Текст: Ольга Лапенкова
Метафора — это приём, который часто называют скрытым сравнением. Метафора, как и сравнение, сопоставляет два предмета или явления, причём таких, между которыми вообще-то мало общего. Именно потому, что параллель получается неожиданная, метафора и считается средством художественной выразительности.
Например, «бездна премудрости». Мало кому придёт в голову сравнивать все знания, которые накопило человечество, с провалом в земле. Но, если вдуматься, аналогия довольно точная. Во-первых, бездна — это что-то неизмеримое и таинственное. С информацией примерно то же: никто не способен осилить даже десятую (сотую? тысячную? миллионную?) часть научной литературы, созданной за две с лишним тысячи лет. А если вспомнить, что есть ещё художественная…
Во-вторых, слово «бездна» вызывает не самые приятные ассоциации. Это, скорее, что-то мрачное и опасное, как в рассказах Лавкрафта. В бездне могут прятаться какие угодно чудовища. То же с науками: они не только расширяют наш кругозор, но и показывают, на какие безумства способен человек ради достижения своих целей. Или как тяжело ему приходится страдать, пока не придёт великий учёный/изобретатель/политик и не решит какой-нибудь вопрос. Открой на случайной странице учебник истории — попадёшь на главу о заговорах, восстаниях, пытках, казнях и войнах. Или — об эпидемиях, голоде, стихийных бедствиях…
Но вернёмся к метафоре. Чем же она отличается от сравнения? Почему в метафоре оно «скрытое?»
Как устроена метафора
Метафору можно построить двумя способами.
Первый способ — при помощи грамматической основы (подлежащего и сказуемого). Например, «глаза сияют», «душа поёт», «мускулы играют»... В теории между подлежащим и сказуемым можно поставить союз «как будто»: глаза как будто сияют, душа как будто поёт. На практике в этом нет необходимости. Метафору и так сложно не заметить.
Второй способ — при помощи дополнения, которое стоит в любом падеже, кроме творительного. Чаще всего — в родительном или винительном: «точка (чего?) зрения», «разбить (что?) сердце». Но если перед вами творительный падеж, например — «пыль летит столбом», то это уже сравнение.
Ситуация усложняется тем, что существует ещё понятие «развёрнутая метафора». Это приём, при котором автор, сравнивая что-то одно с чем-то другим, делает это о-о-очень подробно. Больше всех развёрнутые метафоры любил, пожалуй, В. В. Маяковский. Вот отрывок из его поэмы «Во весь голос»:
- Я, ассенизатор
- и водовоз,
- революцией
- мобилизованный и призванный,
- ушёл на фронт
- из барских садоводств
- поэзии —
- бабы капризной.
- Засадила садик мило,
- дочка,
- дачка,
- водь
- и гладь —
- сама садик я садила,
- сама буду поливать. <...>
- Мой стих
- трудом
- громаду лет прорвёт
- и явится
- весомо,
- грубо,
- зримо,
- как в наши дни
- вошёл водопровод,
- сработанный
- ещё рабами Рима.
- В курганах книг,
- похоронивших стих,
- железки строк случайно обнаруживая,
- вы
- с уважением
- ощупывайте их,
- как старое,
- но грозное оружие.
- Я
- ухо
- словом
- не привык ласкать;
- ушку девическому
- в завиточках волоска
- с полупохабщины
- не разалеться тронуту.
- Парадом развернув
- моих страниц войска,
- я прохожу
- по строчечному фронту.
- Стихи стоят
- свинцово-тяжело,
- готовые и к смерти
- и к бессмертной славе.
- Поэмы замерли,
- к жерлу прижав жерло
- нацеленных
- зияющих заглавий...
Строго говоря, на этом участке есть аж две развёрнутых метафоры.
Первая — это сравнение «старой» поэзии с «барским садоводством». То есть с добропорядочным имением, где всё ровно, чинно, мило… и невыносимо скучно. «Дачка, водь и гладь» — это, конечно, мило, но разве это имеет что-то общее с настоящей жизнью — бурной, непредсказуемой, страстной? Лирический герой питает презрение к любой фальши, лицемерию, к напускному спокойствию.
Если вы любите отдыхать на даче и возмущены словами Маяковского, не переживайте. Повторимся: автор имел в виду не сады, а поэзию. Причём не всю, а ту, которая, по выражению того же Маяковского, «из любви и соловьёв какое-то варево».
Вторая развёрнутая метафора — это сравнение «новой» поэзии с полем боя. Лирический герой «готов и к смерти и к бессмертной славе»; по сути это одно и то же. Современному читателю может показаться, что герой преувеличивает, но не будем забывать, в какое время создавалась поэма «Во весь голос». А было это в 1929—30 гг., всего через семь лет после того, как завершилась Гражданская война.
Примеры метафоры в стихотворениях русских поэтов
1. А. С. Пушкин, «Деревня»
Для начала вспомним программное стихотворение А. С. Пушкина, входящее в корпус так называемой «вольнолюбивой лирики». Именно такие стихи (в опасном сочетании с эпиграммами на видных политиков и на самого Александра I) привели к тому, что в 1820-м году автора отправили в ссылку. Впрочем, «Деревню» — хоть и со значительными цензурными правками — при следующем императоре, Николае I, опубликовать-таки разрешили. Но в первоначальном виде оно было напечатано уже после смерти поэта — и после отмены крепостного права.
Почему мы так подробно об этом говорим? Потому, что не в последнюю очередь дело было в метафорах.
- Приветствую тебя, пустынный уголок,
- Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,
- Где льётся дней моих невидимый поток
- На лоне счастья и забвенья.
- Я твой — я променял порочный двор Цирцей,
- Роскошные пиры, забавы, заблужденья
- На мирный шум дубров, на тишину полей,
- На праздность вольную, подругу размышленья. <...>
- Оракулы веков, здесь вопрошаю вас!
- В уединеньи величавом
- Слышнее ваш отрадный глас.
- Он гонит лени сон угрюмый,
- К трудам рождает жар во мне,
- И ваши творческие думы
- В душевной зреют глубине.
- Но мысль ужасная здесь душу омрачает:
- Среди цветущих нив и гор
- Друг человечества печально замечает
- Везде невежества убийственный позор.
- Не видя слез, не внемля стона,
- На пагубу людей избранное судьбой,
- Здесь барство дикое, без чувства, без закона,
- Присвоило себе насильственной лозой
- И труд, и собственность, и время земледельца.
- Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,
- Здесь рабство тощее влачится по браздам
- Неумолимого владельца.
- Здесь тягостный ярем до гроба все влекут,
- Надежд и склонностей в душе питать не смея,
- Здесь девы юные цветут
- Для прихоти бесчувственной злодея… <...>
- 1819
Начинается всё идеалистически. Лирический герой приезжает в деревню — «приют спокойствия, трудов и вдохновенья». Тут его ждёт «дней поток <…> на лоне счастья и забвенья»: «праздность — подруга размышленья», «сон лени», который сменяется «жаром к трудам»… В общем, всё, что так не любят герои Маяковского.
И правда, если прочесть только начало «Деревни», впечатление сложится не слишком-то приятное. Здорово, конечно, что барин у себя в имении сидит под деревом и чай попивает. Но разве это поэзия?
Однако вскоре оказывается, что картина благословенной деревни приведена лишь для контраста. Ведь в следующих строфах речь пойдёт про «позор невежества», и про «рабство», которое «влачится по браздам», и про «дев», которые «цветут для прихоти злодея».
Эффект колоссальный. Как будто вы загорали у бассейна, и вдруг вас швырнули в холодную воду: каково?
2. М. В. Исаковский, «Враги сожгли родную хату...»
Иногда метафоры идут друг за другом вереницей, как мы только что видели у Пушкина. Оно и немудрено: Александру Сергеевичу нужно было подчеркнуть, насколько ужасно крепостное право — явление, которое столетиями воспринималось в России как нечто само собой разумеющееся. Но иногда ситуация, в которую попадает тот или иной герой, настолько невыносима, что лишняя образность только испортит дело. И тогда перед автором встаёт сложнейшая задача: использовать средства выразительности лишь там, где без них не обойтись.
Классический пример — стихотворение М. В. Исаковского о солдате, который, вернувшись домой после окончания Великой Отечественной войны, узнал, что его близких нет в живых:
- Враги сожгли родную хату,
- Сгубили всю его семью.
- Куда ж теперь идти солдату,
- Кому нести печаль свою?
- Пошёл солдат в глубоком горе
- На перекрёсток двух дорог,
- Нашёл солдат в широком поле
- Травой заросший бугорок. <...>
- «Не осуждай меня, Прасковья,
- Что я пришел к тебе такой:
- Хотел я выпить за здоровье,
- А должен пить за упокой.
- Сойдутся вновь друзья, подружки,
- Но не сойтись вовеки нам...»
- И пил солдат из медной кружки
- Вино с печалью пополам.
- Он пил — солдат, слуга народа,
- И с болью в сердце говорил:
- «Я шёл к тебе четыре года,
- Я три державы покорил...»
- Хмелел солдат, слеза катилась,
- Слеза несбывшихся надежд,
- И на груди его светилась
- Медаль за город Будапешт.
- 1945
3. Б. А. Ахмадулина, «По улице моей который год...»
Шагаем в следующую эпоху — и оказываемся на концерте поэтов-шестидесятников. И слышим, как Белла Ахмадулина читает одно из самых знаменитых своих стихотворений:
- По улице моей который год
- звучат шаги — мои друзья уходят.
- Друзей моих медлительный уход
- той темноте за окнами угоден. <...>
- О одиночество, как твой характер крут!
- Посверкивая циркулем железным,
- как холодно ты замыкаешь круг,
- не внемля увереньям бесполезным.
- Так призови меня и награди!
- Твой баловень, обласканный тобою,
- утешусь, прислонясь к твоей груди,
- умоюсь твоей стужей голубою. <...>
- Даруй мне тишь твоих библиотек,
- твоих концертов строгие мотивы,
- и — мудрая — я позабуду тех,
- кто умерли или доселе живы. <...>
- И вот тогда — из слёз, из темноты,
- из бедного невежества былого
- друзей моих прекрасные черты
- появятся и растворятся снова.
- 1959
Шестидесятники в принципе тяготели к литературным экспериментам и не жалели средств выразительности. И порой откровенно перебарщивали. Но, кажется, в этом стихотворении все метафоры — сколько бы их ни было! — на своём месте. Или нет?
Кстати, современные поэты тоже используют сравнения, эпитеты и метафоры. Так что, если вы хотите блеснуть знаниями на уроках литературы, это отличная тема для доклада или презентации: берите любого и разбирайте по косточкам!