув
  •          моих страниц войска,
  • я прохожу
  •      по строчечному фронту.
  • Стихи стоят
  •       свинцово-тяжело,
  • готовые и к смерти
  •           и к бессмертной славе.
  • Поэмы замерли,
  •         к жерлу прижав жерло
  • нацеленных
  •        зияющих заглавий...

Строго говоря, на этом участке есть аж две развёрнутых метафоры.

Первая — это сравнение «старой» поэзии с «барским садоводством». То есть с добропорядочным имением, где всё ровно, чинно, мило… и невыносимо скучно. «Дачка, водь и гладь» — это, конечно, мило, но разве это имеет что-то общее с настоящей жизнью — бурной, непредсказуемой, страстной? Лирический герой питает презрение к любой фальши, лицемерию, к напускному спокойствию.

Если вы любите отдыхать на даче и возмущены словами Маяковского, не переживайте. Повторимся: автор имел в виду не сады, а поэзию. Причём не всю, а ту, которая, по выражению того же Маяковского, «из любви и соловьёв какое-то варево».

Вторая развёрнутая метафора — это сравнение «новой» поэзии с полем боя. Лирический герой «готов и к смерти и к бессмертной славе»; по сути это одно и то же. Современному читателю может показаться, что герой преувеличивает, но не будем забывать, в какое время создавалась поэма «Во весь голос». А было это в 1929—30 гг., всего через семь лет после того, как завершилась Гражданская война.

Примеры метафоры в стихотворениях русских поэтов

1. А. С. Пушкин, «Деревня»

Для начала вспомним программное стихотворение А. С. Пушкина, входящее в корпус так называемой «вольнолюбивой лирики». Именно такие стихи (в опасном сочетании с эпиграммами на видных политиков и на самого Александра I) привели к тому, что в 1820-м году автора отправили в ссылку. Впрочем, «Деревню» — хоть и со значительными цензурными правками — при следующем императоре, Николае I, опубликовать-таки разрешили. Но в первоначальном виде оно было напечатано уже после смерти поэта — и после отмены крепостного права.

Почему мы так подробно об этом говорим? Потому, что не в последнюю очередь дело было в метафорах.

  • Приветствую тебя, пустынный уголок,
  • Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,
  • Где льётся дней моих невидимый поток
  • На лоне счастья и забвенья.
  • Я твой — я променял порочный двор Цирцей,
  • Роскошные пиры, забавы, заблужденья
  • На мирный шум дубров, на тишину полей,
  • На праздность вольную, подругу размышленья. <...>

  • Оракулы веков, здесь вопрошаю вас!
  • В уединеньи величавом
  • Слышнее ваш отрадный глас.
  • Он гонит лени сон угрюмый,
  • К трудам рождает жар во мне,
  • И ваши творческие думы
  • В душевной зреют глубине.

  • Но мысль ужасная здесь душу омрачает:
  • Среди цветущих нив и гор
  • Друг человечества печально замечает
  • Везде невежества убийственный позор.
  • Не видя слез, не внемля стона,
  • На пагубу людей избранное судьбой,
  • Здесь барство дикое, без чувства, без закона,
  • Присвоило себе насильственной лозой
  • И труд, и собственность, и время земледельца.
  • Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,
  • Здесь рабство тощее влачится по браздам
  • Неумолимого владельца.
  • Здесь тягостный ярем до гроба все влекут,
  • Надежд и склонностей в душе питать не смея,
  • Здесь девы юные цветут
  • Для прихоти бесчувственной злодея… <...>
  • 1819

Начинается всё идеалистически. Лирический герой приезжает в деревню — «приют спокойствия, трудов и вдохновенья». Тут его ждёт «дней поток <…> на лоне счастья и забвенья»: «праздность — подруга размышленья», «сон лени», который сменяется «жаром к трудам»… В общем, всё, что так не любят герои Маяковского.

И правда, если прочесть только начало «Деревни», впечатление сложится не слишком-то приятное. Здорово, конечно, что барин у себя в имении сидит под деревом и чай попивает. Но разве это поэзия?

Однако вскоре оказывается, что картина благословенной деревни приведена лишь для контраста. Ведь в следующих строфах речь пойдёт про «позор невежества», и про «рабство», которое «влачится по браздам», и про «дев», которые «цветут для прихоти злодея».

Эффект колоссальный. Как будто вы загорали у бассейна, и вдруг вас швырнули в холодную воду: каково?

2. М. В. Исаковский, «Враги сожгли родную хату...»

Иногда метафоры идут друг за другом вереницей, как мы только что видели у Пушкина. Оно и немудрено: Александру Сергеевичу нужно было подчеркнуть, насколько ужасно крепостное право — явление, которое столетиями воспринималось в России как нечто само собой разумеющееся. Но иногда ситуация, в которую попадает тот или иной герой, настолько невыносима, что лишняя образность только испортит дело. И тогда перед автором встаёт сложнейшая задача: использовать средства выразительности лишь там, где без них не обойтись.

Классический пример — стихотворение М. В. Исаковского о солдате, который, вернувшись домой после окончания Великой Отечественной войны, узнал, что его близких нет в живых:

  • Враги сожгли родную хату,
  • Сгубили всю его семью.
  • Куда ж теперь идти солдату,
  • Кому нести печаль свою?

  • Пошёл солдат в глубоком горе
  • На перекрёсток двух дорог,
  • Нашёл солдат в широком поле
  • Травой заросший бугорок. <...>

  • «Не осуждай меня, Прасковья,
  • Что я пришел к тебе такой:
  • Хотел я выпить за здоровье,
  • А должен пить за упокой.

  • Сойдутся вновь друзья, подружки,
  • Но не сойтись вовеки нам...»
  • И пил солдат из медной кружки
  • Вино с печалью пополам.

  • Он пил — солдат, слуга народа,
  • И с болью в сердце говорил:
  • «Я шёл к тебе четыре года,
  • Я три державы покорил...»

  • Хмелел солдат, слеза катилась,
  • Слеза несбывшихся надежд,
  • И на груди его светилась
  • Медаль за город Будапешт.
  • 1945

3. Б. А. Ахмадулина, «По улице моей который год...»

Шагаем в следующую эпоху — и оказываемся на концерте поэтов-шестидесятников. И слышим, как Белла Ахмадулина читает одно из самых знаменитых своих стихотворений:

  • По улице моей который год
  • звучат шаги — мои друзья уходят.
  • Друзей моих медлительный уход
  • той темноте за окнами угоден. <...>

  • О одиночество, как твой характер крут!
  • Посверкивая циркулем железным,
  • как холодно ты замыкаешь круг,
  • не внемля увереньям бесполезным.

  • Так призови меня и награди!
  • Твой баловень, обласканный тобою,
  • утешусь, прислонясь к твоей груди,
  • умоюсь твоей стужей голубою. <...>

  • Даруй мне тишь твоих библиотек,
  • твоих концертов строгие мотивы,
  • и — мудрая — я позабуду тех,
  • кто умерли или доселе живы. <...>

  • И вот тогда — из слёз, из темноты,
  • из бедного невежества былого
  • друзей моих прекрасные черты
  • появятся и растворятся снова.
  • 1959

Шестидесятники в принципе тяготели к литературным экспериментам и не жалели средств выразительности. И порой откровенно перебарщивали. Но, кажется, в этом стихотворении все метафоры — сколько бы их ни было! — на своём месте. Или нет?

Кстати, современные поэты тоже используют сравнения, эпитеты и метафоры. Так что, если вы хотите блеснуть знаниями на уроках литературы, это отличная тема для доклада или презентации: берите любого и разбирайте по косточкам!